«Великий певец, великий гражданин»: на 81-м году жизни скончался Иосиф Кобзон
После продолжительной борьбы с онкологическим заболеванием умер народный артист СССР Иосиф Кобзон. Ему было 80 лет.
«Я не могу говорить, очень переживаю, расстроен. Это правда», — сказал RT певец Лев Лещенко.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко в разговоре с RT назвал Иосифа Кобзона великим певцом и великим гражданином.
«Он был не только великим певцом — он был великим гражданином нашей страны. И я это видел, работая с ним вместе в комитете по культуре, потому что любой вопрос он оценивал именно с этих позиций: как это будет для народа и как это будет для нашей страны», — сказал он.
26 июля в СМИ появились сообщения о госпитализации артиста в тяжёлом состоянии, однако тогда пресс-секретарь певца Варвара Виноградова заявила, что артист проходит плановое лечение. Полторы недели спустя певец Лев Лещенко уточнил, что Кобзон всё ещё находится в больнице, его состояние остаётся стабильно тяжёлым.
«Эстрада равнозначна высокой трибуне»
Иосиф Кобзон родился в 1937 году в городе Часов Яр Донецкой области. Артист рассказывал, что детство у него было «страшно бедное, но всё равно счастливое», несмотря на Великую Отечественную войну, голод и уход отца из семьи.
С малых лет Иосиф Кобзон был лидером во всём: и в учёбе — за что ему неоднократно вручали похвальные грамоты — и в общении со сверстниками. Кобзон всегда мог за себя постоять, поэтому ни у кого не возникало желания его обидеть. «Для мамы я оставался «сынуля», а улица звала своего командира Кобзя. Улица, конечно, затягивала и меня, но никогда не мешала хорошо учиться», — вспоминал артист в своих мемуарах («Как перед Богом», издательство «Известия», 2005 г.).
Любовь к пению Кобзону передалась от матери — та обожала романсы и украинские песни. А её сын восторгался творчеством Матвея Блантера. В частности, ему нравилась композиция «Летят перелётные птицы», за исполнение которой он в 9-летнем возрасте выиграл песенный конкурс.
Первым Кобзон стал и в спорте: уже во время учёбы в Днепропетровском горном техникуме (туда будущий артист поступил, чтобы «самому зарабатывать на харчи») он начал заниматься футболом и боксом и вскоре стал чемпионом по боксу Украины среди юношей.
Благодаря своим спортивным достижениям и певческому таланту Кобзон, будучи на службе в армии, должен был присутствовать на различных смотрах. На одном из таких мероприятий его заметил и пригласил к себе в хор главный дирижёр ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа Пётр Мордасов. Эта встреча оказалась судьбоносной — юноша понял, что обязан связать свою жизнь с пением.
«Единственное, что я ощущал, так это то, что пение всегда было моей естественной потребностью. Откуда во мне это взялось? Ума не приложу», — писал артист.
После увольнения в запас Кобзон уехал в Москву. Там он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Артист, как и его сокурсники, жил на небольшую стипендию, а по ночам подрабатывал грузчиком. Кобзон впервые почувствовал себя богатым, устроившись на работу в цирк на Цветном бульваре. Там он в составе квартета в эпилогах исполнял песни «Куба — любовь моя» и «Мы артисты цирковые» Александры Пахмутовой.
Последующие годы Кобзон выступал в дуэте со своим однокурсником Виктором Кохно, был солистом Всесоюзного радио, Госконцерта и Москонцерта. Всесоюзная известность пришла к артисту в 1964 году после исполнения песни композитора Аркадия Островского «А у нас во дворе…». На тот момент Кобзону было 25 лет.
Популярность певца закрепилась благодаря частым гастролям и выступлениям на различных конкурсах и фестивалях, где он часто выходил победителем, и участию в «Голубых огоньках». Весь Союз перепевал композиции, которые исполнял Кобзон: «Балладу о красках», «Где-то далеко…», «Ноктюрн» и многие другие.
В середине 1980-х годов Кобзон выступил в качестве организатора эстрадного факультета в Гнесинке. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Валерия, Ирина Отиева и Валентина Легкоступова.
Поэт Роберт Рождественский, стихи которого много раз перепевал Кобзон, так отзывался об успехе артиста:
«Для Иосифа Кобзона эстрада равнозначна высокой трибуне. Ибо в каждой новой песне он всегда старается выразить не только замысел композитора и поэта, не только самого себя, но и обязательно время, в котором все мы живём».
Неудивительно, что Кобзон всегда занимал активную гражданскую и политическую позицию. В 1960—1970-е годы он выступал на ударных комсомольских стройках, в 1980-е — перед советскими солдатами в Афганистане и ликвидаторами катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Певец Иосиф Кобзон во время своего юбилейного концерта в Донецке
В 1989 году Кобзон стал народным депутатом СССР, в 1990-м— депутатом Верховного Совета СССР. Тогда же он вёл активную миротворческую деятельность и участвовал в переговорах с бандой террориста Мовсара Бараева. В 1997 году артиста впервые избрали в Государственную думу России. С 2011 года до самой смерти певец занимал пост заместителя председателя комитета Думы по культуре и входил в состав Общественного совета при Следственном комитете. Кобзон не скрывал своего отношения к событиям на Украине: в 2014 году он поддержал присоединение Крыма к России, выступал с концертами в Донбассе и доставлял гуманитарную помощь его жителям, а в 2016-м получил гражданство самопровозглашённой Донецкой народной республики.
24—25 октября 2002 года Иосиф Кобзон вёл переговоры с террористами, захватившими Театральный центр на Дубровке — он был в списке политиков, с которыми те согласились вести переговоры. По словам артиста, у него не было сомнений, что он должен быть рядом с заложниками.
«Для всех, кто знает меня, это было нормально. И напротив, было бы ненормально, если бы я туда не пошёл… Так что не надо делать из меня героя! Просто в советское время нас всех учили поступать только так», — позднее вспоминал певец.
Друзья и знакомые Кобзона неоднократно отмечали его доброту и желание помочь окружающим.
«Он был и остаётся единственным певцом, к которому можно всегда обратиться за помощью. Он очень многим помог. Он чувствовал себя хозяином, в хорошем смысле барином. Барин советской эстрады… К барину ходили все», — подчёркивала Алла Пугачёва. Ей он также несколько раз оказывал серьёзную помощь и поддержку.
Сам же Кобзон подчёркивал, что именно это и подразумевает дружба — быть рядом в трудную минуту.
«В людях я больше всего ценю верность и преданность. Самое главное — верить человеку и знать, что он не предаст никогда», — говорил он.
www.russian.rt.com
***
Российский еврейский конгресс:
Не стало Иосифа Кобзона — великого артиста, легенды эстрады, давнего друга Российского еврейского конгресса.
О его творческом наследии было и еще будет сказано. Для нас же он навсегда останется старшим товарищем, гостем самых значимых мероприятий РЕК, вдохновителем наших ключевых проектов.
В 2009 году он приехал на презентацию программы РЕК «Вернуть достоинство» в Мемориальную синагогу — и сегодня в рамках этого проекта в России открыто уже 57 памятников. В 2015-м он был на открытии нашей первой «Недели памяти жертв Холокоста» — и уже четыре года подряд она проходит на федеральном уровне, постоянно расширяя географию. Он выступал на одном из наших еврейских новогодних приемов в честь Рош а-Шана — и теперь это главный еврейский благотворительный прием года.
Для нас он был и останется уникальным примером верности, стойкости и чести. Он никогда не отказывался от принадлежности к своему народу – в том числе и в те времена, когда было принято это скрывать, потому что это мешало карьере. И он никогда не кичился своим еврейством, когда это стало модным. Он всегда оставался органичной частью своего народа – гордым евреем.
Российский еврейский конгресс выражает соболезнования семье и близким Иосифа Давыдовича Кобзона, всем кто знал, ценил и любил этого выдающегося человека.
Зихроно ле враха.