Евреи на главном осетинском празднике Джеоргуыба

Осетинская диаспора Калининградской области обьявила о праздновании Джеоргуыба 24 ноября 2018 года. На празднике выступила гостья из Владикавказа, заслуженная артистка Северной Осетии Алла Хадикова . Приехали земляки из Польши, Латвии, Москвы, представители других национальных диаспор Калининграда. Евреев представлял председатель Сергей Львович Стерлин. От неожиданности и за кипу позабыл.

Праздник начинается в воскресенье и длится всю неделю, чтобы все соседи успели сходить друг к другу в гости. Ну, точно, как у евреев. 

Джеоргуыба – день святого Георгия или, как его называют осетины, Уастырджи (Уаскерги). Празднуется ежегодно в ноябре и длится в течение недели, поэтому праздник иногда в шутку называют осетинскими олимпийскими играми.

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почётное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи.

За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Вс-вышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств, святой Георгий – единственный, кто общается с народом, ведёт такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между Б-гом и людьми. Место пребывания Уастырджи – небеса.

В городе Дегара (бывшее село Христиановское) в 1992 году случилось чудо. Здесь несколько человек утверждали, что видели святого Георгия. Старец на белом коне спустился с небес и приземлился на крыше одного из домов, побыл какое-то время и улетел.

        Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» – «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей – это залог мира и процветания в семье.
                                                                 ***
  На «междусобойчик» с осетинскими пирогами меня, как давнего друга и представителя местных евреев  пригласил Борис Дзасохов, не предупреждая об организованном Осетинской диаспорой — землячеством выходцев из Осетии в Калининграде их главном празднике Джеоргуыба. В большом зале Трёх холмов собралось две сотни радостных людей. Всюду дети, осетинская музыка, ВИПы, безумные запахи угощений, национальная атрибутика и улыбки улыбки улыбки.

Когда я вошёл в зал, то был поражён размахом подготовки и убранством столов. Женщины и дети расположились за столами справа, мужчины — слева, при чём во главе стола старший, по обе стороны самые уважаемые люди, позади молодые осетины стояли на протяжении всего застолья, подливая осетинское пиво старейшинам. Искреннее уважение к старшим среди осетинской молодёжи приятно удивило.

С приветственным словом к присутствующим обратились глава Гурьевского района, представители приглашённых национальных диаспор и старейшины землячества осетин в Калининграде. Речи, угощения и пиво перемежались песнями и танцами. Доброжелательность и взаимоуважение витали в зале. Это семья.

Столь грандиозного национального праздника, организованного без какой-либо административной и финансовой поддержки, я увидел впервые и искренне поразился.  

Фрагмент праздника, видео

Ну и напоследок, решили сделать общий снимок самых устойчивых оставшихся до конца … 

 

ЛьвовичЪ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *