Министр по делам религии в Израиле Матан Кахане обнародовал сегодня реформу, которая должна вступить в силу уже в ближайшие месяцы (при условии, что правительству удастся провести бюджет).
Согласно новому плану, услуги по «кашрутному надзору» перейдут в частные руки. Иными словами, государство в рамках закона о хозяйственном урегулировании (этот закон всегда сопутствует утверждаемому бюджету) реорганизует функции государственного раввината.
Выдачей сертификатов о кошерности займутся частные структуры, которые будут соответствовать критериям, определенным государством – разного рода «бадацы», «Рабаней цоар» и т. п.
Согласно действующему сейчас закону, объявлять свою продукцию кошерной могут только те заведения, у которых есть сертификат государственного раввината. Те, кто не имеет соответствующего сертификата, даже если их продукция абсолютно кошерна в соответствии с Галахой, не имеют права оперировать этим ключевым словом у себя в заведении.
Сейчас в стране действует загадочная система, при которой инспекторы по кашруту, назначаемые государственным раввинатом, являются не сотрудниками раввината, а числятся на зарплате в тех самых заведениях, которые и контролируют.
Точка общепита, рассчитанная менее чем на 20 сидячих мест, платит за свидетельство о кошерности государственный сбор в размере 530 шекелей в год, от 20 до 50 мест – 760 шекелей, а крупные рестораны – 1400 шекелей. С мелких гостиниц государственный раввинат берет 3270 шекелей в год, а с крупных по 12 тысяч шекелей. Банкетные залы «отстегивают» по 3000-5000 шекелей в год, в зависимости от размера.
В дополнение к этому еще 180 шекелей ежегодно платится за «оформление заявки» и порядка 320 – за отдельный сертификат на период Песаха.
Кроме государственного сбора, заведения платят зарплату непосредственно инспекторам по кашруту, которых им «спускает» местный религиозный совет – отделение государственного раввината. Согласно прейскуранту на 2015 год, почасовая зарплата такого инспектора должна была составлять на тот момент 37 шекелей в час. То, что инспектор по кашруту числится сотрудником заведения, за которым надзирает, создает неприятную ситуацию – образуется зависимость заведения от конкретного прикрепленного к нему «получиновника».
В прошлом партия «Еврейский дом» уже пыталась учредить «корпорацию по надзору за кашрутом», однако этот замысел не удался.
Теперь правительство собирается одним махом решить массу юридических, духовных и бытовых проблем, связанных с государственной монополией на кашрут. Сертификаты будут выдавать частники, получившие государственную лицензию. Инспекторы по кашруту будут работниками этих организаций, а не тех заведений, которые они же и контролируют.
Вместе с тем, неясно, подешевеют ли услуги по надзору за кашрутом по сравнению с нынешними. Скорее всего, они станут дешевле для тех, кто пользовался и государственным кашрутом, и еще платил за дополнительный строгий частный кашрут так называемым «бадацам» – собраниям религиозных заседателей, у которых имеются собственные контролеры. Теперь он будет платить только один раз – непосредственно «бадацу», минуя государственный раввинат.
Правда, имеется одна сложность – если свидетельства о кошерности будут выдавать частные заведения, появляется вопрос о том, кто будет регулировать критерии, по которым работают эти организации. Есть высокая вероятность того, что суды в конечном итоге потребуют, чтобы под эти критерии по принципу равенства подпадали и организации, исповедующие «облегченный» иудаизм. В этом случае кашрут станет «негалахическим» по умолчанию и не общепринятым для большинство соблюдающих иудаизм. Таким посетителям придется каждый раз вчитываться в сертификаты, пытаясь понять, «настоящий» там кашрут или «облегченный».
Новые планы правительства вызвали сильное раздражение в рядах ультраортодоксов. Депутат из фракции «Еврейство Торы» Ури Маклев назвал их «не реформой, а реформизмом», намекая на соответствующее течение иудаизма.
Председатель партии ШАС Арье Дери прямо объявил, что конечная цель этого нововведения – признание реформистских норм кашрута.
Государственный раввинат выступил с гневным заявлением, назвав эту инициативу Министерства по делам религий опасной, чреватой исчезновением кашрута и появлением вместо этого «базара частных финансово заинтересованных структур, на котором любой махинатор сможет выдавать свидетельство о кошерности».
Вместе с тем, в нынешней коалиции не слишком важно, что думают по поводу инициатив правительства ультраортодоксы. Гораздо важнее, что думают арабы, поскольку именно от них зависит, пройдет или не пройдет тот или иной закон.