Калининградская область всегда была регионом переселенцев. Сначала в середине 40-х, сразу после войны приехали первые иммигранты, которые основывали новые советские города на месте прежних немецких. Затем в 50-х ещё одна волна — из других регионов СССР рабочие ехали на заводы, в порт. Позже было ещё несколько волн, но до 90-х они были похожи одна на другую.
Калининградскую область называли «самой советской». Этому способствовало и полное отсутствие церквей, и приграничное положение. Фактически это была колония Советского Союза на присоединённой после 1945 года земле, где всю жизнь выстраивали с нуля, по-советски.
После развала СССР ситуация изменилась. А в регион за последние 26 лет приехало значительное количество пост-советских переселенцев со всех концов бывшего необъятного СССР. Сейчас только около половины жителей Калининградской области родились здесь. Поток приезжих не ослабевает.
Только за первые 3 месяца 2017 года миграционный прирост населения Янтарного края составил 2640 человек. За весь прошлый год это показатель равен почти 10 000.
Как это влияет на регион? Об этом мы узнали у начальника отдела по связям с общественностью министерства муниципального развития и внешней политики Калининградской области Валерия Егоркина.
— Из каких регионов сейчас к нам переезжают люди?
Валерий Егоркин:
— В последнее время к нам приезжают из разных регионов России. В частности, это Ленинградская область, Москва, Урал, Якутия. Это граждане из стран СНГ – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Из Украины едут.
— В советское время основными «регионами-донорами» были области России, Белоруссии и Украины. Поэтому основное население нашего региона – славянское. Что теперь? Славян становится меньше?
Валерий Егоркин:
Нет, это, конечно, не так. Славянское население не уменьшается. Нельзя сказать, что число иностранных граждан из Закавказья и Средней Азии больше, чем граждан из российских городов. Их доля меньше.
— До 90-го года никого из зарубежных стран в регион, конечно, не пустили бы жить. Теперь у нас есть переселенцы из Германии, Польши, Литвы. Могут ли они со временем составить хоть сколь-нибудь значительное меньшинство?
Валерий Егоркин:
— Где-то в 2008-2010 годах из нашей области уехало много литовцев и немцев. Кто-то уезжал с целью воссоединения с семьей, может, по экономическим причинам. Мы мониторинг не проводили. Сегодня они приезжают обратно, но это количество несоизмеримо с тем, сколько уехало. Процент невелик. Это мизерное количество людей.
Отметим, что согласно Калининградстату, в прошлом году в регион приехало 87 человек из Германии, в то же время 66 жителей области последовали в обратном направлении.
— У нас, в основном, трудовая миграция. Едут за работой? Или это большей частью состоятельные люди, которые готовы открывать собственный бизнес?
Валерий Егоркин:
— Само слово переселенцы очень емкое. У нас есть программа, которая приносит большие результаты. Она работает уже больше 10 лет. Это программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. По ней приезжают семьями из зарубежных стран. Оформляют гражданство. У нас таких уже больше 38 тысяч. Это, в основном, люди работоспособного возраста или те, кто будет учиться у нас. Они приезжают, будем говорить, навсегда. Покупают жильё, работают в разных сферах. Они нужны экономике Калининградской области. И среди них есть те, которые вкладывают деньги в нашу экономику. Как правило, это русскоязычные люди.
А есть еще трудовые мигранты. Это отдельная категория. Они приезжают на заработки. На полгода -год, максимум. Подзаработали и уехали. Они не оформляют гражданство и в статистику жителей Калининградской области не входят в количественном соотношении. Я считаю, иностранная рабочая сила есть во всех субъектах РФ. В одних районах их больше, в других меньше. Зависит от экономики. Если у нас есть где работать, они и трудятся. Трудятся в тех местах, где не каждый калининградец желает работать.
— Куда переселенцы едут чаще? В Калининград или на побережье, в восточные районы области?
Валерий Егоркин:
— А вот так и едут. В первую очередь, в Калининград, потом на побережье и другие районы.
— Есть расхожее мнение, что в Калининградскую область массово стремятся военные пенсионеры, и у нас генералов на душу населения больше, чем где бы то ни было. Это правда?
Валерий Егоркин:
— Такой ситуации нет. Конечно, есть пенсионеры, которые приезжают, чтобы здесь жить. Но это не массовое явление. Судьба военного – нелегкая судьба. Люди, которые побывали и в пустыне или на севере, хотят уже что-то потеплее, или чтобы климат хороший был.
— Приток людей значительный, отток меньший, но тоже идёт. Насколько активно идёт процесс «замещения» населения?
Валерий Егоркин:
— После Советского союза переселенцев стало больше. Это факт. В 90-е годы к русскому населению в бывших республиках было негативное отношение, им там непросто жилось, притеснения были. Поэтому люди были вынуждены перебираться.
— Условно «новые» и «старые» калининградцы легко ли находят общий язык? Нет ли потенциального конфликта между переселенцами разных «волн»? Или борьбы за «ресурсы» — работу, места в детских садах.
Валерий Егоркин:
— Никакого конфликта, однозначно, нет. Все трудятся, находят себе место. Сейчас все больше образуется национально-культурных сообществ. В частности, накануне праздник Якутии прошел в Багратионовске. И все рады новым лицам. Идёт сотрудничество.
— Такой типично калининградский вопрос. Вы сами когда и откуда приехали?
Валерий Егоркин:
— Я приехал в 2015 году из Курганской области. Приехал по семейным обстоятельствам. Калининградская область мне очень понравилась, понравилась тем, что она готова принимать всех, кто приезжает с добрыми помыслами.
— И последнее. По вашему мнению, с точки зрения развития региона, экономики и политики новые переселенцы это «нагрузка» или «дополнительные возможности»?
Валерий Егоркин:
— Это однозначно дополнительные возможности. Вот у нас приехали представители Якутии с целью найти какие-то точки соприкосновения, чтобы договориться и сотрудничать в экономической сфере. Это касается и других национально-культурных сообществ, которые приезжают из России и других стран. То есть это все реально идет на благо развития региона.
* * *
По данным областного правительства, в 2016 году в регион по программе переселения соотечественников переехали 4 736 человек. Большинство из Казахстана, Украины, Узбекистана и Киргизии. Среди участников программы — жители Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии. У каждой семьи разные мотивы, разные цели.
— Что привлекает людей, переезжающих жить в Калининградской области?
Соломон Гинзбург, член Общественно-политического совета при губернаторе:
— Совершенно разная мотивация. Некоторые полагают, что здесь молочные реки и кисельные берега, потому что мы находимся посреди Европейского союза. Кто-то, и это самый интересный для нас контингент, хочет приезжать к нам на заработки, будучи квалифицированным специалистом. Я полагаю, это наша целевая аудитория. Чем чаще и адреснее мы будем применять такого рода рекламную компанию к данным «белым воротничкам», тем выше будет производительность труда, тем лучше будут кадры на территории Калининградской области.
Андрей Омельченко, член общественной палаты Калининградской области:
— Не сказал бы, что Калининград самый популярный город. Если мы говорим о трудовой миграции, то людей больше привлекают Москва, Санкт-Петербург. К нам же едут по остаточному принципу. Кого-то привлекает то, что мы самый западный регион. Некий мост между Европой и Россией. Но это не трудовая миграция.
Андрей Колесник, депутат Государственной Думы РФ 6-ого созыва:
— Привлекает возможность экономическая, возможность учебы. У нас в небольшой области достаточное количество учебных заведений. Уровень интеллекта людей. Может во мне, конечно, сейчас говорит то, что я здесь родился и вырос. Я в молодости занимался спортом, и приезжие спортсмены из других регионов всегда поражались красоте наших девушек. И многие из этих парней потом женились. У нас красивый город. Мы сумели сохранить то, что можно было сохранить после войны. При этом мы и российский колорит сохранили и российский характер.
— Нужны ли вообще Калининградской области переселенцы?
Андрей Омельченко, член общественной палаты Калининградской области:
— Переселенцы нам нужны. Это несмотря на то, что демографическая ситуация в области лучше, чем во многих регионах. Регион развивается – нужны новые рабочие руки. Вопрос только, какие нам переселенцы нужны? Необходимы квалифицированные. Потому что на стройке есть кому работать, подметать тоже есть.
Соломон Гинзбург, член Общественно-политического совета при губернаторе:
— Ставка должна делаться на утечку мозгов из других регионов России, стран Прибалтики, сопредельных стран. В качестве целевой аудитории должны быть люди с высшим образованием. Квалифицированные специалисты в сфере образования, здравоохранения и, конечно же, айтишники, те люди, на которых будет строиться цифровая экономика 21 века.
Андрей Колесник, депутат Государственной Думы РФ 6-ого созыва:
— Если это грамотный переселенцы, люди образованные — это поддержка нашего региона. Самое лучшее, когда люди приезжают со своими идеями, создают новые предприятия. Квалифицированные учителя врачи – это здорово. Я думаю, нам такие люди нужны. Например, в кардиоцентр. Если переселенцы квалифицированные воспитают своих учеников, тогда будет вопрос с медициной решен. Поэтому такие люди нам нужны, безусловно.
Сейчас в Калининградской области проживают представители более 100 национальностей. История каждого переселенца по-своему уникальна. Журналисты калининградских «Вестей» предлагают вам поделиться ими в комментариях под этой статьей. Когда и почему вы переехали в Калининград? С какими трудностями столкнулись и как освоились на новом месте? Ваш жизненный опыт, вполне возможно, поможет тем, кто только недавно стал жителем Янтарного края.