Пресс-тур «Такая разная Польша» состоялся в рамках проекта «Польский путь к независимости: информационная кампания в Калининградской области» при финансовой поддержке МИД Польши в 100-летнюю годовщину обретения Польшей независимости в 1918 году.
В просторном чистеньком городке Тыкочин, у входа в синагогу, встретили колоритного бородатого еврея в фартуке — резчика по дереву, торгующего собственноручными сувенирами. Мы увидели своими глазами и услышали весьма захватывающий эмоциональный рассказ от нерелигиозного белостокского еврея о сохранении Музея в Старой синагоге Тыкочина, одной из крупнейших в Польше, и еврейской жизни в Подляском воеводстве. Померялись с ним Магендавидами, подарили наш альманах Многонациональный Калининград и оставили благодарственную запись в гостевой книге Старой синагоги. http://muzeum.bialystok.pl/muzeum-w-tykocinie
Посетив Музей икон http://muzeum.bialystok.pl/muzeum-ikon-w-supraslu Русского православного монастыря в Супрасле http://monaster-suprasl.pl, послушали о сохранении православия на польской земле, полюбовались храмом. Задавали много вопросов гиду. Многие журналисты купили и поставили свечи, перекрестились и поклонились образам.
Посещение мечети и мусульманского татарского кладбища в Крушинянах познакомило нас с дальним потомком Крымских татар, который, к тому же оказался и заядлым мотоциклистом. С удовольствием вручили ему наш альманах о мотопробегах на мемориал в Бранево. Во время рассказа о польских татарах, выходцах из Крыма, как ни в чём не бывало, в мечеть вошли и приступили к молению несколько мусульман в традиционных одеждах.
Паломники, пояснил наш гид-мотоциклист.
Зашли на татарское мусульманское кладбище, на котором издавна захоранивают мусульман со всей северо-западной Польши.
Однако, не обошлось без курьёза: пытливые журналисты обратили внимание на надпись одного из надгробий, где оказался захоронен Шмулик, сын Евы. На наше недоумение, гид невозмутимо уверил, что это татарин-мусульманин …
Ужин в их татарском ресторане – Татарская юрта, оказался весьма пикантным. Видно, что с нашими татарами связь давно утрачена и национальные блюда уже слабо соответствуют татарской кухне. Однако, музей с утварью и национальными костюмами, весьма смотрибелен и интересен. http://www.kruszyniany.pl
В ходе пресс-тура группа журналистов посетила не только национальные деревни, где сохранились и действуют в том или ином виде, места религиозного культа. Супрасль, Тыкочин, Крушиняны – это поселки вблизи Белостока, каждый из которых имеет свою захватывающую историю, но и святыни в Святой Липке с органным концертом в костёле,.
«Поездка наша, в сущности, представляла собой путешествие в первую очередь по святым местам разных религий, бытующих в Польше, и первым был, конечно, католицизм. Есть такая американская присказка, что «бывают католики, а бывают поляки. Поляки — это такие католики, которые ходят к мессе». Католицизм до сих пор составляет основу польского национального самосознания, и хотя ветры секуляризации дуют и в Польше, позиции костёла достаточно крепки. Иезуитский монастырь в Шьвентей Липке — одна из известнейших святынь Польши, и в то же время пример обращения католической церкви лицом к обществу: помимо служб в главном храме проводятся органные концерты, а в сами службы нередки включения в виде выступлений детских коллективов, где вместе со своими воспитанниками задорно поёт и пляшет их наставница-монахиня. Даёт ли это положительные результаты в деле укрепления скреп — честно скажу, не знаю. Просто это Польша — такая, какая она есть.
Кстати, святыня возникла ещё во времена, когда здешние места были не Польшей, а Пруссией (позже — Восточной Пруссией), а Польшей они стали в 1945 году. На последнем фото Ксения Краевска (Ksenia Krajewska) как раз рассказывает участникам пресс-тура благочестивую легенду о Святой Липке.» (Альберт Адылов)
Заехали в Сильвариум в лесничестве Крынки.
и возрождённого Замка в Тыкочине. http://zamekwtykocinie.pl
На обратной дороге бросались в глаза домики в белорусском стиле, таки, Беларусь радом…
Каждый из нас открывает для себя Польшу по-разному. Кто-то любит шоппинг в близлежащих приграничных торговых центрах, кто-то ездит в аквапарки и спа-отели. Многие принимают участие в исторических реконструкциях, мотто слётах, другие же ищут маршруты своего выходного дня вдали от протоптанных туристических дорожек.
Калининградским журналистам предложили углубить знакомство калининградцев с Польшей многонациональной, посвятив время не столь очевидным сторонам жизни страны. Польша, как и Россия, край многонациональный, многоконфессиональный и поэтому поликультурный. Многие народы внесли свой след в историю страны и веками формировали её совремнный образ. Согласно всеобщей переписи населения:
в Польше представлены следующие религии:
87,5% — католики, 0,41% — православные, 0,38% — протестанты, 0,36% — свидетели иеговы, грекокатолики – 0,1%, буддисты – 0,04%, мусульмане – 0,013%, иудеи – 0,004%;
в Польше официально проживают следующие национальные меньшинства:
немцы – 148000, украинцы – 51000, белорусы – 47000, цыгане – 17000, русские – 13000, литовцы – 7800, евреи – 7500, армяне – 3600, чехи – 3500, словаки – 3200, татары – 1900 и др. Население Польши — 38 637 899 человек.
Национальная тематика на современном этапе является одним из факторов развития внутреннего туризма в Польше. Музеи, религиозные объекты малых народов Польши, рестораны, смотровые площадки – всё это к услугам многочисленных туристов, где их ожидают русскоговорящие экскурсоводы.
Организатором выступил Фонд Роминской пущи (Польша), которым с 2006 года реализовано около 100 проектов в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития, публичной дипломатии, поддержки общественных инициатив, сохранения культурно-исторического наследия, развития туризма.
Выражаю огромную личную благодарность супругам Яромиру и Ксении Краевским, лично прошедших с нами тропами такой разной и многонациональной Польши и заботливо знакомивших калининградских журналистов с неведомой нам Польшей.