Последний еврейский музей в России был закрыт в тридцатых годах XX века. В начале XX столетия в нашей стране существовала самая большая еврейская община в мире – около 5 миллионов человек.
Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Мюнхен, Париж, Вена, Амстердам, Будапешт, Прага, Варшава… Почти в каждом крупном городе Старого и Нового Света есть свой еврейский музей. Главное дело каждого такого музея – сохранение и популяризация культуры уничтоженного в годы Второй Мировой войны европейского еврейства. Сегодня и в нашей стране появился серьезный интерес к запретной в советское время «еврейской теме». Проводятся разнообразные выставки, начали появляться еврейские экспозиции в государственных музеях, но полноценного музея на территории современной России до сих пор не было. 18 мая 2011 года открылся первый Музей истории евреев в России. Более чем двухсотлетняя история российского еврейства – это цикл метаморфоз и круговорот судеб. Это история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. «Россия во второй половине восемнадцатого века присоединила к себе чужие земли, на которых издавна сидели сплочённые организованные еврейские общины, и таким образом евреи появились в России одновременно в значительном числе и притом – неподвижно оставаясь на своих веками насиженных местах» Это трагическая история людей, воевавших за русского царя и возвращавшихся домой в залитые кровью погромов местечки. Это история промышленников и финансистов, внесших огромный вклад в развитие экономики России, традиционалистов и революционеров, либералов и консерваторов. Но главное – это история простых людей: мастеровых, учителей, коммерсантов, создававших «культуру повседневности», о которой широкой публике практически ничего не известно, и это незнание до сих пор служит причиной мифов и наветов, почвой для мистических представлений о некоем загадочном народе, который жил отдельной от других народов жизнью, посвященной молитвам и изучению священных книг. Экспозицию музея можно условно разделить на две части: — традиционная культура – сложившиеся формы существования общины, образование, благотворительность, особенности быта, соблюдение религиозных предписаний, «священная работа» (украшение синагог и предметов религиозного культа); Практически все экспонаты музея – это подлинные предметы, свидетельства ушедшей реальности, в которую предлагается вглядеться посетителям. Они представлены на фоне коллажей и текстов, воссоздающих определённый исторический или художественный контекст в духе еврейской комментаторской традиции. Пояснительные тексты взяты как из сочинений еврейских религиозных наставников, так и из мемуаров современников различных исторических эпох. Перед вами музей в становлении, в развитии. Экспозиция, наполненная редкими и порой неожиданными предметами, скорее намечает, чем раскрывает всю сложность и многообразие предложенных для обозрения тем. Подробная информация на сайте музея по адресу www.mievr.ru |