БОЛГАРСКИЙ НАРОД — НАРОД-ПРАВЕДНИК

ЦАРЬ БОРИС-III.СПАСАВШИЙ ОТ «ХОЛОКОСТА»

На одном из холмов столицы Израиля рядом с мемемориалом Катастрофы и героизма Яд Вашем расположена Аллея праведников. Более 12 тысяч деревьев посажены здесь в память о тех, кто спасал евреев в годы Холокоста.

Но в годы войны были и народы-праведники. В Дании король Христиан отказался выдать евреев немецким оккупационным властям. При содействии жителей страны большинство из них удалось переправить на лодках в Швецию.Первые еврейские поселенцы на болгарских землях появились еще во времена, когда Фракия и Мезия являлись римскими провинциями. В годы Первого (681-1018 гг.) и Второго (1189-1396 гг.) Болгарских царства начинается миграция евреев преимущественно с Запада. Приток евреев был особенно ощутим после изгнания их из Баварии и Венгрии в 1360-1370 годах. Болгарские цари всемерно способствовали расселению евреев, имевших славу умелых купцов и ремесленников. Царь Иван Александр в 1338 году даже женился на еврейской девушке Саре. Это оказало определенное влияние на взаимоотношения евреев с коренным населением страны. К моменту турецкого завоевания, к концу XIV века, еврейские общины имелись в Софии, Плевене, Пловдиве, Старой Загоре и других городах. После 1492 года еврейское население увеличилось за счет испанских изгнанников, нашедших здесь убежище.

После освобождения Болгарии от пятивекового турецкого ига в 1878 году положение болгарских евреев было относительно благоприятным. В течение ряда поколений они жили в мире и спокойствии, поддерживая тесные добрососедские отношения с православным населением. Они пользовались всеми политическими правами и религиозными свободами. Официального антисемитизма не существовало. В годы Первой мировой войны (в сентябре 1915 года) болгарские власти согласились впустить в страну бессарабских евреев, изгнанных из родных мест командованием российской армии.

К началу Второй мировой войны еврейская община в Болгарии насчитывала примерно пятьдесят тысяч евреев или 0.3% населения страны.

Положение евреев изменилось с приходом к власти в феврале 1940 года правительства, возглавляемого профессором Богданом Филовым. Проводя внешнеполитический курс, направленный на союз с нацистской Германией, 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к Тройственному пакту (военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии).

20 января 1942 года в Берлин под председательством Рейнхарда Гейдриха состоялось совещание представителей германского правительства, администрации оккупированных стран, высших офицеров СС, обсуждавшее меры по реализации указания Адольфа Гитлера «об окончательном решении еврейского вопроса». На нем был принят дьявольский Ванзейский протокол, предусматривающий физическое уничтожение 11 миллионов евреев 31 европейской страны. На приложенной к протоколу статистической карте указывалось и точное число евреев, подлежащих депортации в лагеря смерти из каждой страны. Из Болгарии предусматривалось — 48000 человек.

Фюрер считал, что прогерманская ориентация правительства Филова облегчает решение еврейской проблемы. Там более, что в Болгарии еще 24 декабря 1940 года Народное собрание (парламент) приняло Закон о защите нации, во многом напоминавший антисемитское законодательство нацистов. Все еврейские организации запрещались. Еврейское население лишалось политических прав, отстранялось от участия в общественной и экономической жизни. Евреи облагались непосильным налогом. В рамках министерства внутренних сил создавался комиссариат по еврейским делам во главе с юдофобом полковником Александром Белевым. Активные сторонники Третьего рейха развернули антиеврейскую кампанию в стране.

Как известно, Западные страны в годы войны почти равнодушно наблюдали за развернувшимся массовым уничтожением нацистами европейских евреев. Когда в конце 1940 года 362 болгарским евреям удалось покинуть страну в надежде спастись на исторической родине в Эрец-Исраэль, британские власти в Палестине отказались принять болгарских беженцев. В Стамбуле корабль в течение семи дней не смог даже войти в порт. Выйдя в открытое море, судно потерпело крушение и большинство пассажиров погибло. Когда возникла непосредственная угроза уничтожения болгарских евреев, министр иностранных дел Великобритании заявил: «Проблема евреев в Европе вообще очень сложна и к предложению вывезти всех евреев из такой страны, как Болгария, следует отнестись с крайней осторожностью. Если мы это сделаем, тогда евреи всего мира захотят, чтобы то же самое было предпринято в отношении польских евреев. Гитлер вполне может на это согласиться, а потом во всем мире не хватит кораблей и транспортных средств, чтобы их вывезти».

Ставленник А.Эйхмана решил добиваться ликвидации еврейской общины поэтапно. В ходе секретных переговоров болгарская сторона согласилась с требованием нацистов о высылке македонских и фракийских евреев, не имевших болгарского гражданства, в лагеря уничтожения в Польшу. Более того, на достигнутом соглашении, подписанном Т.Даннекером и А.Белевым 22 февраля 1943 года, говорилось о депортации первой партии евреев в количестве двадцати тысяч без различия возраста и пола, то есть речь шла не только о евреях из греческой Фракии и югославской Македонии, но и о евреях — болгарских подданных. Несмотря на это, 2 марта правительство Филова его одобрило.

Узнав, какая судьба ожидает соотечественников, секретарь А.Белева Лилиана Паница смогла предупредить об этом главу еврейской общины. Известие о намерении выслать на гибель соотечественников вызвало широкое движение в стране в их защиту. В эти трудные для евреев дни болгары проявили высокие нравственные качества. 24 мая в день национального праздника — Дня Кирилла и Мефодия тысячи людей вышли на улицы столицы, заявив, что не потерпят убийства своих сограждан. В манифестации протеста приняли участие и евреи.

Решение о депортации евреев вызвало бурю негодования в демократических кругах болгарского общества. Решительно осудило действие властей руководство Святого Синода православной церкви. Митрополит Софийский Стефан в своей проповеди твердо заявил, что судьба евреев предопределена Б-гом, и что люди не имеют право их преследовать. А главного раввина Софии он спрятал в своей резиденции. Митрополит Пловдивский и Виденский Кирилл обратился к царю Борису III с просьбой о вмешательстве. В защиту болгарских евреев включились ряд политических партий, многие общественные деятели, видные представители интеллигенции. Значительная часть депутатского корпуса, в том числе правительственного большинства, решительно протестовала против предполагаемой депортации болгарских евреев. Все эти решительные действия сорвали план Шихмана и его подручных. Царь Борис III пригласил германского посла А.Бикерле и категорически заявил: «Евреи моей страны — ее подданные и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление болгарам». Премьер-министр Б.Филов записал в своем дневнике: «Его величество полностью отменил меры, принятые против евреев».

Мужественная позиция царя определялась также изменением политической обстановки, вызванной поражениями германского вермахта на фронтах. Известно, что Гитлер неоднократно требовал от Бориса посылки болгарских войск на советско-германский фронт. Но царь каждый раз под различными предлогами отвергал эти требования. Когда же Гиммлер, следуя указаниям лично фюрера, в мае 43-го потребовал «изъятия евреев из Болгарии»», то и на этот раз все, на что решились власти — это выслать из Софии евреев в лагеря принудительного труда. Противостояние царя Бориса III Гитлеру не прошло даром. 23 августа 1943 года, вернувшись из Берлина, он неожиданно скончался.

Коренной перелом в ходе войны после Курской битвы, капитуляция Италии заставили регентский совет и новый кабинет министров во главе с Добри Божгловым пересмотреть свой внешнеполитический курс, искать контакты с представителями Соединенных Штатов и Великобритании. Подчеркивая готовность проводить более независимую политику и даже выйти из войны, болгарские власти решили смягчить положение евреев. Из правительства были удалены юдофобы — министр внутренних дел Перт Габровский и комиссар по еврейский делам Александр Белев.

Таким образом нацистский план по депортации болгарских евреев оказался окончательно сорванным.

В августе 1944 года новое правительство И.Багрянова начало переговоры с представителями англо-американского командования в Каире и Анкаре о выходе Болгарии из войны. Одновременно оно сделало следующий шаг в судьбе болгарских евреев. 28 августа 1944 года власти отменили все расистские антисемитские законы и постановления.

В четырехтомной энциклопедии «Холокост» приводится таблица погибших евреев в годы войны. Вот некоторые данные:
Польша (в границах на сентябрь 1939 года) 3000000
Венгрия 569000
Румыния 287000
Дания 60
Финляндия 7
Болгария 0
Болгария была единственной европейской страной, где в страшные годы Катастрофы удалось отстоять всех евреев от гитлеровской машины уничтожения. До одного!

Болгарский народ по праву заслужил почетное право называться «Праведником Мира».

P.S. После войны подавляющее большинство болгарских евреев решили покинуть страну, где им пришлось пережить тяжелые годы. Между 1948 и 1951 годами 37260 евреев прибыли в Государство Израиль. До конца 1972 года репатриировалось еще 2508 человек.

Вместе с тем нельзя не сказать и о том, что позиция Болгарии по еврейскому вопросу была не безупречна. Власти этой страны участвовали в депортации 11400 евреев из Македонии и Фракии, главным образом в Треблинку. Выжили немногие из них. Таким образом, уцелевшие остатки еврейских общин Македонии и Фракии имеют несколько иной взгляд на болгарскую историю, чем болгарские евреи. Когда обсуждался вопрос о признании царя Бориса Третьего Праведником Мира, евреи Македонии и Фракии решительно выступили против, и их голос был услышан. Хотя заслуги царя в спасении евреев Болгарии велики.
http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.ph

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *