Дагир Хасавов: “коммуналка с иудеями в Калининграде – не панацея”. Д.Хасавов уверен: в ЕСПЧ калининградским мусульманам помогут На днях стало известно о том, что Еврейской общине Калининграда удалось добиться в суде выдачи разрешения на строительство синагоги. Удалось это с четвертой попытки: именно столько раз мэрия отказывалась признать законным строительство культового объекта, несмотря на его 20%-ю готовность, сообщают местные СМИ.
С калининградскими мусульманами, как известно, дела обстоят гораздо печальнее. Мусульманская община Калининграда добивается строительства мечети уже более 20 лет. В 2009 году мэрия выделила мусульманам земельный участок, в 2010 году началось строительство храма, однако в декабре 2013 года оно было приостановлено. 1 апреля Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление о выделении участка со ссылкой на то, что эта земля якобы относится к рекреационной зоне и вдобавок к этому – попадает в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения.
Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде. Местные власти, ссылаясь на судебное решение, требуют сноса мечети, построенной уже на 80 процентов.
Усилиями известного адвоката Дагира Хасавова дело попало в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), впервые зарегистрировавший жалобу мусульманской общины России в защиту своего права на мечеть.
Однако, если у еврейской общины дела в Калининграде обстоят относительно неплохо, возникает вопрос: может быть, мусульманам имеет смысл по очереди молиться в одном помещении с иудеями, разведя молитвы по дням? В условиях, когда неправославные конфессии в регионе явно не приветствуются, впору создавать религиозную коммуналку! Кстати, ранее мусульманские религиозные деятели не исключали молитв мусульман в православных храмах.
Однако эта идея обречена на провал, считает Дагир Хасавов “Конечно, мусульманам и евреям не надо вместе молиться, каждый должен молиться в своем храме. Я абсолютно уверен: если мусульмане начнут ходить в иудейский храм, тут же найдутся люди, которые скажут, что мы хотим избавиться от евреев. А мусульмане такую цель не преследуют. Местная власть загоняет мусульман в подполье, в подвалы, в квартиры, в лес, на берег моря, чтобы представить их как отрицательный негативный элемент и в последующем, конечно же, избавиться от них. Сегодня там до 100 тысяч мусульман, но ни одной мечети! Там даже сектантам выделяют помещения – только не мусульманам!” – заявил правозащитник .
Он напомнил: ситуация с мусульманами в Калининграде исключительная. “Нет ни одной другой конфессии, которая столь досконально и скрупулезно собирала бы документы и получила бы все разрешения для мечети. Мусульмане занимались этим вопросом последние 20 лет, им предоставлялось порядка пяти земельных участков, в конечном итоге, им навязали этот участок, согласованный выездной комиссией, с подписью администрации города, надзорного органа, всех. Тогда еще не было этого злополучного музея “Фридландские ворота”, они появились позже. Дали разрешение, определили концепцию, потом была подготовлена проектно-сметная документация, сам проект получил положительное экспертное заключение. Получили разрешение на стройплощадку, в 2009 году. Никаких проблем. Мусульмане сами собирали средства. Кто-то выкраивал из своей зарплаты, участвовали бизнесмены – кавказцы, башкиры”, сообщил адвокат.
Он напомнил: религиозную организацию мусульман Калининграда возглавляет “бывший офицер, командир корабля, замечательный человек, который всю жизнь служил государству – Иршат Хисамов”. Но усилия заинтересованной в строительстве мечети стороны натолкнулись на сложную многоходовку недоброжелателей.
“Информация о том, что местные власти решили уничтожить мечеть, поступила через музей “Фридландские ворота” – директора начали вызывать наверх и требовать, чтобы они подали иск. При этом была разыграна игра (это важно): иск подали не против религиозной организации мусульман, а музей, будучи унитарным предприятием, учрежденным администрацией города Калининграда, подал иск якобы против города, против своего учредителя! Впоследствии в качестве третьего лица привлекли религиозную организацию мусульман. Вот такая была игра. Мы поняли, в чем тут дело. Более того, музей “Фридландские ворота” защищали националисты, а главным их юристом выступал один из лидеров местных национал-фашистов, выступающий за возвращение прусского названия городу Кёнигсберг. У них все мечты связаны с Западом, и мусульмане оказались некстати в их планах. Глава города – бизнесмен, имеет хорошие средства, у него жена бизнесменка, дружат с православной церковью и выделяют свои деньги для строительства церквей. Мы ничего не говорим, пускай выделяют”, – отметил адвокат.
В любом случае, по мнению Дагира Хасавова, нельзя сравнивать положение калининградских мусульман и представителей прочих конфессий – мусульманам сложнее всех.
“В начале июня я выехал в Калининград. В этот же день иудеям запретили их храм, а православным узаконили строительство церкви. В один день это происходило. Тогда я предложил мусульманам объединиться с иудеями в борьбе за свои права, потому что евреи более опытные, изощренные, чем мы. А мы как коровы, идём туда, куда нас потянули. А загоняют нас, как правило, в тупик. Поэтому я предложил объединиться с иудеями в борьбе за свои права. Тем более что мусульмане имеют на 80% достроенную мечеть и никому не собираются ее отдавать. Пусть оппоненты на это даже не рассчитывают. Потом город обещает ещё земельные участки дать – пускай дают, ведь нынешняя мечеть рассчитана на 300 молельных мест. Это же маленькое помещение, практически, национально-культурный центр, чтобы рассказать о мирном исламе, о татарах, башкирах, чеченцах, дагестанцах. Почему они против этого выступают?” – недоумевает Хасавов.
Теперь мусульманам остается уповать лишь на ЕСПЧ. “Материалы находятся в Страсбургском суде. Мы продвинулись достаточно быстро – в начале ноября я туда обратился, уже к концу декабря жалоба была зарегистрирована. Я отправил достаточно объемный пакет документов. Рабочая группа эту жалобу зарегистрировала, сейчас определяют её преемственность и соответствие по форме и содержанию требованиям и регламенту ЕСПЧ. Я думаю, будет положительное решение. Я много раз её перепроверил, все сделано хорошо. Просто во Франции сейчас, как известно, вперед вышли другие события. Но, надеюсь, нам ничто не помешает, тем более что французы выступают за фундаментальные ценности человека. Вот и посмотрим, какое решение они примут по нашему делу”, подытожил собеседник агентства.
http://www.islamnews.ru/