СТРАШНЕЕ ХИЧКОКА

С подачи английского издания «Индепендент», разлетелась новость, что в 2015 году на британском телевидении состоится премьера «запрещенного документального фильма о Холокосте», созданного отцом всех экранных ужасов сэром Альфредом Хичкоком. Я потратила пару дней на установление истины, и позволю себе внести некоторые поправки.

Чего боялся Хичкок

Телевидение Би-Би-Си планирует показать новый фильм, который будет дополненной перемонтированной версией давно известного документального фильма «Memory of the Camps» – «Память о лагерях». В основу фильма ляжет известная хроника освобождения нацистских лагерей весной 1945 года, но отреставрированная, а потому – страшная. Ее сняли операторы союзников – британские и американские освободители Европы. Вместе с солдатами входили они в нацистские концлагеря и – снимали. На фото- и кинопленку. Сколько всего было снято – история умалчивает. Но архивистам известно, что в 1945-м фильм склеили, сложив воедино содержимое пяти катушек, снятых «своими». Была шестая – снятая советскими хроникерами. В процессе работы над первой версией фильма она была доступна. Ее видели, планировали включить в фильм, но по неясным причинам в последний момент она исчезла.

Делала фильм команда кинематографистов под патронатом американского режиссера Сидни Бернстайна. Монтаж занял больше времени, чем они предполагали, и к моменту, когда фильм был готов, власти решили его не показывать.

«Фильм не показали из-за меняющейся политической обстановки, – считает доктор Тоби Хаггис из Имперского военного музея в Лондоне. – Поначалу британцы и американцы хотели как можно быстрее растиражировать картину о преступлениях нацистов, чтобы вызвать у немцев чувство вины и заставить отвечать за содеянное».

 Сценарный план сохранил следы того, что было на шестой бобышке. Там было освобождение Освенцима. Как мы знаем, этот лагерь освободила Красная Армия. В 1980 году старая хроника была найдена в поржавевшей от лет коробке американским исследователем.

Англию никак нельзя заподозрить в юдофилии, но именно англичане сняли километры пленки и сохранили ее. И сейчас выпускают в свет. Это отреставрированная, словно вчера снятая убийственная правда. Ее очень тяжко смотреть.

Старая примитивная камера безо всяких фокусов и спецэффектов медленно – с руки! – при естественном освещении, а потому – предельно достоверно приближает к вам горы трупов.

Гооооооооооооооры! Их сгребают бульдозером к краям большой, словно фундамент для будущего дома, ямы. Одной, другой, третьей, четвертой. Так их много. И это – только те трупы, что лежат под открытым небом. Кое-где стелется тонкий дымок над недогоревшими обугленными телами: отступая, немцы спешили уничтожить следы преступлений, но не успели. Горы трупов покоятся в бараках.

Все остро, свежо. Англичане сгоняют со всей округи рядовых немцев посмотреть на то, что содеяно их соседями. Их лица камера снимает тоже. Они хранят гримасу неудовольствия: плохо пахнет на территории нацистских концлагерей. Этот мерзкий запах расползался по всем стриженым, ухоженным полям и лугам и был отвратительным. Но зрелище, что предстало их глазам, еще отвратительнееѕ Немцы впервые смотрят на то, что было в  метрах от их домов – за забором.

Не видели прежде, не знали, не думалиѕ что уничтожение миллионов было каждодневной черной работой соседей – благообразных добропорядочных бюргеров. Им в голову не приходило, что работа была такой отвратительной.

Одна опрятная немка в элегантном пальто и шляпке прижимает носовой платок, прикрывая рот-нос, и теряет сознание над ямой, заваленной тощими костлявыми телами грязных, умерших от голода и тифа людей? Похоже, что людей. Конечно, не таких совершенных, как она, – не арийцев, – но все же Таких же двуногих, с одной головой, с руками-ногами, как у нее.

Немецкие солдаты и офицеры в полном обмундировании выстроены англичанами и колонной идут по баракам выносить на руках мертвые тела, грузить в кузов грузовика, везти к яме и там – разгружать.

Думаю, именно поэтому фильм не вышел тогда. Британцами был нарушен регламент Женевской конвенции, принятый в отношении военнопленных, особенно высших чинов немецкой армии. И кадры, снятые хроникерами, неожиданно являют собой еще и компромат на англичан. Ведь генерала Паулюса под Сталинградом никто не заставлял хоронить погибших советских солдат, а англичане – заставили руководство лагерей таскать на себе трупы и предавать земле безымянных людей в братских могилах.

Но не только. Нужно видеть, как они пытаются накормить эту ораву еле живых людей из своего скудного армейского пайка. Как за считанные 40 часов чинят канализацию, водопровод и пускают воду! Дают просто попить людям, которые не пили к тому времени уже шесть дней. Как устанавливают походные душевые и пускают горячий душ! И снимают, снимают голых, худых, еле живых мужчин и женщин, которые в завшивленных тифозных бараках не видели вообще никакой воды. И не помнят, когда мылись. И люди оживают на ваших глазах под струей горячей воды. Пар идет: апрель, холодно еще. Голые люди стоят босыми ногами на голой земле. Моются, стирают какие-то жалкие тряпки, сушат их на ветру. И лица их расправляются…

Англичане сгоняют бюргеров в лагерь, к братским могилам. Те в элегантных пальто, а эти – голые. И англичане заставляют немцев нести одежду освобожденным узникам.

Нужно видеть надзирательниц. Они – вольнонаемные. Молодые, крепкие, красивые, сытые женщины. Они прибирали в своем доме, так же стояли под душем наверняка, так же стирали, и уходили на весь день на работу: бить, убивать этих грязных вшивых тифозных жидовѕ С девяти до пяти, наверное. А в пять – по домам. Дома мыли руки, обедали, переодевались и шли в гости, на танцы, в кино, куда еще? И учили чему-то важному своих арийских детей. Пока не пришли эти поганыеѕ Англичане.

Невероятная по уровню достоверности хроника. Ее растащили потом на цитаты. Десять лет спустя многое открылось впервые в фильме французского режиссера Алена Рене «Ночь и туман», и двадцать лет спустя – в картине Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». И всякий раз, показывая эти кадры, следовало учитывать раздражение и досаду помилованных к тому времени коллаборационистов, полицаев и обычных антисемитов, при прямом участии или с молчаливого согласия которых фашисты «очистили их землю от евреев». И совсем не хотелось вспоминать, как была проделана эта грязная работа. А пленка – все стерпела и все сохранила.

Семьдесят лет спустя эти кадры «по-прежнему один из самых незабываемых отчетов самого мрачного события XX века».

Альфреда Хичкока пригласил посмотреть черновую сборку и внести поправки в план монтажа коллега. Мастер триллера работал над лентой вместе со своим другом, бароном Сидни Бернстайном. По свидетельству оператора, видевшего реакцию Хичкока, режиссер был настолько потрясен кадрами освобождения Берген-Бельзена, что неделю не появлялся на студии.

Нынче сотрудники Имперского военного музея планируют выпустить фильм в том виде, в каком его задумали Бернстайн и Хичкок. Хроника отреставрирована, переведена « в цифру» – то есть пригодна для монтажа на компьютере, плюс – добавлен материал с шестой бобины. Фильм выйдет в начале 2015 года. Вместе с ним будет демонстрироваться еще одна документальная лента, посвященная концентрационным лагерям, «Night Will Fall». До премьеры на телевидении, приуроченной к 70-летию освобождения Европы от нацизма, обе ленты покажут на фестивалях в рамках празднования годовщины победы над нацистской Германией.

Решение о релизе картины сопровождалось жаркими дебатами, так как она включает в себя по-настоящему шокирующие кадры лагеря Берген-Бельзен. В свое время против показа киноленты выступал известный американский режиссер Билли Уайлдер. В 2011 году коллега Уайлдера Фолькер Шлендорф рассказал: «Однажды Билли сказал мне, что люди не хотят видеть это. Многие из тех, кто присутствовал на показе, закрывали глаза или покидали зал». Кадры братских могил с десятками обнаженных тел, по словам Шлендорфа, выглядят сюрреалистично и напоминают картины Иеронима Босха с единственной разницей, что это реальность, а не плод воображения художника.

Как признает Тоби Хаггис, этот фильм «намного более откровенен», чем любой другой документальный фильм о лагерях времен Второй мировой войны.

Работа над восстановлением фильма практически завершена. «Мы ничего не можем поделать с тем, что кинолента включает в себя столь ужасные кадры, но мы можем помочь людям понять один из самых трагичных периодов человеческой истории»”, – подчеркнул Тоби Хаггис.

Я видела, от чего шарахнулся в 45-м Хичкок. Не думаю, что он испугался. Просто его представления об ужасном, погребенном в глубинах подсознания каждого человека, оказались мельче того, что было сделано людьми совершенно сознательно.

Лагерь Берген-Бельзен создан в мае 1940 как Шталаг 311 (нем. Stalag XI-C) для военнопленных из Бельгии и Франции. Первоначальное число заключенных – 600 человек.

В июле 1941 – поступили около 20 тысяч военнопленных из СССР, к весне 1942 18 тысяч из них скончались от голода, холода и болезней (выжило 2097 человек).

Статус концлагеря получил 2 декабря 1944 года. Секция для больных заключенных создана в марте 1944 года. В 1945 году в Берген-Бельзен переведены заключенные других лагерей, хотя лагерь не был оборудован для приёма большого количества узников.

В лагере не было газовых камер. Но за 1943-1945 здесь умерли около 50 тысяч заключённых. Свыше 35 тысяч – от тифа.

В январе – 800–1000 человек, в феврале – 6000–7000, в марте – 18 168, в апреле – 18 355. Среди умерших – чешский художник и писатель Йозеф Чапек, Анна Франк (Anne Frank) и ее сестра Марго (Margot Frank).

В феврале 1945 ситуация в лагере стала катастрофической из-за эпидемии тифа. Лагерь добровольно сдан союзникам. Оставшиеся в живых освобождены 15 апреля 1945 11-й дивизией Британских Вооруженных сил.

В течение двух недель после освобождения умерли 9000 человек, а к концу мая – ещё 4000.

Александра Свиридова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *