15 Февраля 2018 в 19:00 Четверг
В концертах абонемента участвуют:
Струнный квартет Калининградской филармонии, рук. И.Мельникова .
Инструментальный ансамбль «Восемь с половиной»:
О.Янкилевич, В.Тимин, А.Шкляник, М.Андрейченко, Е.Диброва и др.
Орган — М.Гаврилюк, арфа — П.Гайчук, фп. и синтезатор –Л.Пудовикова, М.Пудовикова
Солист Калининградской филармонии
Александр Дудницкий (баритон)
Февраль-2018 в филармонии проходит под знаком имени Шекспира.
Два музыкальных вечера посвящены воплощению в музыке образов великого английского драматурга. Это концерты 8 и 15 февраля.
Формального повода — юбилея, круглой даты — для этого нет, но такая мегавеличина мировой культуры как Шекспир в этом и не нуждается. Он всегда нов, всегда интересен, всегда притягателен. В том числе для музыкантов. Композиторы всех времен вот уже три века обращаются к его творчеству.
Концерт в филармонии 8 февраля был по-шекспировски ярким, чувственным и многокрасочным. «Шекспир о музыке, грехе и добродетели. – так была обозначена его тема. Прозвучали арии из опер и другие сочинения на шекспировские сюжеты авторов самых разных эпох и стран — от Верди до Тихона Хренников. Концерт прошел в рамках абонемента «Ваш выбор — классика» программы «Молодежная академия искусств».
А предстоящий 15 февраля второй в этом месяце шекспировский вечер в филармонии будет кристально чист по жанру: исключительно сонеты Шекспира, гениально положенные на музыку Микаэлом Таривердиевым. Исполнитель – солист филармонии Александр Дудницкий (баритон). Это будет концерт из авторского цикла Дудницкого «Я пел хоралы и хиты». Участие в этой программе примут также струнный квартет филармонии, орган, солисты-инструменталисты (контрабас, флейта, гобой, ударные, челеста, вибрафон).
Итак, «Шекспир — и нет ему конца!» Эти слова Гёте поставим эпиграфом к концерту 15 февраля с уверенностью, что к шекспировской теме программа Калининградской филармонии «Молодежная академия искусств» обратится еще не раз…
***
— Причем я и еврейские песни, — удивился Микаэл Леонович. Он задал режиссеру вопрос, который задавали потом ему неоднократно, и, уверена, будут задавать и после выхода этой записи.
Ответ Инны Туманян был прост:
— Буду работать только с тобой. Лучше тебя с певицей никто не справится.
И это было правдой. В кинематографической, музыкальной среде ходили легенды о работе Микаэла Таривердиева с Аллой Пугачевой, да и с певицами вообще.
Так что сначала в этой истории появился композитор. Потом стали искать певицу, которая подошла бы для этой роли в кино. Ею оказалась Маша Иткина, тогда — актриса Театра у Никитских ворот, руководимого Марком Розовским.
Потом, параллельно написанию сценария, которым занимался Олег Дорман, начался поиск музыкального материала. В наш дом принесли горы пластинок, пленок, нот с записями еврейских песен. Известных и неизвестных, авторских и народных. И было отобрано то, что должно было войти в фильм. Всего — 12 номеров.
Началась работа с материалом и с исполнителями. Микаэл Леонович принял необычное решение: певица должна была петь под аккомпанемент не типичный для еврейской музыки — под аккомпанемент двух гитар. Он работал с Машей Иткиной по нескольку часов в день. Он опустил ей голос на октаву ниже и «вытащил» совершенно потрясающий тембр, о котором сама певица и не подозревала.
— Ты поешь не своим голосом, — убеждал он ее в процессе работы. Пригласили педагога по идишу и ивриту, чтобы произношение было безупречным, чтобы певица точно осознавала что и о чем поет, чтобы она почувствовала фонетическую выразительность слова, особенность вокальной фразы.
Так, в течение полугода, рождался вокальный цикл авторских обработок еврейских песен. Не аранжировок, а именно авторских обработок. Микаэл Таривердиев выстраивал музыкальный материал под себя, под свое авторское слышание и ощущение. Можно даже сказать видение. Потому что многое для него оживало в этих музыкальных картинах. Так плач Иеремии встал в один ряд с песней о судьбе маленького человека Абраши.
Песни разного времени и разных авторов он сплавил в поразительную драму. Он очистил многочисленные наслоения, нанесенные временем и бытом, проявил их подлинно общечеловеческий смысл. Он возвысил их, вернее, вернул им их внутреннюю возвышенность.
Запись вокального цикла была осуществлена в первой тон-студии «Мосфильма».
Звукорежиссером этой записи был Юрий Рабинович, давний друг Микаэла Таривердиева, человек, работавший с ним над «Иронией судьбы». Это была одна из последних его записей.
Но съемки фильма о еврейской певице так и не состоялись. Осталась только эта запись — уникальная работа нескольких людей. Она долго лежала на полке. Ее слушали разные люди, оказывавшиеся в нашем доме. Люди из разных стран, евреи и не евреи, музыканты и не музыканты. И на всех она производила глубокое впечатление, даже тогда, когда слушатели не понимали слов.
Потому что есть в этой музыкальной истории, не снятой в кино, но оставшейся на пленке, какая-то особая страсть, подлинность того, что существует поверх национальной принадлежности, свобода. Сюжет, понятный без слов.
Вера Таривердиева