Ханука – как раз тот самый праздник, когда мы вспоминаем о победе над врагами, замышлявшими отнять у нас нашу веру и нашу культуру, вспоминаем и о победе над собой – над теми из нас, кто с легкостью готов отказаться от тысячелетней еврейской традиции ради успеха в большом нееврейском Мире.
И что же мы покушаем в память о победе Маккавеев и в память о ханукальном чуде? По традиции ханукальные угощения связаны с кипящим маслом. Про суфганиёт – пончики – знают все. Надо сказать, что эти сладкие кушанья – вклад в ханукальную традицию сефардских евреев. Ашкеназские евреи вкушали не столь сладкие латкес – картофельные оладьи, тоже жаренные в кипящем масле. Сегодня на ханукальный стол подаются и суфганиёт, и латкес – это может символизировать собирание в Израиле разных евреев. Или даже так: картофельные латкес – символ галута, диаспоры, а пышные сладкие, начиненные вареньем и посыпанные сахарной пудрой пончики – символ сладостной геулы и возвращения в Сион.
Что еще можно приготовить на Хануку в кипящем масле? А много чего. Можно даже составить меню на каждый из восьми вечеров. Давайте попробуем. Ну, допустим, на первый вечер – латкес. Потом можно приготовить рыбу в кляре, беляши, фалафель, баклажаны в кляре, обжаренные пельмени – креплах, жареный сыр халуми, картофельные крокеты. Всё это обжаривается во фритюре, и очередное блюдо подается каждый вечер к зажиганию очередной свечи. Можно в просветительских целях, памятуя о борьбе евреев против эллинского влияния, приготовить греческий салат и противопоставить его еврейскому кушанью, то есть поставить напротив.
Можно также, рассказывая о нашествии в древнюю Иудею полчищ Антиоха Эпифана, готовить иерусалимскую шакшуку (яичницу с рублеными помидорами) и крошить туда греческую фетаксу. Греческую мусаку – слоеную запеканку с сыром, мясом и баклажанами – можно приготовить в знак привлекательности эллинистической культуры для части евреев, однако не забывая при этом заменить либо молочный сыр на соевый, либо мясо на грибы. Вкушая греческие блюда, можно петь песню «Тода аль ма, ше ли барата» («Спасибо за всё, что Ты для меня создал») – эту песню в 80-е годы переделал из греческой израильский певец и композитор Узи Хитман (в России ее пели Газманов и Киркоров со словами «мне мама тихо говорила…»).
Будет очень назидательно, если старший за столом в условленный момент отнимет у собравшихся все греческие яства и с возгласом «все, кто за Б-га, за мной!» призовет их, как старец Матитьягу, зажигать очередную свечу. После этого все должны есть только суфганиёт. Теперь вопрос – что будем пить на Хануку? Пить будем всё. Ханука – не Песах: водка, пиво и квас дозволены, но в чуть меньшем количестве, чем на Пурим. Ну и конечно же, когда, как не в ханукальные вечера, пить пиво «Маккаби»?! Оно появилось сразу же после образования еврейского государства, его начали выпускать на небольшом пивзаводе в Бат-Яме.
Конечно, если пошарить по форумам ценителей пива, то найдется там немало высокомерных отзывов о нашем национальном слабоалкогольном напитке. Нам, конечно, и кроме пива есть чем гордиться, но, зажигая ханукальные свечи, как можно без пива «Маккаби»?! Где его взять? Должно быть, в московских кошерных супермаркетах. Любопытно, что на тех же форумах любителей пива упоминается «Маккаби голд», которое в 2009 году пытался выпускать пивзавод в Сыктывкаре.
Можно даже установить обычай использования «горячительной» ханукии. Состоит он в следующем: на стол ставится бутылка с «огненной водой» – это «шамаш», а рядом восемь рюмок. В первый вечер, после зажигания первой свечи, нужно налить рюмку, сказать благословение «шеаколь», потом «лехаим» и выпить одну рюмку, во второй вечер, соответственно, – две, в третий – три, и так далее до восьми. Если в ханукальные дни вы станете на путь тшувы, должно повториться ханукальное чудо – бутылки хватит на восемь дней.
https://stmegi.com