Опасаться ли новой власти?
10.03.2014
События на Украине и вокруг Крыма продолжают оставаться в центре внимания российских и мировых новостей. Какого положение еврейской общины на Украине, стоит ли евреям (да и не только им) опасаться новой власти? Своей точкой зрения делится крымчанин, историк и гебраист Михаил Кизилов.Спешу сразу предупредить, что моя точка зрения по данному вопросу будет радикально отличаться от взглядов российских либералов. К сожалению, большинство этих людей не были на Украине либо не хотят видеть очевидного – кровь, нечистоты, страх, преследования, погромы, свастики и портреты кровавых отморозков типа Шухевича и Бандеры практически на каждой стене в «освобожденном и демократическом» пост-майданном Киеве. Я – как гражданин Украины, проживающий в АР Крым, недавно проехавший по Украине, бывший на Майдане и видевший весь этот ужас своими глазами, безусловно, знаю, о чем пишу – в отличие от тех, кто делает скоропалительные и совершенно необоснованные выводы на основании двух-трех репортажей в российской прессе или беседы с соседом по этажу в уютной московской или питерской квартире. Добавлю также, что я не только следил все это время за украинскими, зарубежными, российскими и крымскими СМИ, но и общался с рядом украинских и крымских политиков и журналистов. Повторюсь, я знаю, о чем я говорю, и стою на одной стороне – стороне объективности, демократии и исторической справедливости.
Позиция, занятая российскими либералами, а также представителями российской и украинской еврейской общественности, вызывает у меня, мягко говоря, некоторую оторопь. Еще пять лет назад, на публичной лекции в Ялте (sic!), глубоко уважаемый мною Е.Я.Сатановский крайне резко отзывался о постоянном росте радикального антисемитизма на Украине и предупреждал общественность о том, что «дальше будет хуже». Так почему же уже тогда еврейские общины не стали бить тревогу?! Ведь уже тогда на всю Украину гремели интервью махрового антисемита Тягнибока, уже тогда на Западной Украине детей и подростков загоняли в специальные «детские» лагеря, где их обучали русофобской, антисемитской и антипольской идеологии бесноватого исторического лидера – Степана Бандеры! Ежегодно 1 января по Киеву проходило многотысячное факельное шествие в честь годовщины со дня рождения Степана Бандеры. Уже тогда на Западной Украине стали ходить по улицам люди в эсэсовской форме! Еще в 2010 году «демократ» Ющенко ОФИЦИАЛЬНО признал героями Украины эсэсовца Шухевича и палача Бандеру!
Точка зрения Вадима Рабиновича, президента Всеукраинского еврейского конгресса, процитированная на сайте РЕК 27.02.2014, вызвала у меня просто ступор. «Я категорически опровергаю появившиеся в ряде зарубежных СМИ не отвечающие действительности заявления о фактах массового антисемитизма и ксенофобии в Украине!» — написал он.
Как еще назвать разгул фашиствующих антисемитов по всей Западной и Центральной Украине? Как еще назвать участившиеся нападения на евреев и синагоги? Как еще назвать события 28 февраля 2014 года в Симферополе – когда ночью неизвестные нарисовали свастики на двери синагоги «Нер Томид», оставили надпись «Смерть жидам» и неонацистскую символику тягнибоковской «Свободы»? (см. подробнее)
Лидеры еврейской общины, подписавшие недавно послание Путину о том, как хорошо живется евреям на Украине, – вы что, не видели портретов кровавых палачей Бандеры и Шухевича – официально признанных, напомню, героями Украины – на каждой стене революционного Майдана? Вы не заметили там же десятки надписей «Геть жидів з України»? Вы не слышали стихов подстриженной под фюрера Дианы Камлюк о «Нюрнбергском шапито» и «еврейском мыле»? Так послушайте и не говорите, что не слышали! Эти «стихи» читались на Майдане в присутствии тысяч людей, клипы с ее «виршами» опубликованы в Интернете и на бумаге – и ее читательская аудитория ежедневно растет. И это – не маргинальное, а МАССОВОЕ явление.
Вас не пугает то, что сейчас по улицам украинских городов бегают сотни вооруженных людей в масках с символикой фашистов из «Правого сектора»? Вам приятны герои современной «революционной» Украины – антисемиты и русофобы Тягнибок и Фарион, маньяк и палач Музичко (Билый), фашист Ярош и иже с ними? Вас не пугает, то что в нескольких городах Украины возведены символические виселицы для «врагов народа»? (см. подробнее) Пока символические. Вам неизвестно, что в списке самых опасных антисемитов современности, составленном Центром Симона Визенталя в 2012 году, на пятом месте находятся «свободовцы» Тягнибок и Мирошниченко? Или Центр Визенталя для вас не авторитет? Вы не замечали, что символом партии «Свобода» является свастикообразный знак, который столь охотно рисовали на своих касках герои Майдана? Вы не знаете, что уже 22 февраля, т.е. сразу же после путча, В. Яворивський (партия «Батьківщина») внес законопроект об отмене «ответственности за выражение собственного мнения относительно оправдания преступлений фашизма»? Подобные примеры можно приводить ad infinitum.
Ваша позиция напоминает мне позицию еврейских лидеров Германии 1930-х гг., которые тоже не верили в приход нацизма и успокаивали членов своей общины тем, что немцы – это культурный народ. Неужели страшный опыт Германии вас ничему не научил? Пройдитесь по Майдану и внимательно почитайте и посмотрите все, что там написано и вывешено! Вместо того чтобы бить в набат и информировать людей о страшном всплеске антисемитизма и ксенофобии на Украине с декабря 2013 года, вы пытаетесь делать хорошую мину при плохой игре.
Ну, хорошо, забудем на мгновение про антисемитизм и евреев (что лично мне, признаюсь, сделать крайне сложно). Неужели же не заметно, что даже до кровавого военного переворота, сделанного, как становится все очевиднее, при прямом вмешательстве Америки и Евросоюза, – а именно так надо называть последние события в Киеве, – на Украине участились случаи избиения русских и русскоговорящих жителей Украины? На youtube.com выложены записи, в которых толпы свободовцев издеваются над интеллигентным мужчиной в очках в вагоне киевской электрички – только за то, что он, по их мнению – «москаль», толпы «Правого сектора» и им сочувствующие, скандирующие «Москалей на ножи», отморозки в масках, нападающие 9 мая на ветеранов и срывающие у них – 80-летних героев войны – георгиевские ленточки? Масса подобного рода кошмарных эпизодов произошла с моими друзьями и знакомыми, да и со мной лично. Если случаи нападения на евреев и синагоги являются скорее единичными, чем массовыми, то эпизоды с расовым (не побоюсь этого слова) преследованием этнических русских на территории Украины — массовое и ЕЖЕДНЕВНОЕ явление современной Украины. Если кто-то думает, что я из каких-то неведомых мне соображений сгущаю краски – посмотрите здесь подборку видеосюжетов на тему фашизации современной Украины. И это лишь немногие из тысяч аналогичных сюжетов! А сколько их осталось без внимания камер? Поверьте, в тысячи раз больше.
Лидеры еврейской общины России и Украины, неужели вы не понимаете, что посадив на ножи большую часть украинских «москалей» и «ляхов», Ярош и Тягнибок примутся за «жидов»? Тягнибок – один из троих майданных лидеров – еще в 2008 году заявил, что «Жиды, ляхи и москали – суть наилютейшие враги Украины». Неужели непонятно, что как только он придет к власти, он начнет воплощать в жизнь свою программу? Повторюсь, синагогу в Симферополе, по итогам предварительного расследования, осквернили именно свободовцы.
Теперь о «путинском вторжении» в Крым и «братоубийственной украино-русской войне». Я прекрасно понимаю панику российских либералов при сообщении о готовящемся вводе войск. Я сам лично, как и многие крымчане, конечно, также были и будем против вооруженных вторжений на территорию суверенных стран.
Но попытаюсь объяснить реальную ситуацию. Скажу для начала, что Крым НЕ ЯВЛЯЕТСЯ частью Украины в том смысле, в каком, скажем, Багдад является частью Ирака. Крымская АССР (Крымская область) с 1921 года по 1954 г. была субъектом РСФСР. Крым был произвольным и авторитарным образом дарован Украине в 1954 году Хрущевым – и никогда не был частью Украины до этого бессовестного «подарка», в результате которого 2,5 миллионов русских людей как бараны были переданы в руки УССР. Никто не спрашивал при этом мнения жителей полуострова, – а если бы спросили, смею вас уверить, оно было бы резко отрицательным даже тогда. Говорить, что Крым является «неотъемлемой частью Украины» – это значит считать легитимным преступный дар любителя кукурузы, сделанный в нарушение ВСЕХ мыслимых и немыслимых норм международного права. (Впрочем, территория советской Украины постоянно менялась на протяжении всего ее существования; к 1991 г. размер Украины в три раза превышал площадь дореволюционной Малороссии, а потому несколько странным выглядит тот пафос, с которым украинские государственники обличают сегодня советскую эпоху. – прим. ред.) Кроме того, многие почему-то забывают о том, что еще в январе 1991 года Крым провел референдум о восстановлении Крымской АССР как субъекта Союза ССР, а не УССР! Тогда за воссоздание Крымской Республики как субъекта СССР проголосовало более 93 % населения Крыма! Если бы не события августа 1991 года, то, вполне возможно, еще в том же году Крым на совершенно легальных основаниях вышел бы из состава Украины и стал субъектом РСФСР. Тем не менее, как мы все помним, Борис Ельцин налево и направо раздавал советские земли всем желающим и о демократическом и легитимном волеизъявлении народа Крыма все скоро забыли.
Украинская власть тихой сапой беззаконно отбирала у нас все наши автономные права (институт президентства, Конституцию 1992 года, закон о языках, партиях, образовании и пр.), пока не оставила их только на бумаге. Так что решение, которое будет принято на всекрымском референдуме 16 марта 2014 года, – будет во всех отношениях легитимным и справедливым волеизъявлением ВСЕХ жителей Крыма – в особенности на фоне беззаконного прихода к власти Турчинова и Ко.
Вернемся, однако, к реалиям современности. После кровавых майданных событий весь юго-восток страны – и в особенности Крым – в ужасе замер, ожидая приезда «Правого сектора» и толп звероподобных людей в масках и с битами. Люди – простые жители Крыма, не политики и не «беркутовцы», – получали телефонные звонки, письма и сообщения о готовящихся Ярошем «поездах дружбы», с угрозами физической расправы и т.п. И так, несомненно, и произошло бы, если бы не своевременное вмешательство России. Поэтому активизацию крымских пророссийских сил на полуострове с восторгом встретил – и встречает – если не весь юго-восток и Крым, то, по результатам некоторых соцопросов и по моим собственным ощущениям, 70-75% его населения. Все истеричные вопли Киева о нелегитимности Крымского парламента и референдума выглядят по меньшей мере смешно на фоне кровавых «легитимных» обстоятельств их прихода к власти. Добавлю, что поступает все больше сообщений о том, что оружие боевикам из «Правого сектора» было выдано именно кем-то из оппозиции, а снайперы стреляли в обе стороны, чтобы увеличить количество убитых. (см. подробнее) К тому же на весьма неприятные размышления о том, что эти события произошли именно в это время, наводит тот факт, что киевский путч, равно как и нападение Грузии на Осетию в 2008 году, был устроен… во время проведения олимпийских игр.
По состоянию на сегодняшний день (09.03.2014), после недели «страшной российской оккупации» нет ни одного убитого, ни одного раненого, ни одного избитого. И это на фоне «демократической» революции Майдана, принесшей несколько десятков убитых, сотни тяжелораненых, тысячи избитых и пострадавших. В отличие от Киева и Западной Украины, в Крыму нет случаев ни разбоя, ни грабежа, ни убийства милиционеров. Дай Бог, так оно будет и дальше.
Тем, кто – вполне обоснованно – боится полномасштабной войны с Украиной, сообщу, что никакой войны, конечно, не будет. Деморализованная украинская армия, у которой на глазах наемники и бандиты убивали и мучили элитное подразделение «Беркут», тривиально не способна на активные военные действия. Советую посмотреть интервью Геннадия Москаля – также весьма радикального украинского деятеля – печально сообщившего журналисту о том, что Украине «некого мобилизовать и нечем воевать».
Да это, строго говоря, и не важно. Ни российские, ни украинские военные не собираются вести никаких военных действий. Несмотря на кровожадность членов хунты, захватившей власть в Киеве, половина из украинских призывников – это те же этнические русские с юго-востока страны, которые никогда не будут стрелять в своих братьев. В качестве примера сообщу, что по состоянию на сегодняшний день около половины украинских частей на полуострове добровольно перешли на сторону крымского правительства, а те из крымских украинских солдат, кто по-прежнему верен украинской присяге, не сделали НИ ОДНОГО выстрела.
И, наконец, последнее. В прессе и в Интернете участились совершенно беспочвенные – и оправдываемые только недалекостью или взволнованностью их авторов – сравнения вмешательства России в ситуацию на Украине с небезызвестным присоединением Судет к Германии в 1938 г. Повторюсь, подобные сравнения можно объяснить только недалекостью или чрезмерной возбужденностью их авторов, ничего не знающих о реальной ситуации в Крыму и на Украине. Поиск неоправданных исторических аналогий может нас завести слишком далеко. Так, к примеру, палестинские авторы постоянно сравнивают современный Израиль с нацистской Германией, а, скажем, охваченные финансовым кризисом греки пририсовывают Меркель гитлеровские усы и прическу. Есть ли особый смысл в поисках подобного рода аналогий? На мой взгляд, нет. Как можно сравнивать поведение кровавого бесноватого диктатора, желающего отхватить лакомый кусочек Чехии, – с реальной защитой русского населения Крыма от РЕАЛЬНОГО, непридуманного этноцида, который нам готовили Дм. Ярош и Ко? Крымский случай особых аналогий в истории не имеет. Единственная параллель, которую вижу лично я – это освобождение Крыма от нацистской оккупации весной 1944 года. Или тогда СССР тоже надо было остановиться на Перекопе и «не вмешиваться в крымские дела»?
Михаил Кизилов, специально для сайта РЕК
P.S. Все фотографии сделаны автором в Киеве и Львове в период с декабря 2013 по январь 2014 гг.
Михаил Кизилов — историк, гебраист. Родился в Симферополе, в 1996 закончил исторический факультет Симферопольского государственного университета. В 2007 году защитил докторскую диссертацию по современной истории (DPhil in Modern History) в Оксфордском университете. Круг научных интересов — история и культура караимов и крымчаков. Стажировался и преподавал в университетах и научных центрах Европы, Америки и Израиля. Автор четырех монографий и более 80 статей на пяти языках. С 2012 года является научным сотрудником Института иудаики Тюбингенского университета (Германия). Лауреат ежегодной премии всемирной Ассоциации еврейских библиотек (2012)