Я задался вопросом, почему победу над фашистской Германией в 1945 году не связывают с Пуримом. Для себя нашел такой ответ — потому что фашизм не был полностью уничтожен и рано еще праздновать эту победу. Хотя я уверен, что наши учителя уже дали правильный ответ на этот вопрос. Заранее благодарен. С уважением, Александр
Отвечает Рав Овадья Климовский
Шалом, уважаемый Александр!
Спасибо за Ваш интересный вопрос. На самом деле очень естественно провести параллель между двумя событиями, так как тот, что развязал эту войну, вознамерился вслед за Аманом «окончательно решить еврейский вопрос». И конец его был так же печален, и Вы правы в том, что в обоих случаях победа была на самом деле неполной. Амалек не был уничтожен в первой истории, лучшим доказательством чему служит вторая. Так что истории достаточно связаны, и нельзя пройти мимо одного любопытного обстоятельства.
В Свитке Эстер повествуется о том, как после победы евреев над врагами царь спрашивает Эстер: чего бы ты хотела еще? Она попросила две вещи: 1) позволить евреям столицы продолжить войну еще день и 2) повесить десятерых сыновей Амана. Интересно, что авторы Свитка придали почему-то большое значение как тому факту, что десять сыновей Амана были повешены (предание гласит, что они были повешены на том же «дереве» — виселице, что и отец), так и их именам. Причем эти имена пишутся в Свитке в виде столбца, «показывая», как они висели на столбе — один под другим. Особое внимание стоит обратить на три буквы в их именах, написанные более мелким шрифтом, чем вся остальная Мегила. А ведь в святом языке нет прописных и строчных букв, поэтому по Закону все буквы в книгах Танаха должны быть одинаковыми. Все, кроме тех, о которые существует предание, что они должны чем-то отличаться — есть маленькие буквы, большие, бывают и перевернутые. Здесь, в именах сыновей Амана, мы видим одну большую букву ו(вав) и три маленьких: ת, שи ז(тав, шин и заин). Что бы это могло означать? По нашей традиции, все измененные буквы в священных книгах несут скрытую информацию.
Как известно, Нюрнбергский суд приговорил к казни двенадцать нацистских главарей, но двоих уже не было в живых ко времени казни, соответственно, казнены были десять. Чем не подобие десятерым сыновьям Амана? Сходство на этом не заканчивается, известно, что казнили их не как военных, через расстрел, а как преступников — через повешение… на деревянных виселицах. (По иронии «судьбы», даже фамилия сержанта, исполнявшего приговор, была Вуд — «дерево».) Казнены были злодеи в 1946 году, осенью, точнее — в праздник Ошана Раба, последний день Суккота. Следовательно, по еврейскому календарю уже начался 5707 год. У нас принято обозначать дату без тысячелетия, поэтому этот год называют просто 707. По традиции числа обозначаются буквами Святого языка, и число 707 записывается буквами תש»ז(тав, шин, заин)… Теми самыми, которые передавали более двух тысяч лет по Традиции, чтобы они были записаны в именах сыновей Амана. И никто не знал, что это означает. Теперь мы знаем, на что это «намекало», если предположить, что большая буква וобозначает шестое тысячелетие от Сотворения мира (именно так и принято у нас говорить обычно — «шестое тысячелетие», а не «пять тысяч такой-то год…»), когда и состоялась вторая казнь. Возможно, сами амалеки тоже прекрасно понимали, что происходит. Юлиус Штрайхер, один из десятерых казненных, вскричал перед казнью: «Пурим 1946 года!»
Еще любопытно, что через шесть лет после описываемых событий Сталин решил попробовать сам доделать то, что не получилось у Гитлера, страна Советов готовилась к собственному геноциду еврейского народа («дело врачей» было только началом). Нужно ли говорить, что «стальной» генералиссимус, добивавшийся всего, чего хотел до сих пор, на этом свою деятельность прекратил… причем это случилось уже в сам Пурим, читайте об этом в воспоминаниях рава И. Зильбера.
С уважением, Овадья Климовский