Холокост-шоу или память исторических событий в Янтарном

Что же произошло в тридевятом царстве-государстве с устоявшимся региональным мероприятием, посвящённым Маршу смерти 1945 года, величественный памятник которому установлен на месте трагических событий нашим местным меценатом, на этот раз.

Скандал, затеянный местной религиозной иудейской организацией своим письмом главе Янтарного вышел за пределы Калининградской области. Давайте разбираться, раз уж эта глупость коснулась и Еврейской газеты Калининграда, хотя мы к этому «не имели никакого отношения». И отдельное спасибо за упоминание нашего издания коллегам из  EADaily

С чего всё началось… С хорошей патриотической идеи группы специалистов наглядно показать трагедию Холокоста произошедшей на нашей земле в 1945 году под натиском Красной армии, добивавшей германский нацизм в её логове.

Стоит заметить, сегодняшние реалии просвещения и трендов общения молодёжи вышли из привычных нам, старикам, понятий проведения митингов, круглых столов и скучных уроков истории. Время ютубов. инстаграммов, тиктоков и живых художественных импровизаций захватило молодёжь. Цель инициаторов воссоздания «реального» Марша смерти, в котором смогут участвовать все желающие и ощутить на себе все ужасы того события, должны явиться лучшим современным просветительским актом контактного проникновения в эпоху ужаса нацизма.

С точки зрения историков, культурологов, кинематографистов и других заинтересованных специалистов, предложение о реконструкции тех страшных событий может выглядеть неоднозначно, спорно и кощунственно. Но давайте задумаемся, а не является ли это лицемерием и, простите, ханжеством. Почему общество с удовольствием и улюлюканьем глазеет на реконструкции военных действий разных войн с участием раненых и погибших, хотя бы на том же Гумбиненском сражении, где зрителями бывают губернатор и министр культуры России… Мне видится, любая война, драка, насилие ужасно, по сути и недопустимы в любой религии. Но как мы, современное общество сделаем прививку молодёжи от всего этого негатива? Проповедями, нудными учебниками, подзатыльниками или, таки, личным наглядным примером – участием в массовом просветительском мероприятии …

Я, как Председатель региональной светской Еврейской общины и главный редактор газеты, полагал не встревать в этот спровоцированный иудеями нелепый скандал с письмом (подписанным двумя нашими соучредителями), тем паче, наша организация и газета – светские, но коллеги-журналисты начали покусывать за бока и требовать интервью с покаяниями. Что ж, выскажу несколько неприятных суждений в этой связи.

Когда в прошлом году инициативная группа обратилась к нам с предложением о проведении массового мероприятия памяти Марша смерти 1945 года, редакция приняла решение об информационной поддержке. Еврейская газета Калининграда, является федеральным средством массовой информации, для справки. Мы и сейчас считаем инициативу организаторов полезной для общества. Более того, мы консультировались с ведущими еврейскими организациями России и экспертами-историками Холокоста, и убедились в своей изначальной правоте. Инициаторам предложенного региону «ужасного» (своим трагизмом) мероприятия следует оказать всемерную помощь в правильном историческом воспроизведении, пропаганде среди молодёжи, привлечении СМИ и общественности.

А что говорит нам авторитетный поисковик и реконструктор Евгений Завертанов:

«Пропаганды фашизма здесь нет, это реконструкция которая разрешена соответствующими документами. Законы надо знать. Мы ежегодно проводим военно-исторические реконструкции, где участвуют реконструкторы и в немецкой форме, на мероприятиях и общественность..

Что по этому поводу нам рассказал известный во всём мире историк Холокоста и автор множества научных работ и книг Константин Пахалюк (преподаватель МГИМО МИД России, главный специалист научно-просветительских проектов и заместитель директора департамента науки и образования Российского военно-исторического общества):
«Эта история интересна многим.

Во-первых, она ярко показывает то неприятие ура-патриотизма и карнавализации войны под видом военно-исторической реконструкции, неприятие, которое объединяет людей даже поверх политических и идеологических убеждений. А ведь именно с этих позиций шла критика в адрес Марша смерти. Если бы это мероприятие не подавалось как реконструкция, то вероятно, ситуация была бы иной. Но кто заставлял организаторов на сайте писать про 5 площадок реконструкции? Люди, работающие в сфере актуализации публичной истории могли бы заранее подсказать эти моменты. Во-вторых, в объективных условиях, когда все больше непонятных людей пытаются пристроиться к истории и сделать на ней пиар и деньги, растёт озабоченность относительно различных инициатив. И если организаторы публичного — а это самое важное! — мероприятия не пытаются публично разъяснить его смысл, то стоит ли удивляться, что они могут навлечь на себя критику. Как можно заявлять о достоверности, если на сайте допущено множество грубейших исторических ошибок? Как можно опять повторять миф, будто расстрел евреев под Пальмникеном был ответом за уничтожение «Вильгельма Густлова»? Как после этого и многих других ляпов можно доверять? Все же на мой взгляд, любое мероприятие в сфере истории должно опираться на профессиональное понимание событий. История и жертвы первичны. Можно полностью согласиться с желанием организаторов эмоционально вовлечь участников в истории. В конечном счёте именно на эмоционально-вовлечённых практиках строятся современные «живые» экспозиции, как «Подвиг народа» в Музее Победы, недавно открывшийся музей Обороны Тулы или музей-панорама Жукова в Калуге. Но музейные средства предлагают все же сохранение определённой границы между посетителем и «живой истории», а также направленную рефлексию. Что же было бы здесь предметом рефлексии? И тут мы приходим к непередаваемости опыта жертв Холокоста, принципиальной передаваемости, в том числе любыми законными средствами реконструкции. И как можно было утверждать обратное? Конечно, интерактивная экскурсия с использованием технологий иммерсивного театра относительно событий в Пальмникене — такой формат был бы востребован, но вовсе не реконструкция. Вставать в позу «мы хотим рефлексии» легко, но сложнее этой рефлексии добиться. И тут мы сталкиваемся со следующей проблемой. Обращение к героическим событиям — это один набор практик, к трагическим — другой. И отсутствие консенсуса относительно того, как публично говорить о трагедии, вовсе не означает, что можно что угодно. Давайте вспомним дискуссии о том, насколько этично делать селфи в мемориалах лагерей смерти. Нет, я не сторонник запретов и тем более ханжеских кампаний ненависти, но это не означает принятие любых новых форм. Мне кажется, что главное при обращении к теме жертв нацистских преступлений не выкидывать самих жертв. Активное утверждение какой-то своей повестки на памяти жертв (будь то идеология, государственный патриотизм или творческой рефлексии конкретного художника) будет всегда восприниматься как нечто «не то», как какая-то игра на чужих трагедиях»

Подытоживая эту тему, стоит отметить и сегодняшнее проведение несанкционированного массового мероприятия в Янтарном с участием губернатора, категорически запретившего все массовые мероприятия в регионе из-за короны. Нелепая ситуация, согласитесь?

А как назвать этот скандал, высосанный из пальца, известным местным иудейским активистом, сочинившим очередной пасквиль-письмецо, правильно: зависть, злоба и мракобесие!

ЛьвовичЪ


PS На запрос редакции официальной точки зрения администрации Янтарного, Глава администрации муниципалитета пообещал дать сегодня короткое пояснение. и мы его добавим в текст этой статьи, без купюр и передёргиваний.
Хотя, предварительно сообщил об отсутствии обязательных согласований для проведения массового мероприятия со стороны инициативной группы Анны Симоновой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *