Бочаров в прошлом был заместителем мэра Нешера от списка партии «Исраэль ба-Алия», затем руководил избирательным штабом и баллотировался в кнессет от партии «Кадима».
– Я постоянно переписывался, в течение чуть ли не года, с российской центральной избирательной комиссией, стремясь обратить ее внимание на проблему, связанную с выборами за рубежом, — пояснил в беседе с «Деталями» Юрий Бочаров. — Дело в том, что на избирательных участках, согласно российским законам, не могут работать иностранные граждане — стало быть, речь идет исключительно о сотрудниках посольства. Но их не так много, и потому невозможно увеличить количество избирательных участков.
Я пытался убедить российский ЦИК изменить закон, чтобы дать возможность проголосовать, тем самым, как можно большему количеству людей. В ходе этой переписки и общения с представителями ЦИКа, мне было сказано, что эта структура наделена сугубо исполнительскими функциями, а меняют законы депутаты государственной думы — вот их, мол, и надо убеждать. Тогда я вышел на депутатов госдумы, за которых в свое время голосовали русскоязычные израильтяне – на Николая Валуева и Артема Турова. В переписке с ними родилась инициатива по сбору подписей, которую я и решил реализовать.
— А с чего вдруг вы вступили в переписку с российским ЦИКом? В конце концов, организация их выборов – это их проблемы…
— Я, в качестве политтехнолога и PR-менеджера, работал не только на израильские выборы, но и на российские. Участвовал, к примеру, в последних выборах в Думу. Кроме того, меня вообще интересуют процессы волеизъявления граждан, как с профессиональной, так и с научной точки зрения. На эту тему я часто публикуюсь в российских СМИ — намного чаще, чем в израильских. Так что, смею надеяться, меня в России знают, как эксперта по этим вопросам.
— Сколько всего подписей рассчитывает собрать ваша инициативная группа?
— Здесь надо понимать такую вещь. Согласно положению о выборах, за кандидата в президенты россияне, живущие за рубежом, должны поставить минимум семь с половиной тысяч подписей. Израильтяне, как и все, кто живет за пределами России, относятся к так называемому «Единому зарубежному округу», а всего к нему приписаны 145 стран. Мы решили не забирать весь объем, а выполнить квоту, отведенную Израилю – это восемь процентов от семи с половиной тысяч. То есть надо собрать шестьсот подписей. А уже собрали свыше трехсот подписей, так что весь процесс, я надеюсь, завершим очень быстро.
— Как вы работаете с людьми? Останавливаете их на улицах? Звоните по телефону? Приходите на какие-то массовые мероприятия?
— Не все так просто. Есть достаточно серьезная техническая проблема. Мы не просто должны взять у человека подпись, но и переписать данные его российского паспорта. Понятно, что в России у человека паспорт при себе, а здесь люди, как правило, держат его дома. Потому наши активисты ходят по хостелям и заходят в квартиры, где, предположительно, живут русскоязычные обитатели.
— Куда будут переданы собранные вами подписные листы?
— В штаб Путина. Мы вначале контактировали с ЦИКом, получили от них четкие инструкции, а теперь находимся в контакте с путинским штабом. Но перед тем, как передать эти листы в штаб, мы в обязательном порядке должны заверить их в консульстве.
— А что делать израильтянам, имеющим право голоса, но не желающим голосовать за Путина?
— Насколько мне известно, пока в Израиле никто из представителей других кандидатов не объявился. Возможно, это произойдет чуть позже.
— В то время, как ваши активисты подписывают людей, они ведут какую-то агитацию?
— Когда я инструктировал активистов, то, прежде всего, просил их об одном: как можно меньше агитации! Обращаться к людям легко и просто: если вы считаете нужным, чтобы президентом стал Владимир Путин – подпишите, если нет – не подписывайте, это ваш выбор.
— Кем оплачивается деятельность вашей группы?
— Финансирования нет, все активисты работают на добровольных началах, — сказал Юрий Бочаров.
В сообщении, которое передано редакции «Деталей» группой «Путин НАШ», сказано: «Выборы состояться 18 марта, и хотя их исход и предрешен заранее, итоги голосования на территории Израиля, будет свидетельствовать лишь о нашей восприятии политики России в нашем регионе».
Марк Котлярский, «Детали». Фото: Pavel Rebrov, Reuters