Когда уже нет слёз…

Об этом спектакле заговорили задолго до премьеры — ведь история о Тевье-молочнике ставилась во многих театрах, как столичных, так и провинциальных. Но Михаилу Салесу удалось собрать такую команду и создать такой необыкновенный, берущий за душу спектакль, что «Поминальная молитва», несомненно, станет событием в театральной жизни Калининграда.

Очень яркий национальный колорит, интересные декорации художника Евгения Болдырева, точные костюмы начала XX века от Татьяны Стариковой, стихи, написанные специально для этого спектакля Борисом Бартфельдом, много еврейских танцев в постановке Марины Хайрулиной, потрясающая, необыкновенной красоты музыка Аркадия Фельдмана — и песни,  спетые так, что сердце сжимается…

«Поминальная молитва» — это смех сквозь слезы. Все три часа — а именно столько  идет  спектакль — зритель смеется,  грустит,  радуется и печалится вместе с актерами. А после окончания — аплодирует стоя.

Спектакль по пьесе Григория Горина (по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») открыл новый театральный сезон в Калининградском областном драматическом театре. Действие происходит в дореволюционной России, в тот период, когда начались гонения на евреев. По признанию режиссера-постановщика спектакля Народного артиста России Михаила Салеса, он давно хотел поставить эту пьесу, просто ждал момента:

— То, что происходит сегодня на Украине, кроме комка в горле и слез, ничего не вызывает, — говорит Михаил Салес. — Многие мои родственники уже ушли в мир иной, но все равно это для меня безумно больно, тем более, что я сам родился на западной Украине,  это моя родина. Мне показалось,  что сегодня этот спектакль  будет своевременным. История,  которую мы рассказываем на сцене,  описывается сто с лишним лет назад и начинается с того, что Тевье-молочник говорит: «В деревне Анатовке с издавна жили русские, евреи, украинцы… Жили дружно». Так что же мы делаем сегодня? Это для меня остается злободневной и очень  серьезной проблемой…

Режиссер решил сделать главный акцент на темах вечных, общечеловеческих: любовь, доверие и вера, верность друг другу и традициям, а главное – доброта:

— Мне кажется, сегодня в мире есть дефицит добра, уважения и любви друг к другу, — говорит Михаил Салес. — Хочется, чтобы мы все уважали друг друга, это очень важно. Нас ничто не должно разъединять. Жизнь ведь такая короткая…

В одной из украинских деревень — Анатовке — живет молочник Тевье, еврей по национальности. У него есть жена и пять взрослых дочерей на выданье — и, конечно, он мечтает об их счастье. Но дочери поступают не так, как хотелось бы отцу: старшая выходит замуж за бедняка, средняя –  за революционера, а младшая — за православного. Но и это еще не все удары, которые посылает Тевье судьба: впереди у него тяжелые испытания — жена умирает, а его самого выселяют вместе с другими евреями из родной деревни, где он прожил всю жизнь.

— Так странно написана пьеса, — говорит Михаил Салес, — первый акт — бурная комедия, а второй — драма, если не трагедия. Люди после антракта возвращаются в зал, чтобы продолжать смеяться, а во втором акте как раз и начинают происходить самые драматические события: жена тяжело болеет, дети из семьи уходят. И чем больше Тевье стремится сохранить семью, тем больше он не в состоянии это сделать. В этом и есть главная трагедия Тевье-молочника. Но мне хотелось поставить спектакль о том, что евреи все равно преодолевают все трудности и беды, даже умирая, они будут смеяться. Мировой классик, писатель Шолом-Алейхем желал, «чтобы и евреи, и все люди на земле больше смеялись, нежели плакали. Смеяться полезно». Вот и мне хочется дать людям надежду, чтобы все было хорошо, дать людям сказку. Я всегда ищу счастливый конец…

3458 web

Поэтому в спектакле неожиданно оптимистический финал.

Поэтому продолжает гореть свет в домиках-скворечниках, несмотря на то, что в Анатовке идут погромы и сжигаются дома…

Поэтому и не удастся никому срубить дерево, которое посадил отец Тевье.

Поэтому и невозможно забыть деревню Анатовку, где с издавна жили русские, евреи, украинцы… жили дружно…

Поэтому и зритель в финале спектакля смеется — потому что уже нет слез, чтобы плакать…

И еще: главную роль – Тевье-молочника — в спектакле играет сам режиссер. Играет блестяще. И все актеры, занятые в спектакле, настолько органичны в своих ролях, что кажется, прожили в Анатовке всю свою жизнь.

Фото – Геннадий Филиппович

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *