Нас критикуют. Ура!
- р. Реувен Пятигорский Вступление. Давно не было у меня занудных поучений. Пришло самое время: февраль кончается, а норма (целых 8 постов в месяц) еще не выполнена.
Сегодняшняя тема. Люби получать хороший пинок заряд критики в свой адрес, ищи такую возможность, будь благодарен критикам.
Предуведомление. Думаю, в блоге, где постоянно вывешивается призыв: «Никого не критикуй!» – эта тема не будет лишней.
Источник. Как обычно, автор изначального текста, который я перевел, адаптировал и переделал до неузнаваемости, рав Зелег Плискин из «Эш-Атора»
Заглавие. Лучшее благословение
Раскрытие темы. Самое большое благословение для человека состоит в том, чтобы в его окружении находились люди, способные не только отметить его сильные стороны и достоинство, но и указать на реальные слабости и недостатки. [Про свои плюсы мы догадываемся и сами, но кто объективно нам скажет о наших минусах?]
Об этом читаем в эпизоде, когда Яаков перед смертью благословляет своих двенадцать сыновей. Тора подчеркивает, что он их именно благословляет – хотя многие его фразы выглядят как резкая критика или выговор.
Смотрите, Яаков предупреждает детей, что нельзя вести себя с людьми, действуя импульсивно и в гневе. Импульсивно вел себя Реувен, старший из братьев, когда вмешался в отношения отца с его женами. Гнев ослепил Шимона и Леви, когда они отправились мстить за честь своей сестры Леи.
Указав на слабые стороны характеров сыновей, Яаков тем самым призвал их к исправлению.
Без этого указания они могли бы и дальше пребывать в ложной иллюзии о самих себе. Ведь чтобы улучшиться – надо знать, что́ в себе улучшать, над чем работать. Поэтому, тот, кто нам это знание дает, – на самом деле благословляет нас.
Более того, если задуматься, то становится понятным, что критика – лучшее из всех благословений! [Речь идет о критике в наш адрес, а не нашей критики в чужой адрес. Именно так – с благодарностью – восприняли нравоучение Яакова его дети.]
«Механизм благословенной критики» работает следующим образом: нам указывают на нашу слабость[1], мы ее внимательно рассматриваем – с искренним намерением ее преодолеть. Остается только решить – ка́к преодолеть. И тут же начинаем преодолевать.
[Итак, нас критикуют – мы не обижаемся[2], а наоборот! Но сами других стараемся не критиковать, ибо другие могут обидеться[3]. И даже если умеем делать замечания не обижая – то и тогда критикуем дозировано, щадя и с любовью.]
Вывод. Лучший способ духовного роста – умение превращать критику, сказанную по нашему адресу, в благословение!
[1] А если нам указывают на слабость (минус, ошибку, проступок), а мы ее в упор не видим – то ищем, ищем! Ибо нет дыма без бурного окисления кислорода.
Ну а если и впрямь нет на нас никакого пятна (такое случается; например, меня атакует антисемит; а я твердо помню, что никого не распинал, колодцев не травил, детской кровью не разговлялся) – то спокойно! Отойдем в сторону без лишних треволнений. Или дадим юдофобу в ухо (т.е., извините, отведем его в полицию) – если умеем и другого выхода нет. Или перестанем ходить по подворотням.
[2] И даже когда критикуют, как нам кажется, «не совсем по делу». Ибо если постоянно отвергать все огульные и пустые замечания в свой адрес, то можно нечаянно пройти и мимо чего-то дельного и полезного. Ради нескольких таких жемчужин можно согласиться потерпеть колкие и несправедливые замечания недругов или просто не самых умных людей.
[3] Яаков знал, что его дети – праведники, они на него не обидятся, но будут только благодарны.