Мама, а наша кошка тоже еврей?!
Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
В Советском союзе не было национального вопроса. Была дружба народов. И кто скажет, что это было не так, пускай бросит в меня камень. В ответ прилетит море камней. Шутка. В детском саду, в школе, в университете, помню никто не задавался этим вопросом, кто русский, украинец, белорус, литовец, еврей, якут, узбек, армянин, грек, татарин, таджик…. Все были вместе. Потому как исторически сложилось, семьи были многонациональными, потому и дети рождались здоровыми и красивыми. Помню, ещё в начальной школе у нас проводили праздник народов СССР. Один год, наш класс представлял Грузинскую ССР. Мамы сшили национальные костюмы, мы, восьмилетки, разучили грузинские песни и танцы. По итогу выступили в нашей школе 22 Калининграда лучше всех.
Что касается смешения кровей. Такого необыкновенного смешения кровей не было нигде в мире! У моей прекрасной знакомой, она известный доктор, поэт, папа был узбеком, а мама эстонской. А она — русская!
Я была хорошо знакома с Олегом Турушевым, он работал представителем нашей области в Польше, служил в МИДе, возглавлял общество дружбы » Россия — Польша». Так вот, когда он рассказал о своей родословной, я поразилась. В роду русские, якуты, поляки, евреи и украинцы. А он — русский.
Когда моему старшему брату пришло время получать паспорт, а в паспорте ещё была графа «национальность», то папа спросил деликатно: Сынок, как ты, украинцем будешь? Папа надеялся, что единственный наследник фамилии Гончаровых будет украинцем по паспорту.
Брат решил остаться русским, ведь мама у нас русская. Род купеческий. Предки веры православной, старообрядческой.
Почему тогда не могло быть национализма на бытовом уровне, вообще быть не могло его быть?
В СССР молодые люди знакомились в вузах, на грандиозных комсомольских стройках, вместе строили предприятия в союзных республиках, путешествовали по стране, влюблялись, женились и никто по определению не задавался национальным вопросом.
Моя подруга — одноклассница недавно отправилась в свою родную Грузию, на неделю в отпуск. Грузия — это её родина. Ведь она там родилась. А связь с этой красивой землёй, началась с деда, директора оборонного завода. Во время Великой Отечественной войны его завод эвакуировали в Тбилиси. Так всё и срослось.
— Родители были в гостях у моих дедушки и бабушки в Грузии, мама меня родила по дороге в Тбилиси, в маленьком селе. Тогда они с папой уже планировали возвращаться домой, в Калининград. А тут все и случилось. Никто не ожидал. Свидетельство о рождении у меня на грузинском языке. В детстве меня на всё лето отправляли к дедушке и бабушке на овощи и фрукты, налитые южным солнцем. Это было счастливое детство.
Вечером во дворе собирались все: грузины и русские, армяне и азербайджанцы, греки и евреи. Вместе кушали безумно вкусные кавказские блюда, шутили, смеялись, делились новостями, пели песни. Все говорили по-русски и не было между людьми никаких барьеров, была любовь, было уважение, была радость.
— Там в Тбилиси у меня была подруга — армянская девочка. Она с нетерпением ждала, когда я снова приеду на каникулы. А один раз, так сложилось, полгода я училась вместе с ней в грузинской школе. Конечно, я скучала по маме и папе, родители были в море, рейс на полгода. Тогда я начала рисовать. Рисовала горы, снежные вершины, ущелья, серпантин дорог. И мои рисунки попали на республиканскую выставку. Я на всю жизнь влюблена в эту землю! Почему же сейчас в мире всё иначе?!
Всё очень просто. Сказки и обман… До развала Советского Союза государство проводило определенную, мудрую национальную политику. Причем на всех уровнях, от семьи и школы, в области спорта, культуры, искусства и литературы.
А развал, разрыв, беда, неприязнь и война, начались с горбачёвской перестройки и ельцинского запоя с суверенитетами. Вспыхнул Карабах, вспыхнула Чечня, загорелись Грузия с Осетией… Русскоязычное население стали выдавливать с национальных окраин, бывших республик великой страны.