День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне (еврейский аспект)

Памятник героям Первой мировой войны в Калининграде  

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.

Он установлен в целях увековечивания памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в той войне.

Надо сказать, что поминовение павших солдат началось ещё в годы самой войны одновременно с появлением первых воинских захоронений. Но в годы советской власти в стране Первую мировую войну рассматривали лишь как столкновение империалистических держав.

Первая мировая война 1914-1918 годов – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

Начиная с 1990-х годов всплеск интереса к российской истории и возможность посмотреть на события дореволюционного периода более всесторонне позволили отойти от идеологической трактовки исторических фактов. Так, историю Первой мировой войны стали рассматривать и с точки зрения её демографических последствий, оценивая данный военный конфликт как величайшую трагедию в жизни людей, и о вкладе той или иной страны, того или иного народа в победу.

Российская Империя, несмотря на своё участие в союзе стран-победительниц (Антанта), вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из Первой мировой войны (после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году), а затем была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны. Что не перечёркивает доблести русских войск на её фронтах.

Сколько их, известных и безызвестных осталось лежать в земле? Сколько отцов, мужей, сыновей не вернулось домой? По приблизительным подсчётам, это число превышает 1 600 000 человек. И это самое большое число потерь среди солдат и офицеров стран-участниц Первой мировой войны.

Первые воинские захоронения стали появляться в западных губерниях Российской Империи ещё в 1915 году. Сегодня, в основном, – это территории зарубежных стран: Латвии, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины. Также для захоронений павших в Первую мировую войну русских воинов в феврале 1915 года на землях старинного усадебного парка села Всехсвятского под Москвой (ныне территория района Сокол Москвы) было открыто Всероссийское Братское кладбище и освящена часовня. Вплоть до середины 1920 года захоронения здесь производились практически ежедневно. Но поскольку после революции 1917 года события Первой мировой войны были преданы забвению, то в 1930-е годы и само кладбище было преобразовано в парк.

Лишь в 1994 году постановлением правительства Москвы территория бывшего Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры и поставлена на государственную охрану. На месте центральной части Братского кладбища создан Мемориально-парковый комплекс Героев Первой мировой войны, на территории которого в последующие годы были установлены различные памятники и часовня.

Традиционно 1 августа во многих российских и зарубежных городах, где сохранились данные воинские захоронения, проводятся панихиды по погибшим воинам, возлагаются цветы к могилам и к местам братских захоронений. Одно из первых подобных мероприятий было проведено в 1989 году в Даугавпилсе, тогда ещё Латвийской ССР. С тех пор в этот день мероприятия проводятся ежегодно.

В последние годы и на территории разных регионов России устанавливаются памятники, открываются мемориалы, освящаются часовни в память о российских воинах, погибших в годы той войны. Всего в России и за рубежом установлено 20 памятников и мемориалов.

Министерством обороны России при поддержке Федерального архивного агентства и Российского исторического общества создан портал «Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов» – первый официальный банк документов об участниках и событиях Первой мировой войны.

***

Первая мировая война (еврейский аспект)

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Евреи разных стран во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны евреи массово были поставлены в положение, вынуждавшее их воевать против других евреев.

В Восточной Европе границы воюющих стран разделяли исторически единые общины евреев (польских, литовских, румынских, венгерских). Набор в армию производился по территориальному признаку, так что в частях, набранных в УкраинеПольше и Молдове доля евреев была значительно выше, чем в других местах. Именно эти части оказались на передовых позициях, противостоя набранным таким же образом частям противной стороны (русские и румынские против австро-венгерских и немецких).

Немецкий солдат и хасид на улице польского местечка. 1915. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.-Т-А, 2001.

Статистические данные о числе евреев, участвовавших в Первой мировой войне

Страна Число евреев в армии, тыс чел.
Австро-Венгрия 275
Болгария 6
Великобритания 50
Германия 90
Италия 8
Россия 450
США 250
Франция 35
Содружество (британское Содружество наций) 8
Всего: 1172

В России

В издании И.В. Гессена «Архив русской революции» (1–22 тт., Берлин, 1921–37) опубликованы некоторые документы о преследовании евреев в Первую мировую войну.[6]

Участие в военных действиях

Евреи России, как и других воюющих стран, приняли участие в Первой мировой войне. Патриотический подъем, охвативший Россию, не оставил в стороне и евреев. В синагогах КиеваЖитомираОдессы молились за победу российского оружия. На торжественном богослужении, посвященном началу войны, кантор и хор одесской синагоги с подъемом исполнили российский гимн, затем по улицам города прошла еврейская патриотическая манифестация. Еврейские общины Одессы, Бердичева, Севастополя выделяли в общинных больницах и богадельнях места для раненых российских солдат.

Мобилизация среди евреев прошла практически без недобора; процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом: в 1914 г. в армии насчитывалось 400,000 евреев, к концу 1916 г. их число возросло до 500,000. Тысячи евреев погибли или были ранены в боях.

Некоторые евреи — выпускники гимназий и университетов, освобожденные от призыва, пошли на фронт добровольцами. В армии было много врачей-евреев и даже отдельные офицеры-евреи. Тысячи евреев были награждены за участие в войне, некоторые стали полными Георгиевскими кавалерами. Х. Иофин из Киева стал полным георгиевским кавалером, двумя георгиевскими крестами были награждены Л. Брусиловский, И. Идельман, С. Сафьян и Я. Фрейдин из Одессы, Г. Константиновский из Луганска, М. Каплан из Проскурова, Г. Фейгензон из Бердичева.

Февральская революция 1917 г. уравняла евреев в правах с остальными гражданами; впервые в истории русской армии евреи-офицеры не были в ней исключением. Многие евреи поступили в офицерские школы и по окончании их получили звание прапорщиков. Уже в начале июня 1917 г. в Константиновском военном училище (Киев) был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 г. офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. Многие евреи, учившиеся в это время в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками.

В отношении бухарских евреев была особая политика. Из них сформировали отдельную роту под командованием еврейских офицеров; командиром роты в чине штабс-капитана тоже был еврей.[7]

Первая мировая война — война между крупными союзами в основном европейских держав, происходившая в 1914-1918 гг.

В ней участвовали два больших союза ведущих в то время европейских держав — Антанта (Россия и Франция, к которым присоединилась Великобритания) и союз центральноевропейских держав — Австро-Венгрия и Германия. На стороне Антанты воевали Сербия (которая стала зачинщиком войны), Черногория, БельгияИталияРумынияПортугалияСШАЕгипетЯпония и Китай. На стороне центральных держав воевали Турция и Болгария. Все участники старались реализовать свои политические цели, сформировавшиеся за предыдущие десятилетия.

Военные действия происходили в Западной Европе, на Балканском полуострове, на Ближнем Востоке, в Африке и Китае, а также в акватории океанов (в основном в Атлантике). Большая часть военных действий (особенно в Европе) носила характер позиционной войны, с постоянной в течение нескольких лет укреплённой линией фронта. В безуспешных попытках прорвать линию обороны противника обе стороны несли невиданные до тех пор потери (до сотен тысяч солдат в крупных сражениях). Несколько крупных наступательных операций в ходе войны сопровождались массовой гибелью как военных, так и мирного населения.

Война закончилась фактически из-за истощения людских и материальных ресурсов: основные воюющие страны мобилизовали всех боеспособных мужчин и более не могли прислать на фронт существенные подкрепления. Деньги тоже кончились, и кредит был исчерпан.[1] Поскольку последними вступившие в войну США ввели в действие свой свежий контингент против Германии, её главнокомандующий фон Людендорф вынужден был доложить кайзеру, что больше воевать нельзя.

В войне применялись технические новшества: химическое оружие, танки, усовершенствованная боевая авиация, подводные лодки и дирижабли, большое количество новых пулемётов и скорострельных пушек. Уровень зверства и беззакония в этой войне существенно повысился по сравнению с предыдущими войнами. Европейские армии действовали в Европе так, как они научились действовать в колониях против тамошних туземцев. Впервые в мировой практике была применена преднамеренная бомбардировка с воздуха городов противника (заведомо направленная против мирного населения). В первый же день войны германская армия злостно нарушила международное право, вторгшись на территорию нейтральной Бельгии.[2]

В ходе войны Турция провела геноцид армянского населения, русская армия систематически убивала евреев и других мирных людей на своей и оккупированной территории (см. ниже). Практиковалось взятие и расстрел заложников из мирного населения, убийство семей партизан (в Сербии, оккупированной австрийцами). Великобритания приняла меры к продовольственной блокаде Германии, вызвав там голод. Германия практиковала подводный террор, топя гражданские корабли не только своих противников, но и нейтральных стран.

Война вызвала обнищание населения во всех воюющих странах, кроме США (вступивших в неё в 1917 году). Ухудшение питания, дефицит одежды, топлива для обогрева и средств гигиены привёл к эпидемиям тифа и дизентерии и распространению туберкулёза, а в конце войны — к пандемии т.н. испанского гриппа, от которой погибли миллионы людей по всему миру. Всего считается, что в результате войны были убиты 8.5 миллионов человек и искалечены 21.2 миллиона. Умершие от болезней не входят в эту статистику.

В результате войны были подорваны государственные устои и произошли революции в РоссииАвстро-ВенгрииГермании и Турции, приведшие к гражданским войнам с числом жертв, иногда большим, чем на самой войне. Эти империи развалились, и возникли новые независимые государства, в ряде случаев тут же начавшие воевать друг с другом (Польша с Литвой и УкраинойРумыния с ВенгриейАрмения с Грузией и Азербайджаном). В Болгарии и некоторых других странах после войны были беспорядки, чуть не приведшие к гражданским войнам.

В конце войны победителями была создана Лига наций — первая международная организация, претендовавшая на всемирный статус.[3] Условия мира и территориальные изменения были таковы, что заложили семена новой войны. Рост национализма и милитаризма в ходе войны привёл к активизации в послевоенной Европе и Азии самых радикальных экстремистских тоталитарных течений — ультраконсерваторов и ультрасоциалистов, пришедших к власти в России в 1917 году, в Италии в 1922 и в Германии в 1933.

Первая мировая война привела к новому подъему популярности немецкого национализма и расовой теории в Германии и других странах.[4] Поражение Германии в Первой мировой войне, послевоенная разруха и безработица подготовили почву для реваншистских и националистических настроений и антисемитизма.[5]

Война задержала эмиграцию евреев из Европы в страны Америки, Африки, в Австралию.

Евреи разных стран во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны евреи массово были поставлены в положение, вынуждавшее их воевать против других евреев.

В Восточной Европе границы воюющих стран разделяли исторически единые общины евреев (польских, литовских, румынских, венгерских). Набор в армию производился по территориальному признаку, так что в частях, набранных в УкраинеПольше и Молдове доля евреев была значительно выше, чем в других местах. Именно эти части оказались на передовых позициях, противостоя набранным таким же образом частям противной стороны (русские и румынские против австро-венгерских и немецких).

Немецкий солдат и хасид на улице польского местечка. 1915. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.-Т-А, 2001.

Статистические данные о числе евреев, участвовавших в Первой мировой войне

Страна Число евреев в армии,
тыс. человек
Австро-Венгрия 275
Болгария 6
Великобритания 50
Германия 90
Италия 8
Россия 450
США 250
Франция 35
Содружество (британское Содружество наций) 8
Всего: 1172

В России

В издании И.В. Гессена «Архив русской революции» (1–22 тт., Берлин, 1921–37) опубликованы некоторые документы о преследовании евреев в Первую мировую войну.[6]

Участие в военных действиях

Евреи России, как и других воюющих стран, приняли участие в Первой мировой войне. Патриотический подъем, охвативший Россию, не оставил в стороне и евреев. В синагогах КиеваЖитомираОдессы молились за победу российского оружия. На торжественном богослужении, посвященном началу войны, кантор и хор одесской синагоги с подъемом исполнили российский гимн, затем по улицам города прошла еврейская патриотическая манифестация. Еврейские общины Одессы, Бердичева, Севастополя выделяли в общинных больницах и богадельнях места для раненых российских солдат.

Мобилизация среди евреев прошла практически без недобора; процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом: в 1914 г. в армии насчитывалось 400,000 евреев, к концу 1916 г. их число возросло до 500,000. Тысячи евреев погибли или были ранены в боях.

Некоторые евреи — выпускники гимназий и университетов, освобожденные от призыва, пошли на фронт добровольцами. В армии было много врачей-евреев и даже отдельные офицеры-евреи. Тысячи евреев были награждены за участие в войне, некоторые стали полными Георгиевскими кавалерами. Х. Иофин из Киева стал полным георгиевским кавалером, двумя георгиевскими крестами были награждены Л. Брусиловский, И. Идельман, С. Сафьян и Я. Фрейдин из Одессы, Г. Константиновский из Луганска, М. Каплан из Проскурова, Г. Фейгензон из Бердичева.

Февральская революция 1917 г. уравняла евреев в правах с остальными гражданами; впервые в истории русской армии евреи-офицеры не были в ней исключением. Многие евреи поступили в офицерские школы и по окончании их получили звание прапорщиков. Уже в начале июня 1917 г. в Константиновском военном училище (Киев) был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 г. офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. Многие евреи, учившиеся в это время в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками.

В отношении бухарских евреев была особая политика. Из них сформировали отдельную роту под командованием еврейских офицеров; командиром роты в чине штабс-капитана тоже был еврей.[7]

Экономическая деятельность

Евреи — коммерсанты и финансисты участвовали в создании военной промышленности и поддержании экономики страны, занимались военными поставками.

В годы Первой мировой войны фирма экспорта-импорта кож «Дельта» братьев Аврахама и Иоахима Штыбель (МоскваНью-Йорк) разбогатела на оптовых поставках для российской армии.[8]

Антисемитские наветы и действия военных властей

Тем не менее с первых дней войны среди высшего командного состава армии и военной администрации прифронтовых районов стали широко распространяться слухи о якобы поголовной поддержке Германии евреями. Уже в начале августа 1914 г. военный комендант поселка Мышенка близ Лодзи предписал всем евреям (около 2000 человек) немедленно покинуть этот населенный пункт и не отменил свой приказ даже после распоряжения губернатора об их возвращении.

Распространению антиеврейских настроений в начальный период войны во многом способствовало польское население прифронтовых районов. В особенно тяжелом положении оказалось еврейское население Галиции, которая была оккупирована русскими войсками в 1914–15 гг. В августе–ноябре 1914 г. русская армия заняла почти всю Восточную Галицию и Северную Буковину, включая ТернопольЛьвовГалич и Черновицы. Многие евреи (до 400 тыс. человек) бежали во внутренние районы Австро-Венгрии; оставшиеся подверглись издевательствам, насилию и повальным грабежам, были лишены равных с христианами прав.

Русское армейское командование считало евреев своими главными врагами: в приказах, расклеенных на улицах галицийских городов, говорилось о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии. Русская военная администрация закрыла еврейские учреждения, евреев-служащих увольняли с работы. В Галиции стали обычным явлением издевательства над евреями, избиения погромы, которые особенно часто устраивали казачьи части и в которых приняли участие и местные украинцы. 27 сентября 1914 г. жестокий погром (вошедший в историю как «кровавое воскресенье») произошел во Львове.

Во Львове и в других местах военные власти брали евреев в качестве заложников. После того, как 1 мая 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции, русское командование выслало оттуда всех евреев; их вывозили в товарных вагонах под конвоем.

В русской армии были очень популярны рассказы о поголовном участии еврейского населения в шпионаже в пользу Германии; ходили даже слухи о том, что религиозные евреи прячут в бородах телефоны для передачи немцам секретной информации. Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов. Немало евреев было убито без суда или по приговору военно-полевых судов (если дела евреев, обвинявшихся в шпионаже, разбирал гражданский суд с участием защитников, в подавляющем большинстве случаев им выносили оправдательные приговоры).

Военное командование стало брать евреев в заложники и на территории самой России. 24 декабря 1914 г. три заложника-еврея были расстреляны в городе Сохачев. Летом 1915 г. сотни евреев ПолтавыЕкатеринослава и других мест были взяты в качестве заложников и брошены в тюрьмы. Иногда офицеры российской контрразведки подбрасывали евреям компрометирующие их документы и требовали выкуп за прекращение дела. Только одним контрразведывательным отрядом по сфабрикованным делам были расстреляны 18 евреев.

Массовые депортации и антисемитская пропаганда

Наибольшей враждебностью по отношению к еврейскому населению отличалось высшее военное командование — главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и начальник штаба Ставки генерал Н. Янушкевич (поляк, принявший православие). Безосновательно заявив, что во время одного из боев русская часть была выбита из прифронтовой деревни и понесла большие потери из-за того, что «в подвалах евреями были спрятаны немецкие солдаты», Николай Николаевич и Н. Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний.

В приказе также говорилось, что «… в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками». Высланных отправляли в некоторые районы черты оседлости. В Ковенской губернии выселение было поголовным: из Ковно вывозили больных, раненых солдат, семьи фронтовиков.

Выселение, осуществлявшееся в очень тяжелых для евреев условиях: на сборы давалось 48 часов; часто не разрешали брать самые необходимые вещи; высланные подвергались издевательствам, их перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы». Это вызвало волну возмущения в России и за границей. Управляющий делами Совета министров А. Яхонтов вспоминал, что «даже непримиримые антисемиты приходили к членам правительства с протестами и жалобами на возмутительное отношение к евреям на фронте». Особоуполномоченный по гражданскому управлению Прибалтийского края П. Курлов под свою ответственность остановил высылку некоторых категорий еврейского населения — врачей, а также всех тех, кто участвовал в снабжении армии.

На заседании Совета министров министр внутренних дел Н. Щербатов и министр земледелия А. Кривошеий прямо говорили, что Н. Янушкевич пытается свалить на евреев ответственность за неудачи на фронте. После этого военное командование было вынуждено отдать приказ о приостановке выселений (10–11 мая 1915 г.). Возмущенный этим, Н. Янушкевич писал Совету министров, что он считает «… все принятые в отношении евреев меры весьма слабыми и не остановился бы перед усилением их в более значительной степени».

Антисемитизм российского командования проявлялся и в отношении евреев, служивших в армии. Так, в секретном приказе Управления начальника санитарной части армий Юго-Западного фронта, выпущенном в январе 1915 г., говорилось, что для предотвращения антиправительственной пропаганды, которую якобы ведут евреи-врачи и санитары, следует направлять их не в санитарные поезда и госпитали, а «в такие места, где условия мало благоприятствуют развитию пропаганды, как, например, на передовые позиции, уборку раненых с полей сражений». После того, как 23 августа 1915 г. Николай Николаевич и генерал Н. Янушкевич были смещены с высших командных постов, антиеврейская политика военных властей несколько смягчилась.

Николай Николаевич велел перевести «Протоколы сионских мудрецов» на английский язык и распространить среди союзников; по воспоминаниям Х. Вейцмана, «Протоколы» были популярны у британских офицеров на Ближнем Востоке.[9]

Положение в тылу

Отдельные меры, направленные против евреев, принимала в начальный период войны и гражданская администрация. В августе 1914 г. были разосланы циркуляры по почтовому ведомству, требовавшие уничтожать все письма, в которых есть «хотя бы несколько слов на еврейском языке». 5 июля 1915 г. было опубликовано правительственное распоряжение, предписывавшее временно прекратить издание всех газет и журналов на идише и иврите (под предлогом трудностей с осуществлением цензурного надзора). В то же время Государственная дума приняла в 1914 г. закон, разрешивший преподавание языков национальных меньшинств в частных учебных заведениях; это дало возможность открыть первые школы на языке идиш.

В 1914–16 гг., с продвижением германской армии на восток, многие губернии черты оседлости стали ареной боевых действий; значительная часть живших там евреев была вынуждена эвакуироваться. К концу 1916 г. насчитывалось около 350 тыс. беженцев-евреев. В 1914–16 гг. в города и местечки Новороссии, Подолии и других областей Восточной Украины прибыли десятки тысяч евреев, выселенных из прифронтовой полосы по приказу русского военного командования или добровольно покинувших районы боевых действий на территории ПольшиБелоруссииЛитвыКурляндии. Численность еврейского населения Восточной Украины, особенно ОдессыКиева (где уже к январю 1915 г. проживало 87,240 евреев), городов Подолии и Крыма значительно возросла.

Для оказания им помощи в 1914–15 гг. в различных городах стали создаваться Еврейские комитеты помощи жертвам войны (ЕКОПО), финансировавшиеся ДжойнтомОЗЕ и другими еврейскими организациями. Их координационным центром стал Петербургский комитет, который в 1914–15 гг. возглавлял М. Варшавский, а в 1915–17 гг. — барон А. Гинцбург (1863-?). Вместе с ОРТОЗЕ и другими еврейскими организациями ЕКОПО организовали в прифронтовых районах и в тех населенных пунктах, куда отправлялись беженцы, поликлиники, больницы, кухни-столовые, дома инвалидов, общежития, детские лагеря, сады, ясли, курсы профессионального обучения.

Правительственное Особое совещание по устройству беженцев, где представителями ЕКОПО были Г. Слиозберг и М. Шефтель, передало комитетам более 25 млн. рублей. Поддержку ЕКОПО оказывала также благотворительная организация «Татьянинский комитет»; 11 млн. рублей было предоставлено ЕКОПО еврейскими организациями США.

В Екатеринослав эвакуировалось минское ремесленное училище, там были открыты вечерние курсы для мужчин и для женщин (на средства Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества для распространения просвещения между евреями), частное еврейское среднее училище П. Когана, женская профессиональная школа.[10] В Бердянске для детей еврейских беженцев из прифронтовой полосы были открыты новые школы.[11]

Во время Первой мировой войны многие евреи Риги были эвакуированы в глубь России. В то же время в Риге оказались десятки тысяч евреев, высланных из Курляндии русским военным командованием, распространявшим клевету о «еврейском шпионаже и измене». Рижское отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) оказывало помощь беженцам, которые первое время размещались в еврейских школах, синагогах и других помещениях. Работникам ЕКОПО удалось получить разрешение для многих беженцев остаться в Риге.[12]

После начала Первой мировой войны евреи Ревеля подверглись преследованиям со стороны гражданской администрации и военного командования, которые обвинили их в помощи Германии. В 1915–16 гг. в город прибыло около 2000 еврейских беженцев из ПольшиЛитвы и Латвии; община оказала им посильную помощь.[13]

Несмотря на запрет селиться на территории Области войска Донского, многие еврейские беженцы из района фронтовых действий, в том числе большая группа хасидов Хабада во главе с цадиком Ш. Д. Шнеерсоном поселились в Ростове на Дону.[14]

В годы Первой мировой войны в Сибирь прибыли сотни евреев, бежавших или выселенных из прифронтовой полосы; ограничения на въезд евреев в Сибирь практически перестали действовать.[15]

С начала Первой мировой войны в ноябре 1914 г. в Харбине возник Еврейский комитет помощи жертвам войны, деятельность которого была особенно важна, когда в город стали прибывать еврейские беженцы и евреи, выселенные из зоны военных действий. В 1915 г. для беженцев были открыты бесплатная столовая, общежития, аптека, оказывалась помощь в трудоустройстве, кредите и эмиграции в США.[16]

Прорыв черты оседлости

Поскольку города и местечки черты оседлости (частично уже оккупированной германскими войсками) не могли вместить сотни тысяч еврейских беженцев, летом 1915 г. делегация ЕКОПО во главе с Г. Слиозбергом и бароном А. Гинцбургом посетила министра внутренних дел князя Н. Щербатова, обратившись к нему с просьбой об открытии внутренних губерний для евреев. На заседании Совета министров, где обсуждался этот вопрос, министр иностранных дел С. Сазонов указал, что союзники России по Антанте недовольны преследованиями евреев, о которых много говорит немецкая пропаганда, а министр финансов П. Барк сообщил: «… всеобщее возмущение по поводу отношения к еврейству» приводит к «трудностям с размещением государственных бумаг».

Было решено, что «… необходим демонстративный акт по еврейскому вопросу». Но, опасаясь активного сопротивления правых фракций в Государственной думе, министры предпочли фактически упразднить черту оседлости на основании статьи 158 положения об учреждении министерств, дававшей правительству возможность в особых случаях принимать чрезвычайные решения в обход законов с разрешения императора, то есть без утверждения в Государственной думе. 15 августа 1915 г. был издан циркуляр Н. Щербатова, разрешавший «евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного».

Таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в МосквеПетрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Многие участники заседания Совета министров, признавая необходимость этой меры, выражали неудовольствие улучшением положения евреев; так, министр путей сообщения С. Рухлов не мог «переварить, что вся Россия страдает от тяжестей войны, но первыми получат облегчение евреи».

Несмотря на подобные настроения ряда членов правительства, 10 августа 1915 г. было опубликовано постановление Совета министров, разрешавшее евреям — участникам войны и их детям поступать в средние и высшие учебные заведения «вне конкурса и не считаясь с существующими ограничениями». В декабре 1915 г. Совет министров одобрил заключение Особого совещания при министерстве юстиции о возможности зачисления евреев в присяжные поверенные на основании процентной нормы (от 5 до 15%; евреев, проработавших помощниками присяжных поверенных установленный законом срок, разрешалось зачислять сверх нормы).

Политическая деятельность евреев

Политическое и информационное бюро при еврейских депутатах 4-й Государственной думы с самого начала войны проводили большую работу по ознакомлению российской и мировой общественности с антиеврейскими мероприятиями правительства и военного командования. В ноябре 1914 г. в Петрограде состоялось совещание еврейских общественных деятелей, на котором обсуждался вопрос о борьбе за равноправие в условиях войны; было принято решение по-прежнему ориентироваться на партию конституционных демократов.

В августе 1915 г. в Государственной думе образовался так называемый Прогрессивный блок, в который вошли как правые группы (прогрессивные националисты во главе с В. Шульгиным), так и центристы (октябристы во главе с С. Шидловским), а также фракция кадетов. Депутаты-евреи, которые были членами этой фракции, также вошли в Прогрессивный блок, требовавший создать «правительство общественного доверия». В отношении еврейского вопроса в пятом пункте программы блока говорилось о необходимости «отмены ограничений в правах евреям, в частности, дальнейших шагов к отмене черты оседлости, облегчения доступа в учебные заведения и отмены стеснений в выборе профессий». Весьма умеренные требования блока в этом вопросе объяснялись стремлением кадетов достигнуть компромисса с националистами, которых возглавлял В. Шульгин, «помешавшийся на еврейском вопросе» (выражение П. Милюкова).

В конце 1915 г. исполняющий обязанности директора департамента полиции Кафаров разослал циркуляр, где обвинял евреев-коммерсантов в том, что они хотят «вызвать общее недовольство и протест против войны путем голода и чрезмерного вздорожания жизненных продуктов», скрывая продовольственные товары, а также скупают медные деньги, распространяя при этом слухи, что «… русское правительство обанкротилось, так как не имеет металла даже для монеты». Тогда же министр финансов П. Барк издал циркуляр о том, что германское командование при помощи российских немцев и привлеченных «к этому делу путем подкупа евреев» хотело «произвести … посредством особых машин выжигание хлебов на корню».

Об этих циркулярах в Государственной думе был внесен срочный запрос, который первыми подписали депутаты-евреи. Во время его обсуждения (8 марта 1916 г.) член Прогрессивного блока граф Капнист 2-й заявил, что фракция не видит никаких оснований для запроса, а потому, в интересах мира в Государственной думе, будет голосовать за его отклонение. Это заявление было воспринято как позиция всего блока, и поэтому М. Бомаш заявил, что депутаты, подписавшие запрос, снимают его, сославшись на заявление представителя министерства финансов о том, что министр уже отменил циркуляр. После этого многие представители еврейской общественности, например, Г. Ландау потребовали, чтобы депутаты-евреи вышли из Прогрессивного блока.

Первая мировая война усложнила работу сионистского движения — прервались связи с сионистами других стран, в 1915 г. был закрыт журнал «Рассвет».[17] Но оживленная сионистская деятельность велась в Баку; в ней участвовал и ряд горских евреев.[18]

Несмотря на преследования со стороны властей, еврейская культурная жизнь продолжалась и в годы войны.

Приличные люди в русском обществе старались помогать евреям. Горький стал инициатором создания Русского общества для изучения еврейской жизни и вел борьбу против антисемитской клеветы («Ответ на анкету по вопросу об антисемитизме», 1915). В том же году он собрал высказывания по еврейскому вопросу видных русских политических деятелей (П. Милюкова, А. Карташева, Е. Кусковой), писателей (Л. Андреева, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др.), мыслителей (В. Соловьева, С. Булгакова) и ученых (В. Бехтерева, М. Ковалевского) в сборнике «Щит», изданном в целях защиты евреев. В статье самого Горького в этом сборнике бесправие евреев рассматривалось как концентрированное выражение социального и морального зла, царящего в России.[19]

Грабежи и погромы на фоне развала русской армии

В сентябре 1917 г. уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в КиевскойВолынской и Подольской губернии), как правило, не сопровождались убийствами.

Положение в районах, оккупированных германской армией

Германские оккупационные власти не мешали еврейской деятельности, в которой не видели для себя угрозы. В занятых ими районах Польши и Литвы они разрешали политическую, профсоюзную, культурную и иную деятельность евреев.

В Польше при немецкой оккупации свободно действовали отделения Бунда и еврейских профсоюзов.[20] В этот же период там сформировалась медицинская организация ТОЗ.[21]

В занятом немцами Каунасе немецкие евреи были введены в руководство еврейских организаций; было организовано немецкоязычное еврейское ВУЗ. Около 9000 евреев, укрывшихся от русской депортации, при немцах вернулись в Каунас.[22]

Вместе с тем, немецкие власти практиковали принудительный набор на работу для нужд германской армии.[23]

Польша

Сотни тысяч евреев Польши были мобилизованы в русскую, немецкую или австрийскую армии, многие погибли на поле боя.

В районе боевых действий евреи стали жертвами погромов, расправ со стороны военных властей и массовых депортаций (см. выше). Весной 1915 г. во время оккупации Пшемысля русскими войсками пострадало еврейское население города. Многие евреи бежали из Пшемысля, часть оставшихся была выслана во внутренние районы России.[24]

Во время Первой мировой войны, когда Люблин был оккупирован австро-венгерской армией, евреи получили разрешение организовать две народные гимназии, театр на идише.[25]

Несмотря на то, что некоторое число евреев присоединилось к польским легионам Ю. Пилсудского, воевавшим в составе австрийской армии против России, поляки упрекали евреев в равнодушии к польским национальным интересам и стремились устранить их из всех автономных учреждений, созданных с разрешения немцев в оккупированных немецкими войсками районах русской Польши.

Военные действия и немецкая оккупация привели к разрыву всех экономических связей с Россией, разрушили экономику Царства Польского. Десятки тысяч евреев остались без средств к существованию. Еврейские общины создавали благотворительные учреждения для помощи беженцам и безработным.