По последним данным «Левада-центра», положительные эмоции по отношению к иудеям испытывают сегодня 55% россиян. С противоположными чувствами (опасением или неприязнью) к представителям иудаизма относятся 11% опрошенных. Смешанные чувства испытывают 17% респондентов, еще 18% затруднились с ответом.
Доброжелательное и уважительное отношение к иудеям остается у россиян неизменным. В декабре 2013 года этот же вариант ответа выбрали 57% опрошенных. В то же время тех, кто относился к евреям отрицательно, было тогда почти на треть больше: 15%.
Эта же картина подтверждается и другим исследованием, проведенным «Левада-центром» по заказу РЕК в 2015-2016 гг.: только 8% опрошенных говорят о своем негативном отношении к евреям и 90% россиян знают сегодня о Холокосте. Результаты исследования были представлены и изучены на Первой Московской международной конференции по противодействию антисемитизму «Защитим будущее». РЕК провел ее минувшем году при поддержке правительства Москвы, Всемирного еврейского конгресса, Евроазиатского еврейского конгресса и фонда «Генезис».
Православие остается доминирующей конфессией в России. Абсолютное большинство россиян – 92-93% опрошенных относятся к православным с уважением и доброжелательностью, а это значит, что позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповедания или атеисты. Сравнение с предыдущим замером, который проводился 4 года назад, номинально толерантное или декларативно позитивное отношение к людям, исповедующим другие религиозные взгляды или атеистам, показывает отсутствие каких-либо значимых изменений или некоторый прирост уважения.
Декабрь, 2013 | Июнь, 2017 |
|
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРАВОСЛАВНЫМ? | ||
с уважением | 55 | 60 |
с доброжелательностью | 38 | 32 |
с противоречивыми чувствами | 3 | 2 |
с неприязнью | 0 | 1 |
с опасениями | 0 | 0 |
затрудняюсь ответить | 3 | 5 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 31 | 32 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КАТОЛИКАМ? | ||
с уважением | 30 | 34 |
с доброжелательностью | 45 | 40 |
с противоречивыми чувствами | 9 | 10 |
с неприязнью | 4 | 3 |
с опасениями | 2 | 2 |
затрудняюсь ответить | 10 | 13 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 5 | 4.9 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОТЕСТАНТАМ? | ||
С уважением | 24 | 28 |
С доброжелательностью | 38 | 33 |
С противоречивыми чувствами | 14 | 14 |
С неприязнью | 6 | 4 |
С опасениями | 5 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 18 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 2.5 | 3 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МУСУЛЬМАНАМ? | ||
С уважением | 25 | 29 |
С доброжелательностью | 34 | 30 |
С противоречивыми чувствами | 14 | 17 |
С неприязнью | 9 | 7 |
С опасениями | 8 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 10 | 12 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 1.9 | 2.0 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИУДЕЯМ? | ||
С уважением | 22 | 24 |
С доброжелательностью | 35 | 31 |
С противоречивыми чувствами | 15 | 17 |
С неприязнью | 9 | 7 |
С опасениями | 6 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 18 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 1.9 | 2.2 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ? | ||
С уважением | 22 | 24 |
С доброжелательностью | 36 | 33 |
С противоречивыми чувствами | 13 | 15 |
С неприязнью | 7 | 5 |
С опасениями | 6 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 20 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 2.2 | 2.4 |
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К АТЕИСТАМ (ЛЮДЯМ, НЕ ВЕРЯЩИМ В БОГА)? | ||
С уважением | 24 | 27 |
С доброжелательностью | 38 | 35 |
С противоречивыми чувствами | 13 | 12 |
С неприязнью | 7 | 4 |
С опасениями | 6 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 18 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 2.4 | 3.1 |
Продолжается увеличение численности тех, кто считает себя верующими или скорее «религиозными людьми»: за три года эта цифра увеличилась с 35 до 53%, главным образом за счет размытой массы не слишком «уверовавших» или колеблющихся в определении степени своей религиозности (около половины – 44% респондентов говорят о себе как о «в какой-то мере религиозных»). Лишь небольшой процент опрошенных считает себя «очень религиозным» (9%); треть опрошенных считает себя «не слишком религиозным» (33%). За три года резко сократилось число атеистов и неверующих – с 26 до 13%.
НАСКОЛЬКО РЕЛИГИОЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ?
Август, 2014 | Декабрь, 2015 | Июнь,
2017 |
|
Очень религиозным | 4 | 4 | 9 |
В какой-то мере религиозным | 31 | 36 | 44 |
Не слишком религиозным | 37 | 32 | 33 |
Совершенно нерелигиозным | 26 | 23 | 13 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 5 | 2 |
Сумма ответов «очень религиозным» и «в какой-то мере религиозным» | 35 | 40 | 53 |
Однако этот прирост числа верующих не сопровождается глубокой верой или чувством значимости религии для внутренней жизни большинства россиян. Косвенно о слабости регулирующих жизнь православного человека норм свидетельствует усиливающееся нежелание придерживаться ограничений, предписываемых церковью во время постов: готовность ограничить себя в развлечениях, потреблении спиртного, в сексуальных отношениях, в деловых отношениях и т.п. за несколько последних лет снизилось в 1.5 – 2 раза (ОМ, с.168, табл.19.19 и 19.20). 73% опрошенных не меняли свой режим питания в период Великого поста в 2017 году, 9% собирались «поститься последнюю неделю поста», 15% «частично соблюдают пост», и только 2% опрошенных «полностью соблюдают пост». В социологическом смысле все это указывает на давление среды, общих мнений, принуждающих индивида к условному или конформистскому переопределения себя как православного человека. Другими словами, речь идет о действии коллективных норм, заставляющих человека некритически и не слишком осознанно присоединяться к «своим» в противоположность всем «чужим».
Поэтому несмотря на заявленное положительное отношение к людям других конфессий или атеистам, абсолютное большинство граждан России готовы запрещать существование инакомыслящих и инаковерующих (как чужих), даже если знания об их жизни и вере носят очень аморфный и неопределенный характер. Так, например, о своем позитивном отношении к протестантам заявляют больше 60%, и в то же время почти 80% россиян одобряют запрет деятельности «Свидетелей Иеговы», хотя преобладающее большинство знает, что это христианская секта, одна из разновидностей протестантизма.
О запрете деятельности на территории РФ религиозной организации «Свидетели Иеговы» знают только 13% россиян, 34% что-то слышали, но не знают деталей. Только 3% россиян считают, этот запрет значимым событием. О самой организации «Свидетели Иеговы» респондентам известно мало, 49% россиян считают эту организацию христианской сектой. Менее половины россиян знают о судебном преследовании «Свидетелей Иеговы». Тем не менее, поддерживают этот запрет 79% опрошенных.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ КТО ТАКИЕ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ”? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ БЛИЖЕ ВСЕГО К ТОМУ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О НИХ?
Июнь,
2017 |
|
Да, их учение это ответвление от протестантизма | 5 |
Да, их учение это отдельная религиозная конфессия | 15 |
Да, это христианская секта | 49 |
Ничего про них не слышал | 20 |
Другое | 0 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ О ЗАПРЕТЕ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ” В РОССИИ?
Июнь,
2017 |
|
Да, знаю об этом в деталях | 13 |
Да, что-то слышал об этом | 34 |
Ничего не слышал об этом | 50 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ?”
Июнь,
2017 |
|
Определенно да | 51 |
Скорее да | 28 |
Скорее нет | 9 |
Определенно нет | 3 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
Раздел между верующими проходит не по догматическому признаку (христиане – не христиане), а по признаку институциональному – церковь или секта. Подобная инаковость маркируется в обществе как «не свои» и запрещается. Такой водораздел «свои/чужие» как механизм организации общественной жизни является характерной особенностью архаического, слабо структурированного и дифференцированного общества, в котором подавлены структуры личностной идентичности.
ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ?” | Всего | ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ КТО ТАКИЕ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ”? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ БЛИЖЕ ВСЕГО К ТОМУ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О НИХ? | ||||||
Да, это обычные христиане | Да, их учение это ответвление от протестантизма | Да, их учение это отдельная религиозная конфессия | Да, это христианская секта | Ничего про них не слышал | Другое | затрудняюсь ответить | ||
Определенно да | 53 | 42 | 36 | 38 | 63 | 50 | 50 | 19 |
Скорее да | 27 | 31 | 31 | 36 | 25 | 35 | 0 | 20 |
Скорее нет | 8 | 19 | 20 | 16 | 5 | 10 | 0 | 3 |
Определенно нет | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 0 | 50 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 4 | 9 | 6 | 4 | 5 | 0 | 52 |
Мнение о том, что религия должна оказывать значимое влияние на государственную политику, поддерживают не более трети опрошенных (28% россиян согласны с тем, что церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений). 39% россиян удовлетворены тем влиянием церкви на государство, которое имеет место сегодня, считая, что церковь и религиозные организации оказывают на государственную политику влияния «ровно столько, сколько должно быть». Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим замером в 2016 году на 17 процентов (снижение произошло за счет увеличения числа затруднившихся ответить с 10 до 24%) и тех, кто считает, что церковь оказывает «немного больше влияния, чем необходимо». Таких респондентов оказалось 16%, на 4% больше прошлого опроса. Число респондентов, считающих влияние церкви на политику «недостаточным», составляет 16%, и примерно четверть респондентов, считает, что влияние церкви на государственную политику слишком большое (23%).
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДОЛЖНА ЛИ ЦЕРКОВЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ?
Октябрь, 2005 | Сентябрь, 2007 | Январь, 2012 | Март, 2013 | Февраль, 2016 | Июнь,
2017 |
|
Определенно да | 16 | 7 | 6 | 5 | 6 | 6 |
Скорее да | 26 | 22 | 20 | 21 | 18 | 22 |
Скорее нет | 27 | 33 | 37 | 39 | 38 | 36 |
Определенно нет | 24 | 28 | 28 | 26 | 28 | 22 |
Затруднились ответить | 8 | 10 | 10 | 10 | 9 | 14 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 0.86 | 0.48 | 0.4 | 0.4 | 0.36 | 0.48 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, HАСКОЛЬКО БОЛЬШОЕ ВЛИЯHИЕ HА ГОСУДАРСТВЕHHУЮ ПОЛИТИКУ ОКАЗЫВАЮТ В HАШЕЙ СТРАHЕ ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗHЫЕ ОРГАHИЗАЦИИ?
Май, 1991 |
Сентябрь, 1998 |
Январь, 2008 |
Июль, 2012 |
Март, 2013 |
Август, 2014 |
Февраль, 2016 |
Июнь, 2017 |
|
Слишком много | 2 | 5 | 4 | 10 | 6 | 7 | 5 | 7 |
Немного больше, чем необходимо | 4 | 11 | 14 | 18 | 19 | 16 | 12 | 16 |
Ровно столько, сколько должно быть | 22 | 27 | 45 | 44 | 48 | 42 | 56 | 39 |
Немного меньше, чем необходимо | 16 | 9 | 11 | 8 | 8 | 6 | 10 | 8 |
Слишком мало | 30 | 13 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 | 6 |
Затруднились ответить | 26 | 35 | 19 | 14 | 14 | 25 | 10 | 24 |
Отношение положительных и отрицательных ответов | 6/46 | 16/22 | 18/18 | 28/15 | 25/13 | 23/11 | 17/16 | 23/14 |
Опрос проведен 23 – 26 июня 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
www.levada.ru Екатерина КОЧЕРГИНА