Портал «Meduza» опубликовал интервью кинокритика Антона Долина с актером и режиссёром Константином Хабенским в связи с выходящим в широкий прокат фильмом «Собибор».
На вопрос «почему восстание было только в Собиборе и больше ни в одном лагере?» Хабенский ответил:
«— Восстание — да, оно было единственным. Был еще один массовый побег из лагеря, но без разоружения и убийства офицеров… Очень силен стереотип: евреи как смиренная нация, не способная на бунт. У меня есть еврейская кровь, и я позволял себе какие-то шутки на эту тему — «нормальный еврейский подход», «еврейский бунт». Фильмом я попробовал ответить на вопрос, почему восстание было только в этом лагере. В том числе, попытался понять — но не оправдать — людей с другой стороны. Они ежедневно, как на работу, приходили убивать других: что с ними произошло? Их трансформация — одна из причин того, что в итоге произошел взрыв. Но я могу размышлять только при помощи своих инструментов. Все остальное — вопрос к историкам».
Рассуждения Хабенского прокомментировал председатель правления Еврейского музея в Москве Борух Горин:
«В немецких лагерях, напомним, оказались не только евреи. До февраля 1942 года из примерно 3,3 млн. советских солдат, попавших в немецкий плен, около двух миллионов умерло от голода, холода, эпидемий или было расстреляно. Так что говорить об особенностях «смиренной нации» не приходится. Именно заключенные евреи подняли восстание в Собиборе, именно евреи из «зондеркомманды» Аушвица 7 октября 1944 года подняли восстание и уничтожили один из крематориев. Замечательно, что в России, наконец, вспоминают на таком масштабном уровне Собибор, что, наконец, заканчивается эпоха замалчивания подвига евреев во время войны. Остаётся надеяться, что и кухонные разговоры о «смиренной нации» уйдут в прошлое».