ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ СИНАГОГИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

25 августа 1896 года в Кёнигсберге на улице Линденштрассе была освящена новая синагога. В качестве места для этого сооружения первоначально была предусмотрена расположенная на юге города ярмарочная площадь. Но после того как она стала незаменимой для развития городского сообщения, а приобретение нескольких других запланированных мест не состоялось, был куплен уже застроенный земельный участок на острове Ломзе за 120 000 марок. Преимущество этого земельного участка заключалось в его расположении на достаточно широкой береговой улице и в благоприятном месте, которое давало возможность созерцателю через рукав реки Прегель смотреть на Медовый мост и прилегающие к этой береговой улице окрестности. В то же время необходимо было учесть соседство этого земельного участка со складскими помещениями, неблагоприятный грунт и тот факт, что сооружение синагоги нужно было встраивать в ряд уже построенных домов.

Строительство синагоги велось в период 1894 – 1896 гг. на основании проекта, разработанного архитекторами Кремером и Вольфенштайном и победившем в открытом общественном конкурсе. Проект и расчеты конструкций, включая фундамент, выполнены инженером Кремером в Берлине. Руководство строительством на месте за архитекторов Кремера и Вольфенштайна осуществлял архитектор Броштовски, в качестве рецензента и технического советника от еврейской общины выступал правительственный и строительный советник Лаунер.

    

Синагога представляла собой грандиозное архитектурное сооружение высотой 46 м и являлась украшением города.

Собственно божий дом при длине 26 метров делился на три нефа, из которых средний шириной 14,5 метра и высотой до свода 18 метров, каждый из боковых нефов шириной 4,5 метров. На первом этаже находились 712, а с местами в прихожей синагоги 760, сидячих мест для мужчин, на галереях 600 сидячих мест для женщин. Влияние пространства было очень значительно. Сквозь большие окна над и под галереями проникал поток света и смягчался благодаря цветному стеклу. Разделенное триумфальными арками, великолепно украшенными орнаментом, в хоровом расширении среднего нефа возвышалось помещение всех святых, которое своим богатым в светлых тонах архитектурным украшением, цветными ковриками, шелковыми шторами, красиво украшенное осветительными приборами и серебряными реквизитами, приковывало глаза посетителей. На первом помосте находилось место для кантора, на втором, расположенном на 2,5 метра выше, стоял чтец с торой и с вечной лампой, перед комнатой всех святых находилась церковная кафедра. За занавесом, прикрывающем всех святых, располагалось место для певцов, и над всем этим вплоть до синего, усеянного звездами свода возвышался мощный орган. Позади комнаты всех святых размещались помещения для раввинов, певцов и богомольцев, по обеим сторонам были устроены две округлые лестницы, ведущие на галереи. Во всех помещениях имелся электрический свет, освещение осуществлялось многочисленными железными люстрами в основном помещении и бронзовыми светильниками перед комнатой всех святых, что оказывало очень благоприятное воздействие. Отопление основного помещения осуществлялось вследствие кругового движения горячего воздуха, нагревательный элемент которого находился под комнатой всех святых; прихожая синагоги и прочие расположенные в передней части здания помещения обогревались водяным отоплением.

Воздвигнутое в божественных формах из темно-красного кирпича, с застекленными зеленым стеклом окнами по всему фасаду, это сооружение прямо уведомляло о предназначении этого здания и украшало картину города, в которую оно органично вписывалось.

Что касается конструкции свода, то потолок между колоннами шириной 14,5 метров и длиной среднего нефа 25,2 метров был оборудован подпружными арками шириной 64 сантиметра и высотой 6,74 метров, всего было предусмотрено устройство 4-х таких арок с расстоянием между ними в 6,30 метра. С помощью ребер жесткости свод был оборудован звездообразно расписанным куполом.

Высотой 10 метров и шириной в нижнем диаметре 13,10 метров сделанный из железных конструкций купол имел 16 боковин и был покрыт красно-коричневой глазурованной черепицей. Фасонные ребра были окрашены в темно-синие тона. Шпиль купола был украшен позолоченным щитом Давида, в верхней части которого находились выполненные в виде звезд рисунки, окрашенные в желтые и синие цвета.

Общая стоимость строительства синагоги, включая внутреннюю отделку и фундамент, при общей площади застройки размером 1467 м2 и строительном объеме 23 218 м2  составила 544 000 марок (в ценах 1896 г.).

Расходы на внутреннее оснащение, а именно на кресла, комнату всех святых, орган, электрическое оборудование, осветительные лампы, ковры и так далее составили 65 750 марок.

Здание Большой Кенигсбергской синагоги было разрушено нацистами 9 ноября 1938 г.

Этот день известен во всем мире как «Хрустальная ночь». Огнем было полностью уничтожено внутреннее убранство синагоги, собрание философской библиотеки еврейской общины Кенигсберга и сиротский приют, который был построен по соседству в 1904 г.

ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ КЁНИГСБЕРГА

Еврейская община Кёнигсберга была образована в 1671 г. Великий курфюрст Фридрих Вильгельм I (1620-1688 гг.), известный своей толерантностью по отношению к иным религиозным конфессиям, допустил в Бранденбург-Пруссию евреев, бежавших из Вены от гнева австрийского императора Леопольда I. Предпочтение отдавалось состоятельным иммигрантам способным принять участие в возрождении страны после разорительной Тридцатилетней войны. Евреи в государстве Фридриха Вильгельма I были защищены специальным указом от 3 января 1676 г., по которому следовало «не тревожить евреев, не ограничивать их в правах и привилегиях и надлежащим образом защищать от нарушения этих прав». Однако уже в 1685 г. великий курфюрст обязал всех приезжающих евреев вносить залог в 1000 талеров.

Приехавшие в Кёнигсберг евреи должны были селиться в Трагхайме, северо-восточнее королевского замка. Эта часть города находились под непосредственным покровительством великого курфюрста. На Кервидергассе (позднее – Театрштрассе, ныне район гостиницы «Калининград») в 1680 г. им было позволено построить синагогу.

В 1706 г. в Кёнигсберге проживало 10 семей, а в 1713 г. их было уже 36 в самом городе и 98 в остальных городах Пруссии. Кроме Кёнигсберга относительно много евреев было в Мемеле и Тильзите. Всего же по численности лиц иудейского вероисповедания Кёнигсберг в королевстве Фридриха I был вторым после Берлина, где уже в 1730 г. еврейских семей было около 180.

Первым раввином общины стал Соломон Фюрст (1707-1722 гг.). Он известен как автор каббалистических сочинений и молитвенников на еврейском и немецком языках. Фюрст посещал университет и состоял на службе в королевской библиотеке. К середине XVIII века в Кёнигсберге была лишь одна синагога, в то время как еврейское население постоянно увеличивалось. К 1756 г. здесь проживало 307 евреев. Одна синагога не могла вместить всех верующих, и иудеи справляли службу в частных молельнях. 23 сентября 1756 г. по повелению короля Фридриха II (1740-1786 гг.) была освящена новая синагога на Шнюлингбаум, но во время большого пожара 14 июня 1811 г. эта синагога сгорела, и служба вновь проводилась в снятых помещениях. Наконец, 19 апреля 1815 г. была построена новая синагога на Синагогенштрассе.

Постепенно в Пруссии появлялись крупные еврейские торговые фирмы. Одной из первых была основанная в 1764 г. оптовая торговая фирма «Иоахим Мозес Фридлендер и Сыновья». К началу ХIХ века процент зажиточных евреев в Кёнигсберге был выше, чем число состоятельных граждан города. Однако подавляющее большинство евреев имели средний достаток.

Среди студентов Кёнигсбергского университета было немало евреев. Большинство из них изучали медицину, так как евреям были недоступны профессии, связанные с государственной службой или цеховой принадлежностью. В конце XVIII века, в среде образованного еврейства Пруссии возникли идеи культурного возрождения евреев — Гаскалы. Созидателем и духовным отцом нового направления был берлинский писатель и философ Мозес Мендельсон. Его идеи получили широкое распространение и в Кёнигсберге, откуда вышло, по словам историка Генриха Греца, «ближайшее возбуждение Гаскалы». Именно здесь с 1783 г. стал издаваться журнал «Ha-Meassef», оказавший огромное влияние на культурное развитие еврейского народа.

После поражения прусских войск в битве при Йене (1806 г.) от армии Наполеона в Пруссии наступила полоса реформ, которая коснулась и евреев. В частности был принят королевский указ об уравнивании прав еврейских купцов Кёнигсберга с христианскими, и о внесении их в купеческую гильдию. Значительно продвинул дело освобождения евреев новый канцлер Карл Август Гарденберг. Он активно защищал принцип полной веротерпимости и гуманного отношения ко всем подданным. Именно его заслугой принято считать издание эдикта «Относительно евреев в Прусском государстве», чаще называемого просто «Юденэдикт». Этот документ появился 11 марта 1812 г.

Освободительные войны против Наполеона привели к тому, что космополитические взгляды первых ассимилированных евреев уступали место патриотическим устремлениям. Одна пятая часть всех способных к ношению оружия евреев Пруссии приняли участие в сопротивлении французам. Богатые евреи жертвовали огромные суммы на дело освободительной войны. На этой патриотической волне в начале XIX века более 150 евреев Кёнигсберга приняли христианство. Однако правительство Фридриха-Вильгельма III не рассматривало усиливающуюся ассимиляцию евреев как положительный момент в жизни государства, и сразу после разгрома Наполеона началось постепенное возвращение к довоенному положению в отношении к евреям. В период реакции был проведён ряд мероприятий, числе которых был запрет на посещение христианским детям еврейских училищ, эдикт о недопущении иудеев к заниманию общественных должностей и другие.

Долгожданное политическое равноправие евреям принесла лишь революция 1848 года. В середине XIX века Кёнигсберг являлся одним из форпостов германского либерализма, и среди либералов Кёнигсберга было немало евреев. Так крещёный еврей из кёнигсбергской еврейской семьи Эдуард Симсон стал первым председателем немецкого рейхстага и фактическим автором германской конституции.

Число евреев Кёнигсберга в XIX столетии неуклонно увеличивалось. Так в 1817 г. в городе проживало 1.027 евреев, в 1864 г. – 3.024, а в 1880 г. – 5.000 человек. Подобный рост наблюдался по всей Германии, однако, после объединения страны в 1871 г. началась широкая внутренняя миграция еврейского населения. Многие евреи покидали консервативную Пруссию и переселялись на Юг и Запад в крупные города Германии. В целом по Пруссии число евреев уменьшилось с 1871 по 1905 гг. на 16 тыс. В Кёнигсберге еврейское население к 1905 г. так же уменьшилось и составило 4.415 человек.

К концу XIX века в Кёнигсберге существовала крепкая еврейская община. Однако ортодоксальные иудеи стремились выделиться из отличавшейся либерализмом городской общины. Поводом для разделения общины послужила установка органа в главной синагоге города в 1870 г. Ортодоксы образовали отдельную общину «Адат Израэль». К этому времени в Кёнигсберге действовало шесть синагог. Крупнейшая из них – Новая синагога – располагалась на улице Линденштрассе, напротив Кафедрального собора. Эта синагога достигала в высоту 46 метров и была одной из красивейших в Германии. Синагога была построена в 1893 г., к ней примыкал детский приют – здание сохранившееся до сих пор на ул. Октябрьской. На ул.Синагогенштрассе располагались сразу две синагоги: Старая синагога, о которой уже было сказано и синагога ортодоксальной общины «Адат Израэль», построенная в 1893 г. Кроме вышеперечисленных в городе располагались хасидская синагога на Фуерштрассе, и синагога «Полнише шул» по адресу Вордере Ворштадт, 71 а, построенная в 1855 и реконструированная в 1910 г. Шестая синагога, принадлежавшая кёнигсбергским евреям находилась в курортном городке Кранц, часто посещаемом в период летних отпусков. Эта синагога была построена в 1921 г., её фундамент и сейчас можно видеть в г. Зеленоградске.

Евреи в основном жили в трёх районах города. Восточные евреи и иудеи ортодоксального толка селились в нижнем городе (в окрестностях вокзала до реки Прегель, где находилось пять синагог). Старые осёдлые еврейские семьи жили в Трагхайме и его окрестностях. Состоятельные и уже ассимилировавшиеся евреи проживали в пригородах Хуфене и Амалиенау.

Банки Кёнигсберга, бывшие в XIX веке большей частью еврейскими, становились государственными учреждениями и входили в систему Дойчебанка. Наиболее крупными из них были: «Северогерманское кредитное общество», находившееся во владении и управлении Георга Маркса, ортодоксального толка еврея, имевшего большое влияние на жизнь общины. Наряду с «Северогерманским кредитным обществом» существовали частный банк «Вдова Йозефа Симона и Сыновья», находившийся во владении семейства Симон, а так же нееврейский банкирский дом Якоби. Все вышеназванные банки влияли на развитие торговли и промышленности города. Кроме того, банк семьи Симон активно содействовал развитию в городе науки, искусства и спорта. Именем Вальтера Симона был назван и крупнейший в городе стадион (ныне стадион «Балтика»). Специфичной отраслью экономики Восточной Пруссии являлась добыча янтаря. Единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Палмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города. В 1914 г. крупнейшим кёнигсбергским пароходом «Остпройсен» водоизмещением 4000 тонн владело пароходство «Маркус Кон и Сын», которое занималось торговым мореплаванием в Балтийском и Северном морях. Еврейские фирмы принимали участие в торговле строительными материалами, а так же в розничной торговле продукцией текстильной промышленности. Евреи были держателями большей части универсальных магазинов города.

Высокий процент евреев был среди врачей, аптекарей, адвокатов, журналистов, деятелей искусств и маклеров. Яркими личностями культурной элиты города были: городской школьный советник Штеттинер и журналист Людвиг Гольдштайн. Пауля Штеттинера называли в городе «кёнигсбергским министром культуры». Он был тесно связан с общественной жизнью образованных слоёв населения города и с их объединениями, поддерживал личные контакты со многими деятелями культуры, писателями и журналистами, был инициатором создания ряда культурных учреждений. Особой его заботой пользовались городские театры.

Среди преподавателей университета фактически не было некрещёных евреев. Редкое исключение составлял почётный профессор Альбертины раввин доктор Феликс Перлес. Однако преподавательские должности занимали достаточно большое число выкрестов. Среди них врач-терапевт Людвиг Лихтхайм, юрист Фриц Литтен, физиолог Людемар Херрманн, астроном Фриц Кон, ориенталист Феликс Эрнст Пайзер, египтолог Вальтер Врежински и др.

Выдающимся автором и исполнителем еврейской религиозной музыки был композитор Эдуард Бирнбаум, который стремился видоизменить традиционные мелодии, придав им большую величественность при помощи органа, сделав их более доступными для евреев испытавших сильное онемечивание.

Трагичной, как и везде в Германии, была судьба евреев Кёнигсберга после прихода к власти нацистов. После 1933 г. число евреев в городе неуклонно сокращалось. Если в 1931г. евреев было более 4 тыс., то уже к 1939 г. их оставалось чуть более полутора тыс. Из всех городских синагог «Хрустальную ночь» с 9 на 10 ноября 1938 г. пережила только одна – синагога ортодоксальной общины. Сотни евреев в этот день были арестованы, еврейский приют был разгромлен, а дети выгнаны на улицу. Службы в единственной уцелевшей синагоге проводились и в 1942 г. для тех немногих, кто остался в городе. Многие эмигрировали, а кто не успел – тех отправляли товарными составами в концентрационные лагеря. К 1942 г. около 1000 евреев из Кёнигсберга погибли в лагере Терезиенштадт. Вместе с людьми исчезали с карты древнего города и места, так или иначе связанные с присутствием здесь евреев. Стадион «Вальтер Симон плац» был переименован в «Эрих Кох плац». Дом, некогда бывший приютом, был отдан под здание гестапо. На месте Новой синагоги были построены бараки, в которых работали на гестапо евреи, привезённые из гетто в Польше. В июле 1944 г. через Кёнигсберг переправляли на баржах евреев из Вильнюсского гетто. Оставшиеся представители еврейской общины города собрали среди горожан большую повозку с продуктами для этих людей. К 1944 г. в Кёнигсберге осталось лишь несколько десятков, которые каждый день ожидали отправки в лагерь. В августе того же года город испытал массированный налёт британской авиации в ходе которого был разрушен весь центр Кёнигсберга. Была уничтожена и последняя синагога.

Очень немногие евреи города дожили до прихода Красной Армии. Однако и при новой власти они не обрели покоя. Одновременно с остававшимся немецким населением они подлежали депортации. В 1948 г. последние немецкие евреи были изгнаны из Кёнигсберга, ставшего уже к тому времени Калининградом. Некоторые из них и ныне проживают в городах Израиля, Германии, США. Среди них Иозеф Цви Дуннер, занявший пост главного раввина Восточной Пруссии в 1936 г. Ныне этот, последний раввин Восточной Пруссии, занимает пост главы европейского объединения ортодоксальных общин. Главный раввин Великобритании, занимавший этот пост с 1967 по 1991 гг., лорд Иммануэль Джакобовиц так же родом из Кёнигсберга. В Кёнигсберге родилась и проживала до войны Лея Шлоссберг – будущая супруга премьер-министра Израиля Ицхака Рабина.

Современная еврейская община Калининграда начала формироваться в конце 80-х годов, после образования еврейского историко-культурного общества во главе с Виктором Шапиро. Впоследствии это общество было преобразовано в религиозную общину «Адат-Исраэль». С 1998 года здесь существует и иудейская религиозная организация «Еврейская община города Калининграда», организованная раввином Давидом Шведиком. Несколько лет назад, благодаря усилиям и финансовым вложениям бизнесмена и филантропа Владимира Кацмана, наконец обрела материальное воплощение давно вынашиваемая мысль восстановления главной городской синагоги. Осенью 2011 года в Калининграде был заложен первый камень в основание синагоги, но ее сооружение было заморожено из-за того, что на земельном участке был расположен калининградский цирк-шапито. В настоящий момент все юридические тонкости этого вопроса решены, и новая синагога, должная по замыслу стать одной из крупнейших в Российской Федерации постепенно возводится на старом немецком фундаменте.

ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ

«Хрустальная ночь» (нем. Kristallnach), или «Ночь разбитых витрин» ‑ серия еврейских погромов, организованных нацистами в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии. «Хрустальная ночь» стала первой массовой акцией физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям.

Формальным поводом для акции стало покушение в Париже 17‑летнего еврейского подростка, сына польских репатриантов Гершеля Грюншпана на жизнь германского дипломата. Желая отомстить за унижения своей семьи, высланной из Германии в числе 15 тысяч евреев, Грюншпан приобрел пистолет и, беспрепятственно проникнув на территорию посольства, выстрелил в третьего секретаря барона Эрнста фон Рата.

Смерть сотрудника посольства, вдруг ставшего национальным героем, послужила сигналом к волне антисемитской пропаганды. 7 ноября в экстренном выпуске нацистской газеты «Фолькешер беобахтер» был брошен призыв к погрому: «Германский народ сделал необходимые выводы из вашего преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют целые секторы в немецкой экономике, радуются в своих синагогах, в то время как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших дипломатов».

9 ноября к нацистским руководителям обратился Геббельс: «Национал‑социалистская партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться». Призыв к погрому поддержала «старая гвардия» ‑ штурмовики CA.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года боевики атаковали «неарийские» магазины и банки, синагоги и дома евреев, а утром улицы Кенигсберга, Берлина, Мюнхена, Нюрнберга, Гамбурга, Вены и многих других немецких и австрийских городов оказались усыпаны битым стеклом. В результате беспорядков около 90 человек были убиты, сотни ранены и покалечены, около 30 тысяч человек отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Были разрушены тысячи домов, торговых и коммерческих предприятий, 267 синагог сожжены или разгромлены. Общий ущерб составил 25 миллионов рейхсмарок, из которых значительная часть пришлась на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» ‑ «Ночь разбитых витрин»).

В дальнейшем историки нашли подтверждение тому, что массовые беспорядки, как и покушение на германского дипломата, были организованы верхушкой нацистов. Сведения об этом содержатся в материалах Нюрнбергского процесса. Причастность самого Гитлера к этим событиям подтвердил бывший имперский руководитель прессы Отто Дитрих. В своей книге «12 лет с Гитлером» Дитрих засвидетельствовал, что именно рейхсканцлер был инициатором погромов.

Согласно оценкам историков, практически полное отсутствие реакции на погром как внутри самой Германии, так и в других странах Европы развязало фашистам руки и послужило стимулом к началу массового уничтожения европейских евреев.

«Хрустальная ночь» явилась поворотным пунктом в судьбе германского и австрийского еврейства и прямым прологом одного из самых страшных преступлений нацистского режима ‑ массового истребления евреев ‑ Холокоста, унесшего жизни 6 миллионов человек.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ СИНАГОГИ

Будущее здание будет включать в себя:

  • два молитвенных зала
  • благотворительную столовую
  • кошерный ресторан и магазин
  • микву
  • помещение под детский сад и школу
  • комнаты для проведения различных ритуалов и праздников
  • библиотеку, читальный зал, аудиторию для занятий и пр.

Восстановление синагоги ведется максимально приближено к ее историческому облику. Будет воссоздан фасад, купол и основные помещения. Строительство синагоги на её прежнем месте покажет, что еврейская жизнь продолжается, не смотря на разные эпохи и время. Именно поэтому для религиозной части еврейской общины всегда работают молитвенные залы, миква, брачное агентство, детский сад, школа и многое другое.

ПОЧЕМУ СТРОИТСЯ СИНАГОГА НА ЭТОМ МЕСТЕ?

Главной причиной восстановления синагоги на ул. Октябрьской является то, что указанный участок – это место исторического размещения синагоги со дня начала ее строительства 27 мая 1894 году до ее разрушения в «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 г.

К моменту строительства Новой Синагоги (1894-1896 гг.) в Кенигсберге проживало около 4000 тыс. евреев. Община состояла из трех групп: строгие ортодоксы (25-30 семейств), соблюдавшие все традиции. Наиболее крупная и влиятельная группа общины была заказчицей выстроенного в 1894-1896 гг. на острове Ломзе здания Новой Синагоги с большим органом. Для Новой синагоги в 1892 г. был приобретен участок на Линденштрассе (Липовая улица) 11-15 и Хольцвизенштрассе (улица Дровяные луга) 7-8. В конкурсе на проект здания участвовали 33 проекта. После доработки избранного проекта архитекторов В.Кремера и Р.Вольфенштайна в 1894 г началось строительство, и 25 августа 1896 г. состоялось ее освящение. Преимущество этого места заключалось в том, что оно находилось на широкой набережной, расположенной в выгодной для обозрения позиции, откуда были видны Преголя с Медовым мостом и ближайшие набережные. В непосредственной близости, за рекой, размещались жилые кварталы богатых районов Кенигсберга — Кнайпхофа и Альтштадта. Купольная башня Новой синагоги перекликалась с формами стоящего на противоположном берегу христианского кафедрального собора.

С разрушения здания Новой синагоги Линден-штрассе (нынешняя ул. Октябрьская) в Кенигсберге началась печально известная «Хрустальную ночь» с 9 на 10 ноября 1938 г.

Помимо вышеуказанных исторических существует еще ряд важных аспектов восстановления разрушенной синагоги именно на участке, расположенном на ул. Октябрьской:

К синагоге примыкает сохранившееся здание бывшего еврейского сиротского приюта, построенного в 1904 г. архитекторами из Берлина в стиле рационалистического кирпичного модерна.

В синагоге до войны размещалась философская библиотека Еврейской общины Кенигсберга.

На месте разрушенной синагоги в годы войны размещались жилые бараки, в которых селили детей-полукровок, один из родителей которых имел еврейское происхождение.

www.gp-kld.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *