Несвобода вероисповедания

sud_8.jpg
4 июня 2014 г.
Важные события среды: два судебных решения о запрете на строительство мечети и синагоги при одновременной легализации через суды построенных без разрешения православных храмов дают нетолерантную пищу для размышлений; а проблемы в регионе начинают решаться лишь после громких телеэфиров и скандальных публикаций.
 Областной суд сегодня вынес сразу два решения, которые касаются запретов на строительство религиозных объектов — мечети в парке «Южный» и синагоги на Острове.

В первом случае вступило в силу решение суда, по которому выданные мэрией разрешительные документы на строительство признаны незаконными, поскольку здание начали возводить в охранной зоне памятника «Фридландские ворота». Более того, суд не только подтвердил вынесенный ранее вердикт о запрете достроить возведенное на 80% здание мечети, но и лишил организацию мусульман права собственности на недострой. Это при том, что мусульмане скидывались на строительство мечети всем миром. Более того, в кулуарах мэрии утверждают, что свой вклад вносил даже президент Татарстана Рустам Минниханов, который не так давно приезжал в регион, в том числе, по поводу ситуации с мечетью. Однако ничего не помогло.

Конечно, в конце февраля мэр Калининграда Александр Ярошук под давлением представителей различных национально-культурных автономий, в том числе не мусульманских, дал обещание, что в случае судебного запрета на строительства мечети ответчику будут возмещены убытки. Однако слово к судебному решению не пришьешь.

Что касается синагоги, областной суд оставил в силе решение районного суда о запрете строительства без разрешения. Участок находится в безвозмездном пользовании у иудейской религиозной организации «Еврейская община Калининграда» до 2016 года, однако разрешение на возведение религиозного объекта мэрия так и не выдала. В этом случае с иском к религиозной организации обратилась администрация Калининграда. Представители «Еврейской общины Калининграда» отказались комментировать факт начала строительных работ до выдачи на них разрешения. Городские власти, в свою очередь, затруднились оперативно прокомментировать, на каких основаниях разрешение до сих пор не было выдано.

Впрочем, стоит вспомнить результаты опроса общественного мнения, проведенного по заказу городских властей, которые глава комитета строительства Артур Крупин презентовал в начале декабря 2013 года. Из данных опроса следовало, что большинство жителей областного центра считают, что в Калининграде уже достаточно разнообразных религиозных сооружений — церквей, мечетей и т. д.

«87,9% горожан сказали, что в городе уже достаточно конфессиональных объектов, поэтому мы видим настрой населения», — сказал Крупин. Журналисты обратили внимание на то, что вопрос социологов сформулирован не совсем корректно, поскольку в настоящее время в городе нет ни одной мечети и ни одной синагоги, поэтому вряд ли можно говорить о том, что этих объектов достаточно. «Получается, что жители города, отвечая на вопрос о достаточности конфессиональных объектов, имели в виду всё же православные храмы?», — уточнили журналисты. «Вопрос был сформулирован именно так, и мы видим, в нём говорилось и про церкви, и про мечети», — сказал на это Крупин.

Однако в случае со строительством православных храмов мнение общественности городские и прочие власти, по всей видимости, не очень и волнует, поскольку эти храмы строят без особых проблем — за несколько лет в Калининграде открылись новые храмы на площади Калинина, на площади Победы, а также на ул. Невского, который, кстати, сначала хотели назвать в честь святой Татианы, но назвали в честь Александра. Причем складывается впечатление, что в Калининграде и области строить без разрешения можно только Русской православной церкви. Как, к примеру, это было в случае с немаленьким двухэтажным домом около кирхи Арнау. Или в случаях с православными храмами на ул. Панина в Калининграде и ул. Харьковской в Светлом, где здания возводились без разрешения на строительство, но потом благополучно легализовывались через суд.

Власти города и области, наверное, должны понимать, что ступили на весьма опасную тропу, которая может привести, как минимум, к проблемам в межконфессиональных отношениях. Но, кроме понимания, должны еще быть и какие-то действия. В случае с мусульманами — как минимум, переговоры. Главное, чтобы эти действия были предприняты до того, как проблемы межконфессиональных отношений перерастут в конфликты и стычки, которые могут затронуть жителей города.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Вечерний @Калининград

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *