Коломойский по формуле Бодуэна де Куртенэ
Еврейская карта в украинских событиях: много желаемого при отсутствии действительного
Выдающийся русский лингвист (среди прочего он систематизировал знаменитый словарь Даля) академик Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ в свое время сформулировал такой парадокс: «Когда русский украдет, говорят: «Украл вор», когда сворует еврей, говорят: «Украл еврей».
Это классическая формула антисемитской логики: вор ворует, убийца убивает, лжец врет, но когда любой из этих дурных поступков совершен евреем, он это делает как еврей и потому что еврей. Так оно выглядит в глазах антисемита. Такой у него взгляд на мир, где если не все беды от евреев, то уж ко всем бедам они должны быть причастны.
С самого начала драматических событий на Украине предпринимались попытки приплести туда еврейскую тему. Сначала муссировалась грядущая угроза антисемитизма, в которой обе противоборствующие стороны и их сторонники настойчиво обвиняли друг друга. Потом — еврейское участие в противостоянии. И тут у многочисленных заинтересованных лиц возникли естественные трудности систематизации. Несмотря на то, что и по ту, и по другую сторону баррикад, физических и виртуальных, можно было отыскать евреев, никого они там не представляли, кроме самих себя, ни одну из сторон нельзя было определить как еврейскую. Все, что было от еврейского имени, — частная инициатива частных лиц и личный PR отдельных инициативщиков.
К этому разряду можно отнести и пресловутую «еврейскую сотню» Майдана, которой было уделено много места в СМИ и в сети. Ее командир шумно засветился в прессе и на экране, но скорее всего он сам же ее не только представлял, но и составлял в единственном числе. И вряд ли был тем, за кого себя выдавал журналистам: человек, года-то два года проживший в Израиле, не может быть не только офицером израильского спецназа, но и передавать бесценный опыт антитеррористической тактики израильской армии майдановцам.
Всякая смута – благодатное время и место для самопиара разного рода авантюристов, самозванцев и маргиналов. Евреи и израильтяне не исключение. Это касается и тех, кто выдает себя за пламенных сторонников украинской революции еврейского происхождения и израильского гражданства, и тех, кого так любят на отечественных телеканалах в качестве израильских борцов с украинским фашизмом.
Сегодня главный герой еврейской темы украинской смуты – тамошний миллиардер и новоиспеченный днепропетровский губернатор Игорь Коломойский.
Я не хочу здесь давать оценки ни ему самому, ни его роли в украинских событиях, ни мотивам его участия в политике на Украине. Не потому что у меня нет своего мнения по этому поводу, а потому что сейчас речь не о том. Меня настораживает, что когда в российских СМИ, прежде всего государственных, заходит речь о Коломойском, подчеркивается не то, кто он такой как личность, как политик, как фигурант украинского списка «Форбса», а то, что он – еврей. В полном соответствии с формулой Бодуэна де Куртенэ.
Вот в своей программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» 23 мая ведущий беседует с известным интернационалистом Александром Прохановым. И говорит следующее:
«Сейчас именно лица еврейской национальности – моей национальности – играют ужасную трагическую роль в происходящем на Украине. Когда «Правый сектор» и партия «Свобода» спонсируются тем же человеком, который спонсирует крупнейшие еврейские организации, господином Коломойским, то возникает самая страшная параллель, что вечная борьба еврейского народа между божественными заповедями и вот золотой телец. И мы видим, что происходит с евреями, которые выбирают золотого тельца, как это произошло с Коломойским и не только с ним, со многими олигархами — евреями по национальности, которые на Украине формируют этот фашистский режим. Они же предают мой народ. Они спонсируют тех, которые идут убивать русских, евреев, армян, татар».
Я не раввин, и у нас с Соловьевым — у евреев, не принято обращаться к священнослужителям за прощением грехов, но как человек больше его поживший и, возможно, более ориентирующемся в еврейской специфике, хочу избавить известного телеведущего от груза греха, который он испытывает из-за поступков Коломойского.
Уважаемый Владимир! Все, что делает Коломойский на посту губернатора Днепропетровска, как олигарх, как апологет нынешнего украинского режима и даже, возможно, как беззастенчивый поклонник золотого тельца, он делает не как еврей, не потому что еврей, не по поручению евреев и не для их выгоды.
Более того, он не является представителем еврейского народа вообще, Украины, в частности, и даже евреев Днепропетровска. Это совершенно другие, не еврейские игры. И вам как еврею, и другим евреям, на которых вы уже записали этот грех, нет никакой нужды испытывать за него вину перед Россией и Украиной.
Ведь не должен же весь русский народ стыдиться того, что ответил вам на вашу покаянную речь давно зарекомендовавший себя как любитель евреев ваш гость и собеседник Александр Проханов. Сказал он буквально следующее:
«Евреи, которые поют еврейскую сотню Майдана (так он сказал. – Ю.К.), они накликают второй Холокост. Они накликают чудовищную угрозу, о которой вчера даже нельзя было говорить с евреем обычным. <…> Эти обезумевшие евреи, наполненные ненавистью к России, обожанием денег, они провоцируют второй Холокост».
Эта мысль о том, что именно евреи виноваты в Холокосте, не нова для Проханова. В феврале на канале «Россия-24» он уже высказывал ее, на что ведущая, Эвелина Закамская, сказала, что и первый Холокост тоже спровоцировали евреи.
Что – и за это кощунственное утверждения должна виниться не она, а весь русский народ? Но даже она не повинилась.
Почему Соловьев, теперь настойчиво подчеркивающий свое еврейское происхождение должен брать на себя и возлагать на других евреев вину за поступки Коломойского, а оправдание Холокоста, прозвучавшее из русских уст на российском государственном канале не становится общей виной? Потому что это нелепо, нелогично, несправедливо. Кто сказал, кто сделал – тот и должен нести ответственность.
Объяснять действия Коломойского тем, что он еврей, возлагать на евреев вину за действия еврея Коломойского можно только по формуле Бодуэна де Куртунэ, формуле антисемитской логики. Знать ее надо. Именно для того, чтобы не следовать ей.