К 85-ЛЕТИЮ МАРСЕЛЬСКОГО УБИЙСТВА.
Я твердо верю, что тот, кто выдумал огнестрельное оружие, расплачивается сейчас в аду за свое сатанинское
изобретение, ибо благодаря ему рука подлого труса может лишить жизни доблестного кабальеро.
Мигель де Сервантес
Волна террора против неугодных политике Англии, выступающих супротив войны лидеров разных стран вскоре после Первой мировой войны захлестнула Европу. 16 декабря 1922 года был убит первый президент Польши Габриэль Юзеф Нарутович, спустя пять дней после получения власти, 57-летнего президента убили тремя выстрелами из револьвера. 6 мая 1932 года, спустя без недели год после избрания, был смертельно ранен президент Франции Поль Думер. 30 декабря 1933 года, спустя полтора месяца после того как король Румынии Кароль II предложил ему возглавить правительство, был убит премьер-министр Румынии Ион Георге Дука. 25 июля 1934 года был ранен выстрелом в горло и скончался от потери крови, так как ему не позволили оказать медицинскую помощь, канцлер Австрии Энгельберт Дольфус, который был противником присоединения Австрии к Германии. Решающий шаг к новой большой войне был сделан Англией в том же 1934 году. Чтобы изменить международную обстановку в Европе, она, повидимому, санкционировала произошедшее 9 октября в Марселе убийство короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту.
Ещё до начала визита югославского короля Александра I в Марсель во Франции появились слухи о возможности покушения на монарха. За несколько часов до прибытия Александра I в город, парижские СМИ сообщили о его планируемом убийстве хорватскими террористами. Друг России, патриот своей страны, король Александр I был опасен для Англии своей независимостью и нежеланием танцевать под английскую волынку. Его злодейское убийство на территории Франции, которую он почитал и всю жизнь считал своим другом и союзницей, было тщательно подготовлено и осуществлено усилиями многих участников крупномасштабного заговора, нити которого вели в Берлин и Лондон. До настоящего времени не известно всей правды об этом убийстве. Англичане, организовавшие его, десятилетими после этого заметали следы, устраняя свидетелей, документы и улики. Во Франции, Югославии и других причетных странах многие подробности и тайные причины этого убийства до настоящего времени остались неизвестны.
Луи Барту был сторонником совместной с Советским Союзом политики коллективной безопасности и ключевой фигурой разработки Франко-советского договора о взаимопомощи. «Его публичные выступления отличались прямотой, серьезностью и убедительностью. Он не прибегал к дипломатическим фразам в ущерб смыслу и ясности своих выступлений», — утверждал Максим Литвинов, нарком внешних дел СССР. 9 февраля 1934 года Барту становится министром иностранных дел Франции.
Для англичан Барту, стремящийся объединить Европу вокруг Франции, был костью в горле, поэтому не исключено, что именно они, так как руководитель спецслужб Черчилль имел секретную связь с Гитлером через племяницу Диану курсирующую между Лондоном и Парижем и постоянно посещающую их обоих, организовали заговор. Используя французские связи, англичане обеспечили для теракта наилучшие условия. Охране короля не разрешили даже сойти на берег, экскорт мотоциклистов отменили. По обеим сторонам улиц следоватния кортежа с интервалом 10 шагов были расставлены полицейские. Однако, они стояли спиной к тротуару и не имели возможности наблюдать за стоявшими на нём людьми. Несмотря на заблаговременном извещении о визите, автомобиль почему-то был арендован только в последний момент при том в обычном гараже. Это был небронированный ландо «Деляж-ДМ» чёрного цвета с большими окнами, широкими подножками во всю длину кабины, от переднего до заднего крыла, и откидным верхом. Оконные стёкла были опущены и в случае покушения создавали благоприятные условия для возможного убийцы. Солдаты пехоты, встречавшие короля в порту, были оставлены на набережной. Вместо запланированного эскорта мотоциклистов впереди автомобиля очень медленно двигался взвод кавалеристов, не позволяя водителю автомобиля вести его с положенной в данном случае скоростью не менее 20 км/ч. Поэтому скорость движения автомобиля была минимальной, всего 4 км/ч. Сопровождали автомобиль только два конных охранника — полковник Пиоле и майор Вигуру. Гитлеру дали уникальную возможность устранить Барту, предоставив для этого план встречи и передвижения югославского монарха в Марселе и известив, что «предусмотренный ранее эскорт мотоциклистов будет отменен». О том, кто и как сумел создать идеальные условия для покушения – история до настоящего времени скромно умалчивает. Англичане умеют заметать следы. Чтобы показать свою непричасность, Черчилль в своем выступлении на Би-Би-Си, 16 ноября 1934 года предостерег против агрессивности нацистской Германии. Однако ответ на вопрос: кому это выгодно? и дальнейшие события однозначно указывают на английское участие.
Немцы в качестве убийцы задействовали 37–летнего хорватского националиста, профессионального террориста Величко Димитрия Керина, известного под именами Владо Георгиев, Черноземский, Владо Димитров, Черноземский и Владо Шофёр (Владо Шофьора), вероятно потому, что он работал часовщиком и шофёром. В 1922 году он становится членом ВМРО (Внутренней македонской революционной организации). Участвовал в большинстве стычек с югославской полицией и жандармерией. Выполнял особо важные поручения, в частности, убийство представителя Болгарской компартии, бывшего члена ВМРО Дими Хаджидимова, функционера ВМРО Найма Томалевского… Дважды в 1924 году и в 1932 году был приговорён к смерти. Прославился хладнокровием и хорошей боевой подготовкой. В секретной переписке Шпейделя с Герингом именовался как «Владо–шофер». Газета «Нойес Дойчланд» опубликовала 23 мая 1957 года подлинник письма Германа Геринга германскому помощнику военного атташе в Париже Гансу Шпейделю, которому поручалась подготовка покушения и ответ Шпейделя: «…в соответствии с Вашими указаниями подготовка операции «Тевтонский меч» уже завершена… Мы решили провести операцию в Марселе: там встретятся оба интересующие нас лица. «Владо–шофер» подготовлен». Эти письма подтверждают, что убийство Луи Барту и Александра I Карагеоргиевича было подготовлено по личному приказу Гитлера, Герингом и аппаратом германского посольства в Париже. Операция получила кодовое название «Тевтонский меч».
Когда кортеж уже достиг площади Биржи, из толпы навстречу выбежал человек. Конный охранник, ехавший со стороны короля — полковник Пиоле (к сожалению, никаких сведений о нем найти не удалось)— не сумел его остановить. Неизвестный пробежал мимо его лошади, прыгнул на подножку автомобиля и, достав пистолет, начал стрелять. Шофёр Фуассак, вместо того, чтобы резко увеличить скорость, остановил лимузин, вылез на переднее пассажирское сидение и начал тянуть убийцу от пассажирских мест, разворачивая его к Пиоле. Первые две пули попали королю в грудь. Генерал Жорж, сидевший перед югославским королём, пытался оказать сопротивление, но преступник четырежды выстрелил в него. Последняя пуля преступника ранила бросившегося к машине полицейского Гали. Всё это заняло меньше минуты. Когда магазин маузера опустел, сидевший рядом на лошади Пиоле ударил стрелявшего дважды саблей по голове и он, обливаясь кровью, упал на мостовую. Там его ещё дважды ранили полицейские, открывшие беспорядочную стрельбу, жервой которой стала толпа: два человека были убиты и десять получили ранения. Перепуганная толпа бросилась к месту события и затоптала тяжело раненого убийцу. Полицейские с трудом его оттащили.
Король потерял сознание ещё в машине, его немедленно перенесли в префектуру, а спустя несколько минут приспущенные флаги сообщили, что югославский король умер. Барту был легко ранен в руку. Прибывшие санитары забрали его и стрелявшего террориста в ближайшую больницу. В больнице Барту сделали несложную операцию, после которой он умер. История с повязкой, которую не там наложил неизвестно кто, не выдерживает никакой критики. Террорист также умер, так и не придя в сознание (по другим сведениям он спустя сутки умер в камере из-за отсутствия медицинской помощи). Медики успешно завершили начатую террористом операцию. Спустя 61 год по аналогичному сценарию в машине скорой помощи был убит премьер-министр Израиля Рабин. Генерал Жорж сумел выжить и выздороветь.
Убийство короля Александра и Барту охладило отношения между Францией и Югославией, остановило переговоры о франко–итальянском сближении. Оно обострило югославо–итальянские противоречия, сделало невозможным создание Дунайского пакта и гарантии на его основе австрийской независимости. В лице Барту лишилась поддержки во Франции идея франко–советского сотрудничества и переговоры о создании Восточного пакта с участием СССР прекратились. Не состоялось объединение Европы, которое могло нарушить планы Англии. «Ассоциация всех европейских государств», решение о создании которой было принято на европейском конгрессе в Вене в октябре 1926 года так и не была создана. Франция, которая много лет стремилась возглавить объединение Европы, стала послушным сателитом Англии.
Расчищая Гитлеру путь, Черчилль упорно толкал его к войне. «Раса должна бороться: если она бездействует, она покрывается ржавчиной и погибает. Если бы германская раса была своевременно объединена, она уже теперь была бы повелительницей всего земного шара. Новый рейх должен объединить все до тех пор распыленные германские элементы Европы. Раса, потерпевшая поражение, может быть спасена, если она восстановит веру в свои силы. Прежде всего надлежит научить армию верить в свою непобедимость. Чтобы восстановить германскую нацию, необходимо убедить народ в том, что вернуть себе свободу силой оружия вполне возможно» (Churchill W.S. The Second World War. — London-Toronto, Cassell and Co Ltd., 1950.Volume 1 Chapter IV). «Если германское правительство демонстративно отвергло какие бы то ни было гарантии безопасности и бешено вооружается, чтобы навязать Европе новую войну, то оно осмелилось на этот шаг только благодаря позиции британского империализма… Английский империализм всеми силами мешает согласованным действиям тех, для кого вооружения фашистской Германии являются непосредственной опасностью» (газета «Правда» 20 марта 1935).
(Борис Брин. Черчилль. Чины и деяния. Книга первая)
БОРИС БРИН
Кадры хроники:
Пока полковник Пиоле думает, Владо стреляет
Спустя несколько секунд после выстрелов он получает саблей по голове.