Плисецкая Майя Михайловна
Награды
Награждена советскими 3 орденами Ленина (27.10.1967, 25.05.1976, 19.11.1985), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (20.11.2005), 2-й (18.11.2000), 3-й (21.11.1995) и 4-й (9.11.2010) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе французскими Орденом литературы и искусства (1984) и орденом Почётного легиона (1986).
Звания Должности Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая советская российская артистка балета, педагог, балетмейстер, солистка Государственного академического Большого театра СССР, народная артистка СССР.
Родилась 20 ноября 1925 года в Москве в еврейской семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого (1901-1938) и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902-1993), сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, были профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. По национальности — еврейка.
Детство Плисецкой прошло на острове Шпицберген (Норвегия), куда её отец был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 году отец и мать были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, мать отправлена в лагерь). Плисецкую воспитывала тетка С.Мессерер, которая привела её в Московское хореографическое училище. После его окончания училища в 1943 году (педагоги Е.П.Гердт и М.М.Леонтьева) Плисецкая была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.
В 1945 году стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С.С.Прокофьева, 1945), затем в 1959 году с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (балетмейстерЮ.Н.Григорович). Среди лучших ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А.Д.Меликова, балетмейстер Ю.Н.Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина, балетмейстер А.Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А.К.Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П.И.Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева). Выступала также в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973), «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979), «Федра» (Балетная труппа театра Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).
В 1959 году ей было присвоено звание «Народный артист СССР».
Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Р.К.Щедрина (1972, совместно с Н.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р.К.Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А.К.Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Р.К.Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии).
В 1983-1984 годах являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах – балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П.Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Р.К.Щедрина, где балерина исполнила главную партию.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1985 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства солистке Государственного академического Большого театра СССР народной артистке СССР Плисецкой Майе Михайловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Плисецкая – универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные – большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею – перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.
Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Её хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильмах-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И.С.Тургенева, 1976). Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).
Плисецкая обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в её вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая…» (1993). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору, народному артисту СССР, лауреату Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и РФ (1992) Р.К.Щедрину (р. 16 декабря 1932, Москва). Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Ж.Бизе, превратил её в «Кармен-сюиту».
С 1994 году в Санкт-Петербурге проводится Международный конкурс балета под названием «Майя».
Жила в России и Испании.
Награждена советскими 3 орденами Ленина (27.10.1967, 25.05.1976, 19.11.1985), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (20.11.2005), 2-й (18.11.2000), 3-й (21.11.1995) и 4-й (9.11.2010) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе французскими Орденом литературы и искусства (1984) и орденом Почётного легиона (1986).
Лауреат Ленинской премии (1964), премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), премии «Триумф» (2000), премии «Российский Национальный Олимп» (2000), премии Принца Астурийского (2005, Испания), Международной Императорской премии Японии (2006).