Польский историк Кшиштоф Белявский в своей книге утверждает, что наиболее разрушительное воздействие на еврейское наследие Польши оказали не гитлеровские оккупанты в годы Второй мировой, как принято считать, а польские граждане за несколько десятилетий социалистического периода после войны.
Издание Times of Israel взяло интервью у автора книги «Уничтожение еврейских кладбищ» Кшиштофа Белявского, который в своей работе опровергает несколько мифов. Среди них «массовое разрушение еврейских кладбищ во время Хрустальной ночи» и очень распространенное в Польше мнение о том, что «кладбища были полностью разрушены немцами».
По словам Кшиштофа Белявского, большинство современных людей полагает, что разрушенные еврейские захоронения в Польше были осквернены нацистами. Но эксперт по еврейским кладбищам Польши уверен, что польские граждане, вероятно, нанесли больше ущерба еврейскому наследию после Второй мировой войны, чем немецкие оккупанты во время нее.
Книга Кшиштофа Белявского «Уничтожение еврейских кладбищ», опубликованная на польском языке (в настоящее время Белявский ищет издателей для релиза книги на английском и иврите), приводит факты уничтожения еврейских кладбищ Польши в социалистический послевоенный период.
Могильные плиты в Новом Змигороде
«На самом деле, даже если кладбище было разрушено нацистами во время войны, в его окончательном уничтожении позднее принимало участие и польское население, а наибольший ущерб был нанесен в послевоенное время государственными структурами», — пишет Белявский.
Происходило это следующим образом. Примерно 90% польских евреев погибли во время Холокоста. А оставшиеся были сильно ограничены после войны в своих возможностях по сохранению национальных памятников. Прежде всего, коммунисты не допускали воссоздания довоенных еврейских общин, пишет историк в своей книге.
Монумент из еврейских могильных плит в Хмельнике
Сохранение правовой преемственности между довоенными и послевоенными еврейскими организациями дало бы выжившим право продавать или сдавать в аренду неиспользуемые синагоги и другие общинные здания. Эти средства пошли бы на содержание кладбищ. Однако коммунистические власти сделали невозможным передачу собственности. Вместо этого они разрешили создание «еврейских религиозных ассоциаций», которые имели структуру организаций, и не являлись общинами (кехилот) в традиционном довоенном смысле этого слова. Это означало, что ассоциации не могли унаследовать собственность довоенных еврейских общин, и своего имущества не имели.
Еврейское кладбище в Сохачеве, где в 1939 году жили 4 тысячи евреев
В 1958 году правительство ПНР инициировало кампанию «очистки заброшенных кладбищ». Однако задача была очень масштабной, а местные власти не хотели тратить средства. Самым дешевым решением было закрыть кладбища и превратить их в стройки, парки или детские площадки. Таким образом начало 1960-х годов повлекло широкую волну разрушения мемориальных участков.
Кшиштоф Белявский, сам по национальности не еврей, увлекся еврейской историей около 20 лет назад, когда работал туристическим агентом в Варшаве. После создания интернет-сайта о еврейских кладбищах в Польше, он начал изучать иудаику в аспирантуре и в 2009 году стал сотрудником Музея истории польских евреев POLIN.
После нескольких лет исследований Белявский оказался в центре внимания. В 2011 году он сообщил, что еврейские надгробия были использованы для строительства участка захоронения воинов Красной Армии на городском кладбище Варшавы. Внимание СМИ поспособствовало переносу надгробий на соседнее еврейское кладбище в Бродно, однако там они, по словам Белявского, «были разбиты бездомными, живущими на кладбище».
Бродненское еврейское кладбище использовалось польскими евреями для захоронений с 1740 года. Хотя нацисты действительно разрушили некоторые его участки, рассказал Белявский, «наиболее серьезные разрушения датируются 1950-ми годами, когда варшавские власти решили превратить кладбище в парк. Бульдозеры сгребли все «мацевот» (надгробные плиты) в огромные кучи».
В своем всестороннем исследовании Белявский документирует сотни примеров разрушения еврейских кладбищ. В результате, в течение 1960-х годов большинство еврейских кладбищ практически исчезли, а на их местах были построены школы, торговые центры, спортивные арены и парки.
«С начала появления евреев в Польше в стране насчитывалось не менее 1200 еврейских кладбищ. Ни одно из них не избежало разрушения», — отметил историк Кшиштоф Персак из Польской академии наук, — в своей книге Белявский описывает печальную реальность, вызывающую негодование и стыд».
Прекращение существования Польской Народной республики принесло полякам новые возможности для обсуждения еврейской истории в Польше: была отменена цензура, появились новые медиа и интернет, а также возможность проводить независимые исследования. Вместе с этим поляки лицом к лицу столкнулись с тяжелым прошлым своей страны и историческими фактами, такими как погромы в 1941 году в Едвабне и других городах, погром в Кельце в 1946 году и послевоенные убийства евреев. Была также антисемитская кампания 1968 года, в ходе которой 13 тысяч евреев были вынуждены эмигрировать из Польши, соответственно, безнадзорными остались последние еврейские захоронения.
Мацевот в Бродно
«Многие принимают эти знания и живут с ними дальше. Другие их отрицают, а третьим это вообще неинтересно», — говорит Белявский.
В беседе с The Times of Israel Белявский также поделился мнением о том, почему его книга так долго не выходила. Историк считает, что тема стирания еврейского наследия для поляков достаточно непростая — еще один «тяжелый камень» в польско-еврейских отношениях. Ведь по выводам из проведенного Белявским исследования следует, что в уничтожении еврейских кладбищ принимали непосредственное участие вся послевоенная Польша и тысячи ее граждан.
«Моя книга — первый исторический синтез, охватывающий период с 1933 года, когда Гитлер пришел к власти, до сегодняшнего дня. Большая часть 280-страничной работы при этом посвящена разрушениям после Второй мировой войны. После падения режима коммунистической диктатуры, навязанного Польше СССР после победы в войне, ситуация изменилась, но еврейские кладбища Польши по-прежнему на грани полного исчезновения», — говорит Белявский.
После 1989 года участие государства в разрушении кладбищ сократилось. Несколько новых законов обеспечили лучшую защиту кладбищ. Тем не менее, каждый год мы наблюдаем случаи, когда городские власти пытаются проложить дороги через кладбища — недавно в Замосць и Ясло — или осквернить еврейские захоронения иным способом.
Участок захоронения бойцов Советской Армии на кладбище в Варшаве
Одна из самых серьезных проблем — в объяснении причин, по которым люди участвовали в разрушении кладбищ. Я не проведу опрос и не спрошу: «Зачем?» Очевидно, что и немцы уничтожали кладбища в рамках уничтожения европейских евреев и их культурного наследия. Но после войны все стало менее однозначно. Сколько участвовало в этом поляков — точную статистику дать нельзя, но по самым скромным подсчетам, десятки тысяч, говорит исследователь.
Многие были безразличны, некоторые были против, но в большинстве случаев основной мотивацией было получения доступа к «бесхозное» имуществу: камень надгробий, дерево и кирпичи из стен и предзакопных домов и т. Д. Некоторые кладбища использовались местным населением как сельскохозяйственные угодья или строительные участки.
«Я уверен, что антисемитизм тоже играл не последнюю роль. Католические кладбища не опустошали те же люди. Они разрушали еврейские или протестантские кладбища как места «чужих», этнических и религиозных пришельцев. В данном случае заповедь «Не укради» была для них необязательной», — считает Белявский.
Единственное хорошо сохранившееся еврейское кладбище в Польше. Освенцим
По его словам, в массовом уничтожении кладбищ участвовали самые разные люди, не только из категории «я человек маленький». Довольно часто они были уважаемыми членами общества. На месте одного из кладбищ дом построил учитель. В некоторых городах священники и монахи использовали дворы, вымощенные еврейскими могильными плитами. Многие деструктивные поступки совершались молодежью.
При этом Белявский включил в свою книгу и людей, которые заботились о местах захоронения, отчасти чтобы показать, что история и люди — не «черное» и «белое».
Многие кладбища были очищены, огорожены и увековечены благодаря евреям из Польши и их потомкам, которые сейчас живут в других странах. Но все же этого было недостаточно. В большинстве могильников нет смотрителей. Как сказал Ян Ягельский из Еврейского исторического института: «Эти кладбища умирают».
https://stmegi.com