Сегодня мы находимся в Пражском еврейском городе, или же в еврейском районе, который называется Йозефов. Но следует отметить, что это бывший еврейский город, потому что сегодня здесь от еврейского гетто, которое здесь когда-то располагалось, практически ничего уже не осталось. Остались лишь некоторые достопримечательности — синагоги, кладбище и другие объекты, но, тем не мание, сказать что это еврейский район и сегодня — достаточно трудно. Пожалуй, сегодня мы поговорим о самой главной достопримечательности этого района — о Староновой синагоге. Почему у нее такое странное название? Относительно появления данного названия существует несколько легенд и историй. Одна из историй, которая является самой популярной и распространенной, гласит о том, что название синагоги (изначально «Новая синагога») произошло тогда, когда она заменила небольшое деревянное здание, которое тогда выполняло данную функцию. Позднее строились новые синагоги, потому что пражское гетто было достаточно большим, и именно поэтому было принято решение переименовать синагогу как «Староновая».
Либор Кукал. На сколько она старая? Она скорее старая или, все-таки, новая?
Олег Фетисов. Я думаю, что логичнее будет использовать слово не «старая», а «старинная», потому что ее история начинается еще с XIII века. К сожалению, точная дата ее строительства не известна, но историки архитектуры ориентировочно предполагают, что это был 1280 год. То есть, можно себе представить, на сколько действительно это здание старое и как прекрасно сохранилось. Пражское гетто в те годы представляло собой небольшой «город в городе», в котором была своя школа, ратуша, кладбище… Ему не хватало синагоги, в которой они бы могли полноценно проводить службы и другие мероприятия, которые предполагала их вера. Как уже было отмечено, в XIII веке на замену маленького непригодного деревянного здания была построена Староновая синагога, которая смогла вместить всех жителей гетто, где они могли продолжать свои культурные и религиозные традиции.
Либор Кукал. Интересно, а что сегодня оценивают историки архитектуры в здании синагоги? Чем оно в первую очередь интересно?
Олег Фетисов. В первую очередь, я хочу отметить, что здание расценивается как наиболее сохранившейся и качественный памятник архитектуры стиля ранней готики. Именно здание Староновой синагоги является одним из наилучших примеров архитектуры в данном стиле, которых в Праге, к сожалению, мало. Следующее, что стоит отметить, это архитектурная концепция здания. Ей характерна классическая модель иерусалимского храма того времени. Хотелось бы вспомнить одну легенду. История места, на котором сегодня стоит Староновая синагога, начинается с того, что когда-то давным-давно старейшины еврейского города поставили задачу: построить новую синагогу, но долго не могли определиться с местом для ее строительства. Но однажды, дети играли на небольшом холме и раскопали камни. Эти камни напоминали готовый фундамент. Старейшины города сразу вспомнили об одном предсказании, которое гласило: «…англы принесут в пражский еврейский город синагогу…». Именно здесь они решили ее построить. И по этому поводу были даже приглашены мудрецы из Иерусалима, которые настояли на том, что здание должно быть построено в типичном стиле синагоги в Иерусалиме.
Либор Кукал. Насколько я знаю, с нашей Староновой синагогой связанны несколько интересных легенд. Какие еще тебе известны о ней легенды?
Олег Фетисов. Легенд, связанных с синагогой, действительно множество. Например, это единственно здание, которое пережило большой пожар и прочие неприятные события, которые происходили на этом месте. Согласно одной из легенд, когда горел весь район, синагога так же была окутана огнем. Но в этот момент прилетели голуби и крыльями потушили огонь. Существует еще одна более мистическая легенда, которая гласит, что на чердаке синагоги спит Голем, который ждет своего пробуждения.
Либор Кукал. А кто такой Голем?
Олег Фетисов. Голем — это фигура человека, которая была вылеплена из глины и оживлена Рабби Левом путем специального обряда и молитвы. Легенда, связанная с Големом очень известна как в истории пражской еврейской культуры, так и на весь мир. Голем выполнял мирные и добрые функции, защищая еврейский город, его культурные и национальные традиции.
Либор Кукал. Давай вернемся к обсуждению архитектурной ценности здания. Что можно еще оценить с архитектурной точки здания?
Олег Фетисов. В первую очередь, давай обратим внимание на главный фасад здания. Судя по фасаду и архитектурному решению здания синагоги, можно отметить, что оно имеет двухнефную концепцию, которая перекрыта нервюрными сводами. Основную несущую функцию выполняют две центральные колонны. Фасад синагоги достаточно прост и не декорирован, как, например, Иерусалимская синагога (Jeruzalémská synagoga) в Праге. Помимо того, что здание немного углублено относительно общего современного уровня района, внутри она имеет еще 9 ступеней вниз. Внешне может показаться, что синагога относительно не велика, но попадая во внутрь, создается впечатление, что она очень просторна и способна вместить много людей. Синагога функционирует полноценно и сегодня, и помимо богослужений, ее можно посетить для того, чтобы вживую увидеть, например, готическую кованную решетку кафедры, или декорированный растительными узорами ящик для хранения свитков торы. А по периметру зала синагоги сохранились каменные скамьи. Кстати, современный вид синагоги — это результат небольшой перестройки, когда вокруг здания были достроены помещения для женщин, которые не имеют право находится в главном зале во время службы.
В заключение я хочу сказать, что посетить Староновую синагогу может любой желающий, кто приобретет билет в Пражский еврейский музей.