Похождения русского еврея

Советский человек достоин бессмертия
В общем Л.М. родился в Москве осенью 1917г, он и называл себя ровесником революции. Родился он (отметим это особо) в традиционной еврейской семье посещавшей синагогу. И есть мелкий факт, который сильно изменил его жизнь, именно поэтому он был ОБРЕЗАН. Пионерско-комсомольское детство в Москве никого, кроме преданного Родине и Советской власти патриота из него сформировать не могло. Естественно как и большинство тогдашних юношей и девушек он был и активным комсомольцем и патриотом. На момент начала войны он учился в строительном институте (кажется МИСИ)и оставался ему что-то год доучиться. Обстановка просто идиллическая, занятия, сытая и культурная столица, красивые девушки и прочие ништяки. А тут война. Наш герой естественно в первых рядах кидается в военкомат, а поскольку он почти готовый инженер, его и направляют на Урал в танковое училище. Само училище он вспоминал плохо.  Очень плохо кормили и как ЛМ был уверен, интенданты чересчур воровали. Но за несколько месяцев их видимо чему-то всё-таки научили. Попал ЛМ на фронт в начале 1942г на южное направление  (видимо на Ю.З. фронт Тимошенко) мамлеем и командиром танка Т 34.  Что интересно отметить, что были захвачены в целости и сохранности немецкие танки (видимо Т3) и его пересадили именно на немецкий танк, как способного разобраться.
                                                        
Танк ему безумно понравился комфортом, удобством и всякими мелочами, которые немцы предусмотрели, а наши нет. Танк для своего времени был неплохой и его действительно многие хвалили. В общем из своей очень недолгой танковой карьеры ЛМ что-то месяца 2 провоевал вот на этой штуке. Потом там что-то поломалось и танк не бросили, а утащили в тыл, а его снова пересадили на Т34. Дальше произошло страшное. Л М участвовал в нашем наступлении на Южном направлении, которое впоследствии обозвали ХАРЬКОВСКОЙ КАТАСТРОФОЙ. Когда начатое неплохо наступление с целью отсечения всей южной группы немецкий войск было немцами просчитано и они ударив сходящимися ударами с целью окружения войск на барвенковском выступе окружили огромное количество наших войск. ВЫрваться почти никому не удалось. Танк ЛМ в этой мясорубке сгорел и они продолжали сопротивляться как пехотинцы, но расстреляв боезапас к личному оружию стали просачиваться на восток и естественно все попали в плен, счастье ЛМ, что к итальянцам и в лагерь военнопленных (не концентрационный) — Это май 1942г.
Картинки по запросу Военнопленные красноармейцы под Харьковом
В этой толпе пленных военнослужащих РККА может быть находится и наш герой (отсюда) Это фотография как раз попавших в плен в той катастрофе. По ссылке можно прочитать, что евреи отделялись в обязательном порядке
В общем за комплиментарный и лёгкий характер итальянцы назначили именно Л М комендантом этого лагеря (для решения каких-то оргвопросов содержания лс). По свидетельству Л М это содержание в плену в общем-то было ничего, как-то кормили, особенно работать не заставляли, в общем не особо и доставали. Единственный эпизод он запомнил в соседний через колючку уже немецкий лагерь завезли как на пересыльный пункт группу еврейских раввинов. Понятно что их транспортировали куда-то для полного уничтожения, но почему-то не расстреляли на месте, а куда-то везли. Их вроде бы даже и не кормили вообще. Ну и наш герой ночью как-то подлез под колючкой и слазил к соотечественникам. Они говорили как ни странно в основном на идише, кто-то там только говорил по русски, ну в общем чуть пообщались, а утром их куда-то повезли. Да, наш герой, когда дело запахло керосином, сумел как-то избавиться от удостоверения личности и честно стал косить под русского. Надо сказать, что тогда он походил скорее на цыгана, чем на еврея. Ну и Леонид Маркович (фамилию, которую я не называю у него вообще русская). Никто реально и внимания не обратил. Но к зиме становилось холодно, все пленные в летней форме, держать их в полевом лагере военнопленных смысла нет. В общем глубокой осенью их сначала перевели в немецкий лагерь военнопленных (естественно почти не кормили), а потом решили везти в концлагерь в Германию. По пути они узнали, что в Могилёве намечена фильтрация с полным раздеванием и медосвидетельствованием. Л.М. понял, что это конец. То есть увидят его специфический конец и или расстреляют сразу, или отправят в лагерь смерти. Что делать? Эта мысль естественно была единственной, которая у него тогда была. В общем их погрузили в вагоны (а это уже ноябрь 1942 года) и повезли. Вагоны товарные. В общем наш герой хотел бежать, но не знал как. Попав в вагон к нашим военнопленным из другого лагеря  бывшим совсем изнурёнными и измученными, он стал обследовать все стены и доски вагона. Тут ему подсказали, что в принципе в задней части вагона выставлена и на соплях поставлена доска,но бежать сил всё равно нет. ЛМ начал убеждать людей попробовать бежать. Но не нашёл желающих, кроме совсем ещё мальчишки, 18 — летнего бойца Саши (боец был русский). Тоже фамилию не называю, так как он вообще может быть жив (Л.М. с ним потом постоянно после войны переписывался и они неоднократно встречались). В общем они ночью доску выставили и стояли между вагонами, но Саша боялся прыгнуть, так как никогда даже с трамвая не прыгал. Пришлось его столкнуть:-(. Потом за ним спрыгнул и ЛМ. Саша при приземлении повредил ногу и мог идти с трудом.Здесь молодёжь дурью так мается, а люди тогда жизнь свою спасали
ЛМ дотащил его до ближайшего украинского села и оставил там кстати так и не разобрался какая это местность, но явно восток Украины, так как впоследствии ЛМ вышел в конце концов на Воронежский фронт. В общем парня жители не сдали, подлечили и он при наступлении РККА вернулся в строй и довоевал до конца войны.  Ну а Л М шёл по Украине (похоже это как раз теперешняя НОВОРОССИЯ и есть) от села к селу и где ему давали хлеба, где тарелку борща, но везде давали переночевать. Естественно, так как они были в летней форме, которая страшно износилась, дали ему и какое-то пальто, чтобы не замёрз.
В одном из сёл его поймал полицай и привёл в участок. ЛМ подумал что это конец, но оказалось что нет. Полицай сочувствовал Красной Армии, а таким образом спасал собственную жизнь. В общем он помогал окруженцам, которых тогда была масса и даже определял их на постой. Определил он и в этот раз ЛМ к одной очень шикарной и гарной вдове Гале. Ну и что случилось? Галя Л М покормила и захотела, а он…не смог от голода и изнурения. Ну что делать-то? Галя напекла шанежек, которых ЛМ сразу гору и уничтожил и …смог целых 2 раза. Потом он всю жизнь переживал, нет ли у него там ребёнка у этой Гали от него. Три дня он прокантовал и пошёл дальше (в основном как вы понимаете ночами и от села к селу). В конце концов он приблудился к партизанам и там никто и ничего особенно не спрашивал, так как по его внешнему виду было видно, что он из себя представляет. Месяца через 2 началось общее наступление и Л М оказался снова в родной Красной Армии. Самое смешное, во что никто сейчас поверить не сможет и не поверит, Л М честно всё рассказал СМЕРШЕВЦУ и про то что был комендантом лагеря в у итальянцев и как бежал и вообще всё, поверить в такое сейчас навеное очень тяжело, но тогда в эпоху жестокого сталинизма и произвола почему-то поверили и выписали документы на основании его рассказа и даже звание проверять не стали, а признали его мамлеем и поставили командовать взводом (кстати и Иннокентию Смоктуновскому, который помнится из концентрационного лагеря сумел сбежать и так же добрести до какого-то села, тоже поверили). Поставили-то поставили, а вот с экипировкой было туго, у него какая-то доха осталась от партизан, так он в ней взводом и командовал, нашил петлицы на свою сгнившую уже форму (а погоны ещё не выдали, хоть и ввели) и командовал. Самое страшное он рассказывал,было поднимать людей в атаку. Командир взвода обычно это и делает и погибает от первой пули. Но ЛМ опять не погиб, так как (уже сказано) что был потрясающе везучий. В общем он так воевал что-то до августа, а потом по приказу вышестоящего командования все танкисты были вычислены и откомандированы во вновь формируемые части, так он и попал на момент битвы за ДНЕПР и взятия нашими войсками Киева в танковую бригаду прорыва.
Но это опять не всё, не знаю, соберусь ли написать, что было с Л М после войны, так как самое невероятное произошло с ним именно после войны ( и тем более никто не поверит). Но в чём убедился за всю свою жизнь. В жизни бывает такое, что не бывает даже в кино и что изощрённые мозги сценаристов или Дарьи Донцовой выдумать не могут.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *