«Каменный век закончился не потому, что кончились камни. А потому, что появились новые технологии – человек научился обрабатывать металлы. Нефтяной век подходит к концу в эти дни, не потому, что иссякли запасы нефти, а потому, что произошла сланцевая революция», — говорит ведущий израильский востоковед, ректор Герцлийского межотраслевого центра доктор Гай Бехор.Прогнозы Бехора очень часто сбывались. В частности, во всем, что касается арабской весны, он оказался прав. Падение цен на нефть, которое началось в декабре 2014 года, привело к тяжелейшему кризису в России. Но не только там. В Иране, в суннитских нефтяных княжествах Персидского залива. А по большому счету, во всем арабском мире. Если арабская весна, бушевавшая три года от Магриба до Евфрата, привела к полному развалу Сирии, Ирака, Йемена и Ливии, то сланцевая весна приведет к краху остатков арабского мира.
Впрочем, лучше Гая Бехора не скажешь: «Арабские страны падут. Сильные племена возьмутся за оружие и начнут захватывать города и столицы, чтобы убивать и грабить. Экономика Дубая обрушится в 2015 году. Иордания исчезнет в течение года. Иран ожидают серьезные потрясения на этнической и политической почве. ХАМАС и «Хизбалла» утратят свою силу и влияние. В мире, где не будет дефицита энергоносителей, не будет денег на их поддержку. Наступает век технологий, что даст Израилю колоссальные преимущества».
Судите сами. Сланцевая революция превращает США в крупнейшего в мире производителя нефти и газа. Эти разработки начались еще в 70-е годы, когда арабские страны впервые попытались ввести эмбарго на поставки нефти американцам в отместку за поддержку Израиля. Но энтузиасты сланцевой области быстро поняли, что их час еще не наступил. США больше не зависят от арабской нефти, что в определенном смысле развязывает им руки в их ближневосточной политике.
Потеря нефтяной зависимости США от нефти из Персидского залива – это начало конца нефтяного рая никчемных, тоталитарно-феодальных княжеств Аравийского полуострова. Названия этих стран уже не будут значится в списке жизненно важных интересов США. Американские войска не придут на помощь, не станут спасать феодальное правление нескольких семейных кланов.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт – экономика этих стран полностью держалась на продаже нефти (92% доходов Саудовской Аравии – это деньги от продажи нефти). Причем, сами арабы не занимаются ни добычей, ни разведкой, ни очисткой, ни переработкой. Все делают транснациональные компании.
Граждане этих стран практически не работают. Все делают за них гастарбайтеры. Сюда на заработки стремятся не только из арабских и мусульманских стран, но и индусы, африканцы и жители бедных стран Юго-Восточной Азии. Граждане получают дивиденды от продажи нефти. В некоторых странах число гастарбайтеров, которые не имеют никакой возможности получения гражданства, превышает численность населения. Разумеется, такая конструкция долго не продержится, особенно в период экономических потрясений. Как только деньги подойдут к концу, начнутся бунты и волнения.
Но давайте сделаем еще один шаг по выбранной доктором Гаем Бехором логической линии. Сланцевая отрасль в США стремительно развивается. Еще год-два и США будут готовы экспортировать сланцевые газ и нефть. Значит, арабские страны из жизненно важного источника энергии превращаются в конкурента. Геополитические приоритеты США меняются. Очень скоро необходимость дальнейшей поддержке этих режимов отпадет.
Неужели саудовцы и прочие этого не понимают? Не только понимают, как отмечает д-р Бехор. Они просто в панике. Ведь их внешняя политика всегда базировалась на американской зависимости от их нефти. Им прощались и финансирование мирового джихадистского террора (аль-Каеда существовала, в основном, на саудовские деньги), и грубейшие нарушения прав человека, и полное отсутствие демократии. Исследователи террора не раз обращали внимание администрации, что чем выше цены на нефть, тем активнее террористическая деятельность в мире. Но администрация США не желала слышать эти доводы.
Сегодня трудно поверить, что всего несколько лет назад баррель нефти стоил почти 150 долларов. С тех пор цена упала в 3 раза. Не помог производителям нефти и ОПЕК, их узаконенный картель, который не раз искусственно подстегивал цены на нефтяных рынках. Ведь когда падает спрос – другого выхода нет. Либо ты соглашаешься не снижать добычу и продавать по низкой цене, либо тебя вытеснят с рынка. При цене выше 40 долларов за баррель добыча сланцевой нефти становится выгодной. Значит, вернуться к прежним позициям саудовцы могут лишь, опустив цены до 30 долларов за баррель. А там, может быть, и еще ниже.
Россия переживает сегодня также мощнейший кризис из-за сланцевой революции. Но думаю, что шансы перестроить, перепрофилировать экономику у России получше, чем у наших арабских соседей, которые просто забыли, что такое зарабатывать себе на хлеб. Они привыкли лишь приятно проводить время, путешествовать, покупать последние модели мерседесов и предметы роскоши. О богатстве и расточительстве нефтяных шейхов в мире слагают легенды.
Но этот век подходит к концу. И не потому, что кончаются запасы нефти. А потому, что наступает век инноваций, нанотехнологий, хайтeка. Наступает век Израиля. Нравится это нашим соседям или нет.