Холокост в Европе: истоки, механизмы и последствия

tumblr_mdoxvx43OB1r8qlrro1_1280Где-то там, далеко, за пять тысяч километров от Калининградской области есть маленькое государство. Израиль. Оно меня манит не только своей невероятной красотой и историей, но моя семья также неразрывно с ним связана: моя прабабушка Ента Ильична Левитова, которая живёт с нами и которой в этом году (дай Б-г!) исполнится 93 года, еврейка по национальности, евреями были два мои прадедушки по маме, оба ветераны Великой Отечественной войны. Моя взрослая сестра недавно «вернулась» в Израиль, получив гражданство этой страны. Конечно же, в нашей семье никто, кроме прабабушки, не знает идиш, мы не исповедуем иудаизм и не соблюдаем религиозные традиции, но душой мы неразрывны с Израилем навсегда.
Сегодня многие из моих ровесников не знают, что такое антисемитизм и Холокост. Многим россиянам также не известны эти явления. Когда люди забывают об этом, теряют бдительность, то эта Катастрофа, казалось бы оставшаяся в прошлом, может вновь повториться. Естественно, никакая другая страна, кроме Израиля, не может всегда нести полную ношу горечи по жертвам Холокоста.
Евреи — народ, который часто был гоним. Почему? Вспомним историю: Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей, черта оседлости и гонения в царской России, поголовное истребление во времена Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны.

Это горе коснулось нашу семью

Во время Великой Отечественной войны в семье прабабушки было убито одиннадцать человек. Тётю, сестру её мамы, вместе с маленькой дочкой и мужем расстреляли в Бабьем Яру в Киеве. Тётю звали Лиза Носовская, мужа Эля, а семилетнюю девочку Эдя. Они не успели эвакуироваться, муж её был бухгалтер и занимался документами эвакуированного предприятия. Они сели на поезд в городе Прилуки, но их сняли в Киеве, который уже был захвачен немцами. Очевидцы рассказывали, что людей выгнали из поезда, рассортировали на «евреев, партизан, коммунистов» и остальных. Первых угнали бесследно. Это было осенью сорок первого. Очевидцы рассказывали про этот ужас, вспоминала прабабушка, что огромный ров с расстрелянными людьми и присыпанный землей несколько дней шевелился, стонал и гудел. Другую тётю звали Таня. Её история похожа на историю одной из дочерей Тевье-молочника в романе Шолома Алейхема. Она против воли своего религиозного отца вышла замуж за украинца, иноверца. И отец отлучил её от дома. Её мужа, замечательного человека, звали Куделя Павел Аксентьевич, он был директором сельской школы в большом селе Сребное Черниговской области. Когда Павел ушёл на фронт, его двоюродный брат донёс немцам на сельскую учительницу, еврейку Татьяну. Рассказывали люди, что евреев, партийцев и руководителей села согнали в огромный амбар и подожгли. Вместе с Татьяной сгорели дети: семилетняя Люда, четырехлетний Владик и грудной Коленька. Когда муж узнал об этом горе, он полностью поседел.

Идеологические истоки и механизмы Холокоста

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах). В качестве нации древние евреи сложились во ll тысячелетии до н.э. на территории древнего Ханаана. Еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на Двенадцать колен — племён, ведущих происхождение от сыновей Иакова-Израиля.
Антиох вторгся в Иерусалим, разорив и осквернив Храм, который по его приказу был превращён в святилище Зевса Олимпийского. Менахем Штерн называет попытку Антиоха наложить запрет на национальную религию и принуждение к принятию чужой религии явлением исключительным.
В 38 году н.э. в Александрии произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию. Выступления местного населения против евреев в I в. до н. э. вспыхивали также на острове Родос, в Риме, Сирии, Палестине. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в Дамаске, по свидетельству Иосифа Флавия, было убито 10 тысяч евреев.
Сохранились сведения об изгнании иудеев из Рима в 139 году до н. э. Массовые депортации евреев из Палестины проводились римлянами в 70-е и 130-е годы н.э. После разрушения Иерусалима евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу. Кандидат исторических наук Александр Грушевой отмечает, что после поражения антиримских восстаний и массового истребления и продажи в рабство недовольных наступил этап улучшения положения евреев в Риме, начавшийся с 212 года, когда иудеи были уравнены в правах с прочими гражданами империи.
Особенности жизни евреев в России

В 1791г. в России появилась так называемая «черта оседлости».
Провинции России, где евреям было позволено жить в течении 18 и 19 веков. Всё началось с того, что Екатерина разрешила евреям проживать на территории, аннексированной у Польши (вдоль западных границ империи), и на черноморском побережье, на землях, отвоёванных у турок. С годами в черту оседлости включались всё новые и новые аннексированные территории, куда евреи направлялись как «колонизаторы». Черта оседлости не распространялась лишь на купцов первой гильдии, лиц с высшим образованием, медицинский персонал.
В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крещёных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционные организации и партии. В Первой Мировой войне евреи своими подвигами доказали патриотизм. Черта оседлости была отменена временным правительством после Февральской революции.

Холокост в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн

В годы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны нацисты поставили своей целью физическое уничтожение целого народа. Эта неслыханная трагедия по масштабам не имела аналога в самых мрачных эпохах мировой истории.
Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов). Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Как говорил Хаим Вейцман (впоследствии — первый президент Израиля), «Мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».
В 1933-1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 тысяч еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но впоследствии подвергались преследованиям уже во время войны. В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев из Германии. В крупных городах (намного реже — в небольших городах) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское и Минское гетто.
Многие гетто (расположенные в восточной Европе) были огорожены стенами или заборами из дерева и колючей проволоки. Евреев отправляли в гетто целыми семьями, включая стариков и маленьких детей. Гетто были переполнены людьми, внутри царила антисанитария. Самым крупным на территории Польши было Варшавское гетто, где примерно 450 000 евреев теснились на участке площадью в 3,3 квадратных километра. Другие крупные гетто располагались в городах Лодзь, Краков, Белосток, Львов, Люблин, Вильнюс, Каунас, Ченстохов и Минск. Всего с 1939 по 1945 г. в концентрационные лагеря было заключено около 2,5 млн. человек. В концлагерях погибло до 995 000 человек. В Освенциме и Майданеке погибло ещё около 1,1 млн. человек, из которых подавляющее большинство составили евреи.
Один из способов спасения был побег. Например, к 1944 г. около 10 000 евреев осуществляют побеги из Минского гетто. В некоторых гетто члены еврейского Сопротивления поднимали вооруженные восстания. Самым крупным было восстание в Варшавском гетто весной 1943 года. Произошли также отчаянные мятежи в Вильно, Белостоке, Ченстохове и некоторых небольших гетто. В августе 1944 года нацисты уничтожили последнее крупное гетто — в городе Лодзь.
За три месяца венгерская полиция депортировала около 440 000 евреев из венгерских гетто. Большинство из них были направлены в лагерь смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Изоляция венгерских евреев в гетто прекратилась в январе 1945 года, когда советские войска освободили Будапешт. Во время Холокоста гетто служили промежуточным этапом в нацистском плане порабощения, дегуманизации и массового уничтожения евреев.
История геноцида еврейского народа в годы Второй Мировой войны показывает, к чему приводит национальная нетерпимость. Всего за Вторую Мировую войну погибло, замучено в гетто и лагерях около 6 миллионов евреев. Именно столько же проживают сейчас в Израиле.

“Хрустальная ночь” в Инстербурге (Черняховске)

Для меня было открытием то, что и наш город тоже имеет связь с трагедией еврейского народа. Я живу в городе Черняховске, Калининградской области, который расположен на территории бывшей Восточной Пруссии (Германии), отошедший в 1946 году к Советскому Союзу. В одном старом журнале о нашем городе я случайно обнаружила статью о сожжённой в 1933 году синагоге. Честно говоря, я не знала, что в нашем городе находилось такое культовое сооружение. Синагога в Инстербурге была открыта и освящена в 1865 году на Форхештрассе. На внешней стороне, обращённой к улице, была надпись на идиш: «Мой дом называется домом молитвы для всех народов». Буквы были позолочены, чем привлекали к себе внимание прохожих, но смысл их был известен только евреям. С другой стороны синагоги находился большой зал для нерелигиозных собраний, а также хорошая библиотека, которую сожгли во время «Хрустальной ночи». В 1925 году община насчитывала 357 человек. В ночь с 9 на 10 ноября в Инстербурге (Черняховск) произошёл еврейский погром. Здание синагоги было сожжено. Мало кому в нашем городе известно о прошлом существовании такого культового сооружения.

Борьба за спасение мира в руках всех

Массовое уничтожение евреев Европы побудило народы мира согласиться на возрождение еврейского национального государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства Израиль происходит в условиях непрекращающегося арабо-израильского конфликта, а современная еврейская диаспора служит опорой Израилю в борьбе за выживание.
Всего евреев в наше время в Мире более 13 миллионов. Впрочем, вопрос о численности евреев остается спорным, ибо очень много «полукровок», у которых мог быть дальний предок на четверть евреем. Кроме того, у кого папа еврей, а мать русская, вполне могут считать себя русскими, так как еврейство по-галахе передаётся по матери.
Идёт борьба за спасение мира. В ней далеко не всегда силам зла противостоят достойные силы добра. Внутри западной цивилизации действует противостояние романского и англосаксонского миров. Этим противостоянием было порождено нечто третье — большевизм. В разное время разные народы превращаются то в инструмент, то в поле острой борьбы перечисленных сил. Тогда большая беда приходит в жизнь народов. Не составляет здесь исключения и еврейский народ. Виновники бедствий принимают все меры к тому, чтобы остаться в тени, чтобы каждый народ взваливал вину за свои страдания не на них, а на другие народы: евреи — на немцев, немцы — на евреев, немцы и евреи — на русских, русские — на евреев и немцев, и до бесконечности.

Для себя я сделала вывод: чтобы жить в мире, нам всем необходимо:
• Соблюдать национальную и религиозную терпимость и взаимоуважение. Как сказал участник Конгресса народов Кавказа: «Национальная и религиозная нетерпимость – путь к катастрофе»
• Обеспечить равенство всех национальностей перед законом, равноправие.
• Понимать, что человеческие качества не зависят от национальной принадлежности.
• Нужно уметь проникать, знакомиться и принимать другие культуры.

Заключение

Как и в странах бывшего Советского союза нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война, так нет и ни одной еврейской семьи, которая не обожглась о пламя Холокоста.
Мы потеряли не только миллионы людей, а также наши надежды на встречи с ними, а значит и не пришедшее к ним счастье и радость. Надежды на рождение новых людей. Эта самая главная и горькая мысль рассказа Дины Рубиной «Еврейская невеста». Главный герой говорит, что его любовь, его девочка ушла в дым в одной из печей какого-то концлагеря, когда во время войны его, еврейского мальчишку прятало голландское семейство на заднем дворе где-то в коровнике.
Казалось бы, что в наше время можно спокойно жить и не скрывать своей национальной принадлежности. Теракты, политические конфликты на национальной и религиозной почве. Всё это происходит от исторической неграмотности и незнания истории. Нельзя ни в коем случае забывать о трагедии, постигшей еврейский народ. Приходится констатировать, что причины повсеместного возникновения нелюбви к евреям бесполезно искать в материальной плоскости. Они — выше соображений выгоды, выше простой человеческой зависти, выше неприятия «чужаков»… Изучение истории Холокоста – прививка от нацизма.
Как известно, среди евреев большое количество талантливых и успешных во многих областях. Незаурядные завидуют талантливым, а жадные успешным. Позже, незаурядные и жадные объединяются и у них появляется мысль: «А не пойти ли нам войной на успешных? Или вообще их истребить?» Ведь проще всего убрать лучших, чем самому попробовать изменить себя. На мой взгляд, бытовой антисемитизм передаётся социально. Заурядные люди, которым евреи ничего лично не сделали, винят их во многих неприятностях. Вплоть до употребления выражения «жадный, как жид» как имя нарицательное. Возможно, люди не виноваты в этом, ибо на мой взгляд, это уже заложено в обществе и стало стереотипом. Это точь в точь как в песне Владимира Высоцкого «Антисемиты».

Александра Юрченко
При участии: Татьяна Малиновская и
ЛьвовичЪ
Черняховск, 2015г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.