В литовском Шяуляе осквернено еврейское кладбище. Активисты еврейских организаций подозревают, что этот акт вандализма — месть еврейской общине Литвы за борьбу с героизацией коллаборациониста Йонаса Норейки, как раз в районе Шяуляя устраивавшего массовые убийства евреев. Американского еврея Гранта Гочина, много лет выступающего против Норейки и других «лесных братьев», в Литве припугнули возбуждением уголовного дела. Литовское руководство переходит все «красные линии» и провоцирует международный скандал, чреватый для Вильнюса конфликтом с Израилем и США.
«Община литваков (литовских евреев), отмечающая, как и «Саюдис», свое 30-летие со дня восстановления, а также 75-летие ликвидации Вильнюсского гетто, озадачена все еще возникающими в обществе дискуссиями вокруг увековечения памяти Йонаса Норейки («генерала Ветра»). Доступные нам данные свидетельствуют о том, что Йонас Норейка косвенно и непосредственно принимал значительное участие в исполнении политики Холокоста в Литве», — говорится в открытом письме еврейской общины Литвы.
Еврейская община приводит документальные доказательства того, что коллаборационист Норейка принимал непосредственное участие в геноциде евреев, заявляет, что литовские чиновники от культуры покрывают и оправдывают «лесного брата», и требует снять памятную доску «генералу Ветра» со здания библиотеки Академии наук Литвы до дня памяти жертв геноцида литовских евреев — 23 сентября.
«Мы считаем, что общество Литвы, отмечающее 100-летие государственности, достаточно зрелое, поэтому в силах принять исторические факты, а государство — взять на себя ответственность за публично продемонстрированное неуважение к исторической справедливости», — говорят литовские евреи, добивающиеся от властей признания того факта, что литовские националисты несут свою долю ответственности за геноцид евреев на территории Литвы.
Одновременно с публикацией открытого письма еврейской общины Литвы в Шяуляе, где как раз творил геноцид литовский «национальный герой» Норейка, осквернили еврейское кладбище.
Во время земельных работ по укладке труб могилы евреев были раскопаны, человеческие останки — выброшены на поверхность. Кладбище — объект культурного наследия, никакой укладки труб там не может быть в принципе, потому что земельные работы на этой территории запрещены. Поэтому в произошедшем в Шяуляе литовские евреи видят не недоразумение, а сознательный акт вандализма.
«Эти кости могут принадлежать моим родственникам. Неуважение… Это похоже на нож в сердце, как кто-то может так сильно ненавидеть? Как люди могут быть такими бездушными? В этих грудах может быть моя семья», — оценилосквернение кладбища в Шяуляе потомок литовских евреев, гражданин США Грант Гочин.
У литовских властей особые отношения с Гочином. Житель Калифорнии уже много лет разоблачает пособников Гитлера в странах Прибалтики и критикует историческую политику Эстонии, Латвии и Литвы.
Особая страсть потомка литваков — борьба с превращением в национального героя Литвы «генерала Ветра».
Грант Гочин видит в героизации Норейки сознательный курс литовских властей на фальсификацию истории Второй мировой войны.
Непосредственным организатором фальсификации Гочин называет Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы во главе с Тересе Бируте Бараускайте. При этом преступную по сути деятельность Центра по героизации организатора Холокоста покрывают Департамент госбезопасности и лично президент Литвы Даля Грибаускайте.
Грант Гочин направил в ведомство Бируте Бараускайте запрос об отношении Литовского государства к деятельности Йонаса Норейки. К запросу прилагаются 69 страниц документов, доказывающих преступления «лесного брата». Среди них — письменные показания внучки Норейки, американской журналистки из литовской общины Чикаго Сильвии Фоти, которая сейчас пишет книгу о своем деде. Кроме того, американский еврей подал жалобу на Бируте Бараускайте, обвинив ее в том, что возглавляемая ею контора преднамеренно и добровольно совершает акт отрицания Холокоста.
В ответном слове Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы припугнул Гранта Гочина уголовным преследованием: в его действиях сотрудники Центра заподозрили нарушение Конституции и Уголовного кодекса Литовской Республики.
«Если я совершил преступление, разоблачив монстра, повинного в геноциде, пусть это будет для меня знаком гордости до конца моей жизни. Пусть это будет частью моего жизненного наследия. Если Литва считает разоблачение монстра геноцида преступлением, то пусть это будет дополнительным позором для Литвы на все времена», — прокомментировал угрозы литовских чиновников Грант Гочин.
Картину запугивания инакомыслящих, осмеливающихся покушаться на миф о «героических лесных братьях», прекрасно дополняет продолжающаяся травля двух других «еретиков» — депутата клайпедского горсовета Вячеслава Титова и писательницы Руты Ванагайте. Эти двое посмели возвысить голос против другого «лесного брата» — Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса.
В результате Ванагайте уже была вынуждена эмигрировать из Литвы, а Титова толкают к тому же.
Драматический театр Паневежиса (в нем всю свою творческую жизнь прослужил великий Донатас Банионис) объявил о постановке спектакля по книге Руты Ванагайте «Наши». Книга, напомним, посвящена массовому участию литовского населения в Холокосте.
В ответ на это проявило себя общественное движение «АнтиТитов». Представляющая его некая Антонина Л. из Бутинге объявила о подготовке массовой акции против театра, решившего инсценировать книгу «российской пропагандистки Ванагайте».
Назвать Руту Ванагайте «российской пропагандисткой» — это, конечно, высший показатель неадекватности и маргинальности общественных активистов. Но для литовских диссидентов как раз такие неадекваты и маргиналы могут оказаться даже опаснее административного прессинга. С них станется и поджечь драмтеатр Паневежиса в день премьеры спектакля по книге Ванагайте.
В борьбе за свою историческую мифологию Литва заходит за все «красные линии» и на всех парах мчится к большому международному скандалу, который чреват конфликтом с Израилем и США.
Намекать на уголовное преследование американского гражданина, борющегося за сохранение правды о Холокосте, — признак того, что за сохранение мифа о «лесных братьях» литовская власть готова бороться отчаянно. Будь ты хоть гражданин США, хоть сам Дональд Трамп, а в нашу историческую политику влезать не смей! Никакой Грант Гочин, Эфраим Зурофф, Джаред Кушнер или Биньямин Нетаньяху не смогут поставить под сомнение светлый образ наших героев.
В 2012 году власти Литовской Республики могли себе позволить перезахоронить с воинскими почестями лидера «Литовского фронта активистов» и премьер-министра Временного правительства Литвы, отмахнувшись от протестов Израиля, возмущенного героизацией организатора Каунасского погрома евреев. Администрации Барака Обамы не было особого дела до Израиля и евреев, поэтому и Вильнюс мог позволить себе от них отмахнуться.
Сегодня такой фокус у литовских властей не пройдет. Дональд Трамп — антипод Барака Обамы во всех вопросах, и в том числе в вопросе поддержки Израиля. Влияние еврейского лобби на Белый дом сегодня огромно, защита памяти о Холокосте — незыблемая ценность внешней политики Вашингтона, а Израиль — главный союзник Америки, для обеспечения безопасности которого Трамп прикладывает такие усилия, о каких Литве не приходится и мечтать.
Так что платой за переписывание истории Второй мировой войны для Литвы станет не только литовско-российский (это можно только приветствовать) и литовско-израильский (с этим еще можно смириться), но и литовско-американский конфликт.
И вот этого конфликта литовская власть, четверть века смотревшая на Вашингтон снизу вверх в позе «чего изволите», точно не перенесет.