«…Я не верю, что так могло быть на самом деле…»

Весной 2019 в Калининграде состоялась презентация книги «Собибор. Взгляд по обе стороны колючей проволоки», изданной при участии Российского военно-исторического общества и Центра «Фонд ХОЛОКСТ». Книга представляет собой сборник статей и исследовательских материалов российских и зарубежных авторов, включая воспоминания лидера восстания Александра Печерского и его товарищей. Издание, как и одноименный художественный фильм, прошедший относительно недавно в кинотеатрах, были приурочены к 75 годовщине восстания в лагере смерти СОБИБОР.

К сожалению, фильм, выдвинутый Российским оскаровским комитетом на кинопремию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», даже не вошел в шорт-лист претендентов.

К еще большему сожалению, он вызвал неоднозначную оценку у российских зрителей, особенно у молодых. Пожалуй, стоит привести несколько комментариев на одном из интернет-форумов, поразивших меня невысоким интеллектуальным и моральным уровнем их авторов (сохранены стиль, орфография и пунктуация комментаторов).

«Продолжительность — почти 2 часа. Для меня он тянулись, как дважды два…»

«Лагерь военнопленных, душегубка, бараки, изнурительный труд, организация побега, но не маленькой группы узников, а всего лагеря… Уже в этом мне видится какая-то нереальность».

«В лагере постоянно какое-то движение, узники собираются группами, сидят за углом, выслеживая немцев, все это странно, особенно, то, что у них и водка есть и довольно свободно они передвигаются по лагерю. Я не верю, что так могло быть на самом деле».

«Концлагерь для евреев. Ну, тут понятно, что они ехали за новой жизнь, на переселение, поэтому и везли с собой золото, другое ценное имущество. Это один из немногих логичных моментов в фильме».

«Знаете, я не толстокожая, я могу плакать и из-за потерявшейся собаки, но в этом фильме меня ничего не тронуло, несмотря на все жестокие сцены. Мне было никого не жалко, мне было просто неприятно смотреть эти унижения».

«Многие герои фильма были похожи не на несчастных и измученных сидельцев концлагеря, а на явных бандитов и уркаганов».

«А теперь я хочу обратить ваше внимание, что жестокие убийства и зверства совершали и сами евреи, причем, убивали хладнокровно. Немцы пиф-паф из автоматов, а эти с особой жестокостью ножом, заточкой, ножницами…»

«Теперь о самом образе Александра Печерского. В лагере без году неделя, а уже «как дважды два» план побега сообразили, роли распределили, не верю я, что все так просто, кроме него там, что все дураки были».

«Титры в конце фильма о том, что Александр Печерский вернулся из плена и пошел дальше крушить фашистов, что-то сомнительно, все кто побывал в лагерях, однозначно были «под колпаком», потому что наши боялись, что они могли быть завербованы».

«Для меня этот фильм оказался безэмоциональным, неинтересным и неправдоподобным.  Мне не понравился».

«Фильм позиционируется, как поставленный на реальных событиях. Если все было ИМЕННО так, то, значит плохо сняли, хотя я предполагаю, что от реальных событий тут одно название лагеря, да имя Печерского, фильм-то художественный».

«Возрастная категория 12+. Наверное, да. Хотя я лично вообще фильм никому не рекомендую, как-то грязно и смердит…»

«Я смотрел этот фильм, я видел нацистов в наше время, да и таких, у которых идеология не евреев уничтожать… В этом фильме показано в каких животных превращаются те, у кого нацистская идея… PS. Сейчас евреи возглавляют таких же нацистов».

«Увы! <…> Совершенно не проработан образ Печерского: с каком стати, на каком основании заключенные вверили ему свои жизни? Очень много нелепостей: сначала казнили почти всех женщин — а потом пошла вольница: свободное хождение, топоры в руки, задушевные разговоры, сумасшедий вдовец круглосуточно спрашивает, где его (убитая) жена. Слабо сделан акцент на решающем поводе для побега: грядущей ликвидации лагеря. Получаетсч, что если бы не это, можно было бы еще потерпеть- не так все и страшно… Абсурд. Ожидал бОльшего. Разочарован».

Так вот, чтобы у «комментаторов» и им подобным не возникало вопросов и сомнений по поводу реальности Собибора, очень рекомендую прочитать эту книгу. Да, чтение тяжелое. Да, невозможно представить, как это – выжить в лагере смерти. Да, сам факт восстания и массового побега из лагеря смерти кажется нам на грани фантастики. Но именно в этом и состоит подвиг Александра Печерского, сумевшего за 22 дня своего пребывания в лагере организовать людей, подготовить немудреное оружие – топоры и заточки, составить план и привести его в действие.

Критики сомневаются, мог ли Печерский устроить побег на «пустом месте». Конечно, не мог. До его прибытия в лагерь уже делались одна-две попытки побега, которые закончились расстрелом как бежавших, так и каждого десятого из оставшихся узников. Благодаря Саше Печерскому, который опирался на помощь немногочисленного подпольного комитета, в октябре 1943 года из лагеря вырвались порядка 500 человек. Другое дело, что абсолютное большинство их погибло от рук преследователей, от ран и истощения и в немалой степени из-за предательства местных жителей. Оставшихся узников нацисты спешно ликвидировали, а сам лагерь в кратчайшие сроки сравняли с землей и засадили молодым лесом, чтобы скрыть следы массовых убийств и братских могил.

«Для окончательного решения еврейского вопроса» в Собибор свозили евреев из порабощенных стран Европы – Голландии, Чехии, Венгрии, Польши, Германии, Франции, а также СССР. Но жертвами Холокоста стали не только они, поначалу массово уничтожали пациентов психбольниц, затем цыган, славян, коммунистов всех национальностей. Число жертв нацисткой Германии составило примерно 20 млн человек., из них около 6 млн человек были евреями. За 1942 г. согласно данным, перехваченным британской разведкой, количество жертв лагерей смерти составило 1 274 166 человек, из них только в Собиборе 101 370 евреев.

Больше всего концлагерей было на территории Польши – Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Аушвиц (Освенцим). Эта страна, по сути, стала большой братской могилой для миллионов жертв нацисткой политики геноцида. Именно поэтому меня буквально потрясла одна цитата из книги: «О том, как легко забываются моральные уроки, свидетельствует следующий факт. В 70-ю Годовщину восстания в Варшавском гетто в школах польской столицы были проведены опросы, почти 25% молодых людей назвали концлагерь «успешным проектом» Гитлера».

Так вот, чтобы не стать расходной частью подобных «успешных проектов» неонацистов, поднимающих сегодня  голову по всей Европе, прочитайте книгу «Собибор», усвойте уроки истории и отдайте честь мужеству и подвигам людей, подобных Александру Печерскому.

Ирина Костриченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *