Осознает ли общество это, и готова ли Прибалтика понести ответственность за содеянное? В разговоре с председателем правления Фонда поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки Михаилом Черновым выяснилось, что нет.
– Г-н Чернов, как Вы считаете, осознали и приняли ли страны Балтии факт Холокоста коллаборационистскими режимами на своих территориях?
– Прежде всего, давайте ответим на вопрос «А воспринимает ли прибалтийский общественный мейнстрим случившееся 80 лет назад как трагедию?». Если мы посмотрим на то, как местные элиты выстраивают свое государство и как осознают самих себя, то ответ – «нет»: для Прибалтики Холокост – это не трагедия. Они не воспринимают часть уничтоженного еврейского народа как часть своего собственного уничтоженного наследия. Скорее так: прибалты воспринимают Холокост как некий политически неприятный эпизод, который не касается их напрямую.
Отправной точкой здесь служит вопрос преемственности современных балтийских государств. Проблема в том, что страны Балтии считают существовавшие тогда под нацистами марионеточные режимы частью своих государственных структур, своей «легитимной» историей. Они официально называют лидерами своих государств и обществ людей, которые являлись нацистскими преступниками, а значит, они признают себя их преемниками. То есть, это хоть и «сомнительный», но все-таки этап формирования государственности стран Балтии.
– Какую ответственность могут понести нынешние преемники нацистских режимов?
– Современные балтийские государства говорят, что они не могут нести ответственность за Холокост, аргументируя это тем, что таких государств, как Латвия, Литва и Эстония, не существовало. Однако они ошибаются: государства Балтии все-таки подлежат ответственности, поскольку фактически они провозгласили себя преемниками коллаборационистов, которые правили на местных территориях во время немецкой оккупации. Если можно официально подтвердить связь и их преемственность с правящим режимом, то балтийское руководство подлежит международному преследованию.
В соответствии с Конвенцией ООН, Холокост и все нацистские деяния относятся к преступлениям, которые не имеют срока давности, поэтому за них несут особую ответственность как государство, так и отдельные персоналии.
– Как бы Вы оценили политику исторической памяти в Прибалтике? Достаточно ли делается для почтения памяти жертвам Холокоста?
– На данный момент в странах Балтии происходят обратные процессы, а именно глорификация и реабилитация нацизма. Об этом говорят и марширующие легионеры в центре города, и периодически появляющаяся фашистская символика, и прославление коллаборационистов из движения «лесные братья», и переоценка исторических событий, и многое другое. Согласно действующим нормам международного права, реабилитация нацистских преступлений, которая осуществляется в странах Балтии, может быть наказана. Инструмент – судебные иски и их удовлетворение.
То, что страны Балтии в последнее время начали уделять внимание еврейскому вопросу, это скорее реверанс в сторону Евросоюза, который чтит память жертв Холокоста (по крайней мере, пока). Но на деле это ничего не меняет.
– Считается, что Литва проводит политику исторической памяти более конструктивно, чем ее балтийские соседи. С чем это может быть связано?
– Дело в том, что это разные государства по своему происхождению. Вспомним, что у Литвы все-таки есть собственная имперская история – Великое княжество литовское и русское – таково его название, и позже – история в рамках Речи Посполитой, где жили и литовцы, и поляки, и русские, и украинцы, и латыши, и немцы, и евреи. То есть мы видим, что Литва долгое время была большой многонациональной страной, и у нее есть опыт взаимодействия с множеством народов. В этом смысле она, конечно, отличается от своих балтийских соседей, у которых другая национальная история.
– На кого странам Балтии следует равняться в вопросах формирования мемориальной культуры?
– Это вопрос риторический. Постсоветским государствам наиболее разумно было бы идти по пути Беларуси, на территории которой также проводилось массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. Руководство Беларуси придерживается одного конкретного и понятного подхода: Беларусь – это антинацистская страна, наследница Советской Белоруссии. Ко всему прочему, она не только признала и сохранила советское наследие, но и приумножила его. Поэтому в белорусской идеологии, в отличие от прибалтийской, нет такой противоречивости.
– В Латвии проводятся ежегодные марши легионеров Ваффен-СС. Организаторы шествия – национал-патриоты – подчеркивают, что латвийские легионы не воевали на стороне Гитлера; они воевали за Латвию и против Красной Армии. А включение латышей в состав Ваффен-СС было связано с тем, что, согласно гуманитарному праву (Гаагская конвенция 1907-го года), запрещена мобилизация жителей оккупированных территорий. Можно ли такими аргументами оправдать марши легионеров в Риге?
– Это совершенно неважно, за что боролись легионеры СС. В данном контексте любые объяснения балтийских политиков звучат неубедительно. Зато факты более красноречивы: они говорят о том, что во время немецкой оккупации местные активисты и региональные власти устроили тотальный геноцид еврейского народа на территории, которая была частично под их контролем и администрированием.
Чем они это объясняют и как оправдываются прибалтийские политики – не имеет никакого значения. За свои поступки нужно отвечать. Ответственность может носить разный характер. Например, она может быть выражена в юридически обоснованных требованиях о возврате конфискованной коллаборационистами собственности, то есть реституции.
Тем не менее нужно понимать, что, предположим, кто-то вернул некую часть собственности, поставил цветочки, воздвиг монумент и сказал «извините» – никаких вопросов не снимает. Восстановление нацизма и прославление нацистских преступников, коллаборантов, убийц евреев – неприемлемо, и никаких оправданий этому не должно быть и не будет.
Если ты одновременно проводишь процессию, призванную почтить память жертв Холокоста, соседнюю улицу называешь именем коллаборациониста, устраиваешь марши СС, то нам это не нужно, поскольку это очевидное надругательство над жертвами. Глупо и пошло выдвигать наследникам коллаборационистских режимов требования специально организовать какие-то мероприятия, почтить память евреев, погибших и пострадавших в результате геноцида.
Прибалтика должна определиться: либо проводить марши, либо сожалеть о том, что произошло 80 лет назад. Но судя по тому, какой курс выбрало нынешнее руководство прибалтийских государств, то этим странам придется отвечать как по законам международного права, так и по законам истории.