14 мая 1948 года на бульваре Ротшильда в Тель‑Авиве произошло событие, ставшее важнейшей вехой в 5000‑летней истории еврейского народа, а также одним из ключевых событий ХХ века: Народный совет, возглавляемый Давидом Бен‑Гурионом, принял декларацию независимости Государства Израиль. Де юре это означало создание еврейского государства. Позже, уже став премьер‑министром нового государства, Бен‑Гурион произнесет свою знаменитую фразу, до сих пор остающуюся лучшим описанием этого исторического события: «В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса».
Чудо. Это, пожалуй, самое подходящее слово, описывающее, что чувствуют евреи, когда говорят с гордостью о создании Израиля. Еврейское государство было создано после столетий угнетения и порабощения евреев, погромов и попыток реализовать «окончательное решение еврейского вопроса». На протяжении веков наши предки, заканчивая чтение агады за пасхальным седером, говорили: «В следующем году в Иерусалиме». На протяжении веков они верили, что это чудо случится — милостью Б‑жьей и усилиями всего еврейского народа. Так и произошло.
Сегодня, спустя почти 70 лет после образования государства, евреи по всему Миру имеют немало причин для гордости за страну. Израиль не только получил независимость — он также превратился в могущественную, свободную и процветающую страну. У него сильная армия обороны, эффективная экономика, развитая наука и технологии и демократически избранная власть. В голой пустыне были построены дороги, парки, современные города. Самый передовой хайтек, продвинутое сельское хозяйство, театры и музеи большой культурной значимости, туризм и наука — это то, что Израиль представляет собой сегодня и что порождает любовь к этой стране и гордость ею как у самих израильтян, так и в диаспоре.
Есть, однако, причины для беспокойства, которые заставляют нас — евреев из разных концов Мира — обратиться к израильскому обществу и политическому руководству страны с этим письмом.
Последние пять лет мы наблюдаем, как общественное мнение в самых передовых демократиях мира становится все более и более антиизраильским. Мы смотрим на это с возрастающей тревогой. Эта опасная тенденция особенно ярко выражена среди молодежи и студентов, а также в творческих и академических кругах западных стран, что является несомненной причиной для беспокойства, поскольку это именно те социальные группы, которые влияют на общественное мнение и предопределяют дальнейшее развитие своих обществ.
Несомненно, что шквал критики, обрушивающийся на политику Израиля со стороны западных средств массовой информации, негосударственных организаций и общественных групп, уменьшает поддержку Израиля еврейской диаспорой в этих странах. Все мы слышали от наших друзей или коллег фразы, подобные следующей: «Я горжусь тем, что я еврей, но мне стыдно за Израиль». Или смягченную версию: «Я поддерживаю Израиль, но я не согласен с политикой, которую проводит его правительство». Подобное отношение ярко проявилось в конце июня, когда обострились противоречия между правительством Израиля и лидерами диаспоры по вопросам доступа к Стене плача и нового сурового законе о гиюре.
Эти трения свидетельствуют о явной тенденции к отмежеванию еврейских организаций в диаспоре от Израиля: они либо избегают открытого выражения поддержки израильской внутренней или внешней политики, либо выступают ярыми противниками этой политики.
Долгая история нашего народа учит нас тому, что за годами мира и благополучия неизбежно наступает полоса препятствий и бед. В перспективе Израилю может понадобиться поддержка влиятельных, энергичных Еврейских общин диаспоры, и он может призвать нас выступить и оказать ему эту поддержку. В конце концов, некоторые страны до сих пор жаждут стереть еврейское государство с лица земли.
То, что диаспора отказывается открыто поддерживать Израиль, представляет угрозу не только для еврейского государства. Растущее отчуждение диаспорных евреев от Израиля еще более опасно для самой еврейской диаспоры. На сегодняшний день Израиль является единственным общим знаменателем для евреев диаспоры, объединяющим фактором для народа, который состоит из очень разных групп. Миллионы евреев по всему миру имеют разные паспорта, разговаривают на разных языках и зачастую обладают крайне поверхностным представлением о законах и обрядах иудаизма.
В будущем будет трудно рассчитывать на консолидированную мощь еврейских общин диаспоры, на то, что они окажут деятельную поддержку Израилю и он по‑прежнему будет важнейшим столпом еврейской идентичности .
Эти изменения происходят на фоне другой ключевой тенденции: демократические общества становятся более толерантными, а ксенофобия и другие формы религиозной нетерпимости оказываются все менее и менее приемлемыми. В прогрессивных странах дискриминация, репрессии, ограничения гражданских прав евреев ушли в прошлое. Это очень хорошие новости для нас, живущих сейчас. Но параллельно тому, как эти явления отходят в прошлое, вместе с ними растворяется и невидимая грань, разделительная черта, которая отделяла Еврейские общины от всего Мира.
Вместо этого в этих странах будут маленькие религиозные меньшинства и миллионы обычных американцев, немцев и британцев со слегка необычными фамилиями. Сам феномен мирового еврейства — феномен, давший человеческой цивилизации тысячи выдающихся писателей и философов, ученых и предпринимателей, государственных деятелей и музыкантов, — исчезнет постепенно, но необратимо.
Что мы можем с этим поделать — мы, евреи, живущие в Израиле и за его пределами? Как мы можем противодействовать этим негативным тенденциям, которые мы наблюдаем в последнее время? Я полагаю, необходимо принять срочные и решительные меры к укреплению связи между Израилем и диаспорой. И эта связь должна проявляться не только в общественных инициативах, инициативах снизу, что, безусловно, тоже важно, но она должна быть также институционализирована.
Я полагаю, эффективным решением будет создать совещательный орган — к примеру, Ассамблею (или Конгресс) еврейских общин. Этот орган должен быть сформирован на основе согласованных принципов, возможно, выборным путем, и в него должны войти самые яркие, самые уважаемые и влиятельные представители еврейской диаспоры. Хотя этот орган будет обладать лишь совещательным голосом, я полагаю, очень важно, чтобы его роль была законодательно закреплена Кнессетом. Возможно, его устав, полномочия и обязанности и основные принципы работы должны быть прописаны в конституционном законе. Роль этой ассамблеи будет состоять в том, чтобы вырабатывать рекомендации по ключевым вопросам израильской внутренней и внешней политики, которые формируют восприятие еврейского государства за границей.
В этом качестве конгресс обеспечит достижение двух ключевых целей:
(1) основываясь на опыте лидеров диаспоры и их анализе отношения к Израилю в странах, где они живут, конгресс поможет руководству страны скорректировать политический курс таким образом, чтобы улучшить международную репутацию Израиля
(2) будет содействовать созданию дополнительных произраильских «групп поддержки» среди видных представителей еврейской диаспоры, особенно тех, кто участвует в политической жизни и принятии стратегических решений по вопросам, имеющим отношение к международному положению Израиля.
Разумеется, никто не может присвоить себе право принимать решения за Израиль кроме граждан еврейского государства и избранного ими политического руководства. По этой причине любое решение такого органа будет иметь лишь консультативный статус, то есть статус рекомендации. И тем не менее я полагаю, что сам факт создания такого масштабного и статусного форума, обеспечивающего обмен идеями между самыми яркими и талантливыми представителями диаспоры, будет чрезвычайно полезен как для израильского общества, так и для диаспоры.
История еврейского народа уникальна и не похожа на историю какого‑либо другого народа на Земле. На протяжении очень долгого времени еврейский народ был подавляемым и преследуемым меньшинством, рассеянным по разным странам, и тем не менее он сохранил свою уникальную идентичность, религию, философию и культуру. За это время еврейские диаспоры накопили бесценный опыт эффективного взаимодействия с культурами других народов; они внесли огромный вклад в историю и культуру народов, среди которых они жили, и все же они остались самими собой, они остались евреями. И это одно из тех чудес, в которые мы должны верить, чтобы быть реалистами. И это наша обязанность — воспользоваться богатейшим историческим наследием нашего народа и использовать его мудро, до последней капли, ибо за него было заплачено кровью, потом и слезами наших предков. А сейчас этот ценнейший дар разбазаривается — беспечно и бездумно.
Двойственная природа мирового еврейства, состоящего из Израиля и диаспоры, требует постоянной работы по поддержанию равновесия и эффективного, живого взаимодействия между этими двумя столпами. Все евреи, живущие в наше время, разделяют эту ответственность. Для нас неудача недопустима, поскольку цена нашей ошибки может оказаться слишком высокой. 
Михаил Фридман