ЭЛИ ГЕРВИЦ: Даркон – а что будет через пять лет?

Эли Гервиц (фото: Eli Itkin)

Иногда хочется написать о чем-то интересном, изотеричном, философском, заглянуть в будущее государства и права. Так, в России только начали вводить принцип добросовестности, а в Израиле он правит бал уже почти полвека, и как газ, захватил все доступное пространство. Но народ требует практики – а я попробую совместить приятное с полезным.

Итак, 30 июля вступила в силу поправка к Закону о паспортах депутатов от партии «Наш дом Израиль» Одеда Форера и Юлии Малиновской. За два прошедших месяца можно говорить о сложившейся практике: в Израиле даркон дают всем категориям граждан-нерезидентов:

  • и совсем свежим новым репатриантам;
  • и тем «старым» новым репатриантам, которые давно получили гражданство, но никогда не жили в Израиле, и поэтому даркона не имели, а имели только лессе-пассе;
  • и тем «старым» новым репатриантам, которые имели в прошлом даркон, но потеряли его из-за отъезда из Израиля.

Первый (для третьей категории – «первый после вступления поправки в силу») даркон выдается на пять лет, вне зависимости от того, соглашаетесь ли вы оставить в биометрической базе данных только фотографию или еще и отпечатки пальцев (гражданам-резидентам Израиля, которые оставляют отпечатки пальцев, выдают биометрический паспорт не на пять, а на десять лет).

Однако мы настоятельно рекомендуем оставлять уже сейчас отпечатки пальцев. Почему? Для ответа на этот вопрос требуется ответить на вопрос более важный и очень еврейский.

Евреи не были бы евреями, если бы удовлетворялись получением даркона на пять лет и не спрашивали, что же произойдет по их истечении. Возможных путей развития событий есть как минимум три.

Первый – формально-правовой. Если придерживаться сухой буквы поправки к Закону о паспортах, то она говорит только о ПЕРВОМ дарконе для граждан-нерезидентов. То есть по истечении пяти лет тем, кто за это время не успеет перебраться в Израиль (внутренние директивы МВД говорят о трех годах физического пребывания в Израиле из пяти), снова выдадут лессе-пассе.

Второй – словесно недоказуемый. Сотрудники МВД сегодня говорят о том, что у них есть указание через пять лет продлевать даркон на вторые пять лет тем, кто оставил в базе данных отпечатки пальцев, чтобы минимизировать дискриминацию новых репатриантов и поощрить расширение биометрической базы.

Третий – мечтательно-исторический. Помните, лет десять назад гражданам России для поездки в Израиль нужно было получать туристическую визу? И в израильском посольстве в Москве был целый туристический визовый отдел? А потом туристические визы отменили (на самом деле, конечно, НЕ отменили, а смягчили визовый режим и ставят визы по прилету в Израиль), и отдел закрылся. А теперь попробуйте обратиться в московское консульство и получить туристическую визу… Это почти за гранью возможного, поскольку с отмиранием потребности атрофируется и функция. О чем это я? А вот о чем.

Конечно, лессе-пассе никто не отменяет. И тем, кто теряет дарконы, или демонстративно их портит, или просит политического убежища в других странах, и дальше вместо дарконов будут выдавать лессе-пассе. Но если сейчас лессе-пассе выдаются десятками тысяч, то в ближайшие пять лет они будут выдаваться десятками. И есть надежда, что и эта функция – выдавать лессе-пассе не в наказание единицам, а для острастки тысяч – успеет за эти пять лет отмереть.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *