Евреи мужественно воевали во всех войсках антигитлеровской коалиции. Это уже общеизвестный факт. Но многие ли знают, что ни в одной армии, за исключением Еврейской бригады в Британии, не было такого высокого процента евреев, как в 16-й Литовской дивии. Если в 1943 году в 200 советских пехотных дивизиях было 1,6% евреев, то в 16-й Литовской они составляли 34,2%.
Это была единственная дивизия Красной Армии, где большинство солдат и офицеров разговаривали на «мамен лошн», т.е. на идиш и на иврите. Бывали случаи, когда приказы и переклички шли только на идиш. Перед выходом из Ясной Поляны в большом клубе на собрании солдат и офицеров 249-го стрелкового полка, за исключением начальника политотдела, все ораторы говорили на идиш. В городе Балахны Горьковской области, где формировалась дивизия, когда маршировали бойцы полка, звучали еврейские песни. Евреи-воины этой дивизии, беженцы из Литвы, соблюдали религиозные традиции. В Туле, где временно была дислоцирована дивизия, сержант-еврей по субботам строем водил религиозных солдат на молитвы в местную синагогу. Когда пришло время боев, на похоронах павших воинов зазвучал Кадиш».
16-я Литовская дивизия формировалась в соответствии с постановлением правительства СССР от 18 декабря 1941 года. Она была образована в противовес литовским войсковым соединениям, поддерживающим фашистов. Литовская полиция и даже значительная часть крестьян страны еще до прихода нацистских войск грабили и расстреливали евреев. С вступлением гитлеровской армии на территорию Литвы было образовано марионеточное правительство, которое верно служило интересам Третьего рейха.
Окончательное формирование 16-й Литовской завершилось к 7 июля 1942 года. Это была полнокровная, хорошо оснащенная дивизия, в составе которой насчитывалось более 10000 человек. По архивным данным, по состоянию на 1 января 1943 года в ее составе были не только евреи и литовцы, а представители еще 30 национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, латыши, эстонцы, поляки, казахи, татары… В дивизии было немало дипломированных инженеров и врачей, в основном евреев.
Тяжелая судьба евреев под нацистским гнетом была известна бойцам дивизии. Все солдаты и офицеры, а евреи особенно, мстили врагам. Когда еврейские солдаты шли в бой, наряду с лозунгами на литовском и русском языках, звучали и призывы на идиш: «Вперед, в атаку! Отомстим за наших отцов и матерей!».
Евреи-бойцы 16-й Литовской дивизии отличались в боях. Это не могло не восхищать даже тех, кто традиционно не любил евреев. Командир 249-го полка Федор Лысенко, офицер-казак, не скрывавший своих антисемитских взглядов, со временем стал восхищаться героизмом и мужеством евреев. Он лично рекомендовал присвоить высокое звание «Герой Советского Союза» своим подчиненным — командиру батальона Вульфу Виленскому и двум артиллеристам — Калману Шуру и Гиршу Ушполису.
17 февраля 1943 года дивизия была переброшена в район Алексеевки Орловской области. Этот переход был совершен на пределе человеческих возможностей. Отставали орудия крупного калибра, подводы с боеприпасами и продовольствием. Дивизия прибыла в район назначения Орловской области с обессиленными и голодными людьми.
Немецкая армия по тщательно подготовленной «Операции Цитадель» утром 5 июля 1943 года перешла в наступление, но встретила ожесточенное сопротивление. 23 июля в контрнаступление включилась и Литовская дивизия, которой удалось прорвать линию обороны фашистов и освободить 56 населенных пунктов, в том числе село Литва.
За мужество и героизм в этих боях были награждены орденами и медалями 1817 солдат и офицеров дивизии. Среди них было более 1000 евреев. Илья Эренбург в статье «Сердце Литвы», опубликованной в газете «Правда», писал о героизме санинструктора Шейнель. Она за два дня на своих плечах вытащила с поля боя более 60 тяжело раненых солдат и офицеров, а сама потом погибла под вражеским пулеметным огнем. Эренбург рассказывал о том, что у Шейнель было слабое здоровье, ее не хотели пускать на опасные операции, но она настаивала на своем. Даже тяжело раненная в грудь, она продолжала спасать своих боевых товарищей. «Может быть, — говорилось в статье Эренбурга, — что те же немцы, которые ее убили, замучили до смерти родителей Шейнели в еврейском литовском местечке».
Дивизия воевала геройски. Из 12 солдат и офицеров дивизии, которым было присвоено звание «Герой Советского Союза», были 4 еврея: Вульф Виленский, Калман Шур, Гирш Ушполис, Борис Циндель. По существу не было ни одного еврейского солдата и офицера дивизии, не награжденных советскими орденами и медалями за мужество и героизм на поле боя. Многие из них прошли с дивизией в боях около 400 км, освободили более 600 городов и сел, уничтожили тысячи солдат и офицеров противника, взяли в плен 12000 нацистских вандалов.
В дивизии было немало еврейских женщин, которые воевали наравне с мужчинами. Это были девушки из литовских местечек, они горели желанием отомстить врагу за гибель родителей, за братьев и сестер, которые оставались в Литве на растерзание оккупантов — 86 евреек добровольно пошли на фронт.
Первая женская группа состояла из радисток и медицинских сестер. В феврале-марте 1942 года в Балахне формировалась женская рота в составе 150 солдаток — это были литовские, еврейские и русские девушки. Многие еврейские солдатки были награждены орденами и медалями. Среди них — Белла Шапиро, награжденная шестью орденами и восьмью медалями, Хася Дисник, Этти Служистель и много, много других. Они спасли десятки раненных на полях сражений, а сами погибли.
В медицинской службе дивизии были врачи разных национальностей, но большинство, свыше 80% были евреи. Руководителем и организатором медицинской службы дивизии был полковник Эдуард Кушнер. Отличился в боях и доктор А.Шейнберг, бывший участник гражданской войны в Испании. Немало человеческих жизней спас и командир-профессор Хацкел Кибарский, один из лучших кардиологов Литвы. Хирургическим отделением медицинской службы руководили врачи Шалом Пташек, Соломон Рабинович и Хана Гольдберг, а сложную работу по приему раненных возглавлял энергичный и опытный врач Моше Соболь.
Под огнем, на поле боя, отличились санитары и медицинские сестры Соня Ивенските-Виленская, Вита Тетра, Хана Москович, Шимон Исаков, Бенцион Шломович и многие другие, а Гуревич, Борок, Магит, Гордон, Глезер-Керенский и другие пали смертью храбрых при спасении раненых. Учитывая, что в Литовской дивизии были самые опытные врачи, то многие из них, в том числе евреи, были переведены в другие военные формирования. Изабелла Файнберг-Пинкус принимала участие в Сталинградской битве, Ихазкиел Савитег, Давид Аронин, И.Левин, Хана Тонер и другие воевали на других фронтах.
6 октября 1943 года дивизия в составе 3-й армии вела упорные бои в районе Витебска. Зимой 1944 года она участвовала в освобождении Вильнюса, в составе 3-го Белорусского фронта летом 1944 года прошла в боях более 500 км.
В новом наступлении 1-го Балтийского фронта, которое началось 5 октября 1944 года, перед дивизией была поставлена задача: очистить Северо-Западную Литву от нацистов. В кровопролитных боях дивизия приблизилась к Восточной Пруссии в районе города Тильзита. За эту операцию в октябре 1944 года орденом Боевого Красного Знамени года был награжден 31 воин, 10 человек получили высокое звание Героя Советского Союза, и среди них — 4 еврея.
В конце 1944 года вся Литва, за исключением порта Клайпеда, была очищена от врага. В том же году дивизия была переброшена на север Курляндии, чтобы завершить ликвидацию окруженных немецких дивизий. В конце января 1945 года дивизия ликвидировала окруженные немецкие войска в Клайпеде. Бои шли с 27 по 30 января. Ей было присвоено почетное звание «Клайпедская». После капитуляции нацистской Германии Клайпедской-Литовской было поручено разоружить 8 немецких дивизий и перевести пленных по назначению. Одним из руководителей этой операции был полковник Соломон Коэн Цадик. После победы штаб дивизии был дислоцирован в Вильнюсе. В конце 1945 и в начале 1946 годов большинство участников боев демобилизовалось, и осталась только часть офицерского состава.
Так завершилась краткая история героической «еврейской» 16-й Литовской дивизии, покрывшей себя неувядаемой славой.
Эфраим Гринберг, доктор исторических наук, «The Yonge Street Review»