Международная мобильная выставка историко-этнографических экспозиций
«Всё пылало!»
Преследования евреев в прусских провинциях Ганновер и Восточная Пруссия — Кёнигсберг в ноябре 1938 г.
Изучение истории Холокоста —
прививка от нацизма!
Видеоанонс выставки ЗДЕСЬ:
Прошло много лет со времени ноябрьских погромов еврейского населения сороковых годов прошлого века, которые проводились национал-социалистическим режимом террора. К юбилею Победы приурочена русско-немецкая выставка, в которой на 18 мобильных стендах представлены в сравнении две провинции Германии довоенной – Ганновер и Восточная Пруссия. Обе провинции были примерно одинаковой величины, их главные города, Ганновер и Кёнигсберг, имели большое культурное и историческое значение. На выставке будет представлено положение еврейских общин до прихода к власти национал-социалистов, преследования при новом режиме, «Хрустальная ночь» и уничтожение евреев до 1945 г.
Новизна этой выставки заключается в том, что на ней представлено сравнение двух регионов, которое, хотя и показывает разницу в насилии над евреями на местах, в то же время подчёркивает его схожесть на всей территории тогдашнего Рейха. Руссийским посетителям выставки представлена малоизвестная глава истории Кёнигсберга. Также – и это будет влияние, сходное с тем, которое выставка имела в Ганновере – до них будет донесена информация, что столица Восточной Пруссии и провинция были в 1938 г. одним из многих мест в Германии, где горели синагоги, были преследуемы и ограблены евреи — граждане Германии.
Выставка внесёт вклад в совместный трансграничный немецко-российский анализ новейшей истории в Центральной Европе. Экспозиции выставки имеют большое влияние в воспитании молодёжи в духе взаимоуважения разных культур и снижает напряжённость межнациональных отношений на ужасающих исторических примерах прошлого Кёнигсберга и Ганновера.
Совместный проект выставки разработан Федеральным фондом «Мемориал памяти убитых евреев Европы» (Берлин) и Земельным музеем Восточной Пруссии (Люнебург) в сотрудничестве с «Немецко-Русским домом», АНО РЕККО («Развития еврейской культуры в Калининградской области») и Генеральным консульством Германии в Калининграде, фондом Neue Synagoge Berlin – Centrum Judaicum, институтом Нордост / IKGN e. V. (Люнебург) и «Городским сообществом Кёнигсберга» (Stadtgemeinschaft Königsberg).
Историческая справка:
В ночь на 10 ноября 1938 в Германии, включая Кёнигсберг и Австрии прошли массовые еврейские погромы, вошедшие в историю как “Хрустальная ночь” (из-за осколков стекла, разбитых витрин и окон, которыми были усыпаны улицы десятков городов). Фашисты гордились этим названием.
За одну ночь, в основном гитлеровской молодежной организацией “Гитлерюргенд”, были убиты, ранены и покалечены сотни евреев, тысячи подверглись насилию, унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Тогда же были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев. Эта вакханалия случилась и в Кёнигсберге.
Перечень экспозиций выставки:
- Жизнь евреев … Восточная Пруссия
- Две провинции
- Начальный период жизни евреев в Ганновере и восточной Пруссии
- Жизнь евреев в провинции Ганновер
- Антисемитизм
- Примерные «кёнигсберские отношения»
- «Народническое» движение (фёлькише) и антиеврейские выпады
- Насилие и «расовая честь»
- Предлог для радикализации
- Целенаправленный террор
- Зеваки и грабители
- На произвол судьбы
- Судьба евреев Мемеля
- Уничтожение еврейских общин
- Кёнигсберг, Кишинёв, Израиль
- Оставшаяся в живых из Ганновера
- Память в восточной Пруссии
- Политика памяти в Нижней Саксонии
Фильм презентация-экскурсовод 33:30 выставки «ВСЁ ПЫЛАЛО!» можно посмотреть по ссылке: ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ.
Эта выставка рассказывает об истории немецких евреев на примере бывших прусских провинций Ганновер и Восточная Пруссия (Кёнигсберг). Поводом для проведения выставки является необходимость изучения начала Катастрофы с целью воспитания взаимоуважения населения в нашем самом многонациональном регионе. Изучение истории Холокоста, это прививка от зарождения нацизма в горячих головах. Экспозиции выставки оказывают большое влияние на толерантное воспитание молодёжи, что снижает напряжённость межнациональных отношениях, на ужасающих исторических примерах прошлого Кёнигсберга и Ганновера.
Эта выставка впервые проводит сравнение истории евреев и антисемитизма в двух немецких регионах и пытается внести международный вклад в анализ новейшей истории Германии, Польши, Российской Федерации и Литвы.
В 1933 году численность населения провинции Ганновер составляла чуть менее 3,4 миллиона человек, из них около 12 тысяч евреев. В Восточной Пруссии в том же самом году проживало 2,3 миллиона человек, из них почти 9 тысяч евреев.
Евреи поселились на территории Нижней Саксонии в середине XIII века. В Восточной Пруссии «Великий Курфюрст» Фридрих Вильгельм Бранденбургский, несмотря на сопротивление сословий, поддерживал экономическую деятельность евреев. В 1680 году еврейские торговцы из Польско-Литовского государства смогли возвести в Кёнигсберге молельный дом. Примерно в конце XVIII века молодая Еврейская община уже принадлежала к центрам еврейского Просвещения. Евреи становились председателями обществ граждан, участвовали в деятельности общественных объединений, занимались социальной помощью.
В то же самое время, когда немецким евреям были предоставлены равные права, им пришлось вступить в конфронтацию с новым враждебным явлением – политическим антисемитизмом, который был связан с зарождающимся расизмом. Антисемитизм быстро распространялся под влиянием экономического кризиса 1870-х годов. Формировались соответствующие партии, антисемиты вскоре стали членами Рейхстага. Движение имело успех прежде всего у сельского населения протестантского вероисповедания. Хотя после 1900 года политический антисемитизм и потерял влияние, неприязнь по отношению к евреям проникла во многие общественные объединения и в повседневную жизнь. Антисемитизм стал в своём роде «культурным кодом», признаком определенного мировоззренческого лагеря, последователи которого высказывались против эмансипации, неважно чьей, будь то евреев или женщин.
В 1812 году евреи в Пруссии получили значительные гражданские права, одним из которых было право свободного поселения. Численность еврейской общины Кёнигсберга стремительно увеличилась. Город являлся центром сельскохозяйственной торговли между Российской империей и остальной Европой, поэтому многие его жители имели значительные средства к существованию. Тесные отношения Кёнигсберга с Англией способствовали либеральному движению, поэтому здесь оно смогло просуществовать дольше, чем где бы то ни было. Однако в мемуарах можно найти подтверждение тому, что также и в либеральном городе на берегу Преголи антисемитские настроения то и дело ощущались в частной жизни.
После 1918 года выступления антисемитов становились все более агрессивными. Центральное объединение немецких граждан еврейского вероисповедания (ЦО) насчитало в период с 1923 года по середину 1932 года 125 случаев надругательства над еврейскими кладбищами в Германском рейхе. Уже в июле 1921 года в городе Ганновере была организована первая на территории Нижней Саксонии локальная группа Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). В 1927 году один студент написал на здании синагоги:«Забейте евреев насмерть.» В 1930 году НСДАП поддерживало 20,7 процентов горожан, она занимала здесь второе место после Социал-демократической партии Германии. Группы антисемитского движения «фёлькише» действовали и в Восточной Пруссии. В отличие от Ганновера, положение стало здесь критическим только в 1928 году, когда НСДАП послала Эриха Коха в Восточную Пруссию в качестве гауляйтера. В 1932 году на выборах в Рейхстаг национал-социалисты набрали в Восточной Пруссии 47 процентов голосов. Кох придерживался стратегии открытого террора против социал-демократов и коммунистов, а также против евреев. Таким образом он мобилизовал своих последователей и запугивал политических противников. Целью насилия против евреев было их изгнание.
30 января 1933 года рейхспрезидент фон Гинденбург назначил на пост рейхсканцлера председателя НСДАП Адольфа Гитлера. Новый национал-социалистический режим объявил евреев «врагами народа». Таким образом он стремился очертить границы немецкой «народной общности» и укрепить своё господство, особенно в небольших населённых пунктах. Этой цели служил бойкот еврейских торговцев, во время которого иногда доходило до открытого насилия. Антиеврейские манифестации и выходки всё чаще сопровождали толпы людей. Такие «шествия с колодками» участились летом 1935 года. Чаще всего они были направлены против евреев и неевреев, находившихся в любовной связи. В глазах национал-социалистов эти люди позорили народную, «расовую честь».
Осенью 1938 года еще было неясно, как будет развиваться антиеврейская политика режима, будет ли это медленный процесс вытеснения, или же быстрое, насильственное исключение. С приказом рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера начать 27 октября 1938 года высылку польских евреев политика преследования вступила в новую фазу. Гестапо свезло почти 18 тысяч евреев в немецко-польскую пограничную зону. Там они находились несколько недель, так как Польша запретила им въезд на свою территорию. Беженец Гершель Гриншпан узнал во Франции о том, что его семья была депортирована из Ганновера. Вскоре после того, 7 ноября 1938 года, семнадцатилетний молодой человек совершил покушение на сотрудника немецкого посольства в Париже Эрнста фом Рата. Министерство пропаганды в Берлине в ответ угрожало евреям Третьего Рейха «тяжелейшими последствиями». Уже в тот же день, 7 ноября, в Северном Гессене и Центральной Германии начались беспорядки. Силы НСДАП, выступавшие за радикализацию антиеврейской политики, увидели в этом покушении подходящий предлог для претворения в жизнь своих целей.
Эрнст фом Рат скончался. Адольф Гитлер официально узнал об этом в зале мюнхенской ратуши, где партийная верхушка собралась на памятное мероприятие, посвященное годовщине гитлеровского путча 1923 года. После короткого разговора с рейхсминистром народного просвещения и пропаганды доктором Йозефом Геббельсом, Гитлер демонстративно покинул собрание. В нескольких словах Геббельс передал присутствующим руководителям партии, что Гитлер поддерживает «спонтанную вспышку народного гнева». Они поняли это высказывание как косвенный, но обязательный приказ действовать. В 22 часа 30 минут функционеры НСДАП отдали приказ своим местным служебным подразделениям, начать разрушение синагог, еврейских квартир и магазинов. В течение нескольких часов на местах были мобилизованы тысячи членов НСДАП. Многие нацистские активисты ещё праздновали в ресторанах мюнхенский путч. Прямо оттуда они направились громить евреев. В районе полуночи как начальник гестапо Генрих Мюллер, так и начальник полиции и службы безопасности (СД) Рейнхард Гейдрих отдали полиции, СД и гестапо дальнейшие приказы, среди которых был и приказ о задержании до 30 тысяч евреев, в первую очередь «зажиточных».
9 и 10 ноября 1938 года объектами погромов и грабежей стали тысячи магазинов, владельцами которых были евреи. Один свидетель из Кёнигсберга рассказывал, что члены СС действовали по заранее подготовленному списку, от одного магазина к другому. Как и горящие синагоги, разбитые витрины притягивали к себе много зевак. Участие в погромах особенно легко давался жителям сельской местности.
Уже в утренние часы 10 ноября 1938 года по масштабу насилия стало понятно, что отданный Геббельсом приказ разрушать был воспринят как право на убийство. Евреи Германского рейха стали непосредственными жертвами террора или скончались вскоре после «хрустальной ночи». Сотни еврейских мужчин погибли в следующие недели после событий 9 ноября 1938 года в Дахау, Заксенхаузене и Бухенвальде. Евреи Восточной Пруссии избежали заключения в этих лагерях, так как гестапо не могло транспортировать их через «польский коридор». Они содержались в местах заключения в Восточной Пруссии. Женщины и дети были в эти недели предоставлены сами себе. В сельской местности евреи были полностью изолированы.
В городе Мемель (Клайпеда), на северной окраине Восточной Пруссии, Еврейская община существовала с начала XIX века. В 1910 году община насчитывала уже 900 человек. Со вступлением в силу в 1920 году Версальского договора, Мемельский край были отделены от Германской империи и оказались под управлением Франции. 10 января 1923 года эта территория была занята литовскими войсками. После международно признанного присоединения к Литовской Республике численность евреев в крае увеличилась до 4 тысяч человек за счёт мигрантов с остальной территории Литвы. В начале 1930-ых годов в Мемеле было несколько синагог, еврейская больница и еврейская школа. Как следствие подъёма национал-социалистов в Германии, немецкое национальное движение усилилось и в Мемельском крае. В конце 1938 года были зафиксированы антисемитские выпады. После массивного давления со стороны Берлина, 23 марта 1939 года литовское правительство было вынуждено вернуть Мемельский край Германскому рейху. В результате этого многие евреи бежали из города в Литву. После нападения Германии на Советский Союз летом 1941 года большинство из них стало жертвами расстрельных команд СС.
Террор СА, СС и их сподвижников в конце 1938 года был началом той радикализации антиеврейской политики. Евреям было запрещено заниматься ремесленной деятельностью, их стали привлекать к принудительному труду. Во многих городах, также в Кёнигсберге и Ганновере, они должны были переехать в «еврейские дома».
Плановое уничтожение европейских евреев отрядами немецких СС, полиции и армии и их помощниками началось летом 1941 года на оккупированной территории Советского Союза. В октябре 1941 года Гитлер приказал депортировать немецких евреев на восток. 15 декабря 1941 года в Ганновере гестапо согнала евреев в поезд для депортации. После этого транспорта в Ригу последовали другие: в Варшаву, Освенцим и Терезиенштадт. Начиная с июня 1942 года, евреи из Восточной Пруссии были вывезены несколькими транспортами, в частности в лагерь смерти Малый Тростенец под Минском, где они были убиты солдатами СС непосредственно по прибытии, и в Терезиенштадт. В начале 1945 года в обеих провинциях осталось очень мало евреев, в основном это были лица, состоявшие в «смешанных браках».
Нехама Дробер, урождённая Хелла Марковски, родилась в 1927 году в Кёнигсберге. Её отец Пауль– еврей, он работал торговым агентом. С 1935 года Хелла и её сестра Рита, которая была старше на два года, ходили в еврейскую школу, находящуюся в здании Новой Синагоги и сиротского приюта, напротив Кафедрального собора. В ноябре 1938 года Хелла стала свидетельницей погромов, которые она позже описала словами: «Всё пылало!». Летом 1942 года Хелла стала свидетельницей двух крупных депортаций, в результате которых потеряла ближайших друзей, родственников и школьных товарищей. Будучи детьми от так называемого смешанного брака, сёстры Марковски с 1943 года трудились на принудительных работах. В августе 1944 года семья пережила воздушный налёт союзников, а в начале 1945 года – завоевание Восточной Пруссии Красной Армией. Впоследствии отца сослали в Сибирь, а мать Марта, в 48 лет, и пятилетний брат Денни умерли от голода. В 1947 году Хелла и Рита бежали в Молдавию, в Кишинёв. Их немецкая Родина не разрешила въезд в Германию, поэтому в 1990 году они эмигрировали в Израиль.
В соответствии с Потсдамским соглашением, Восточная Пруссия попала под польское и советское «управление». Все оставшееся на этой территории немецкое гражданское население, а также и немногие выжившие евреи, были к 1948 году высланы. Северная часть Восточной Пруссии, российский Калининград и литовская Клайпеда были полностью заново заселены, куда приехали и некоторые, в основном советские евреи. Но лишь в 1989 году в уже распадающемся Советском Союзе в обоих городах были созданы еврейские культурные объединения, которые постепенно стали заниматься и немецко-еврейским наследием. На Еврейском кладбище в Клайпеде община обустроила мемориальную стену, в Калининграде две мемориальные доски напоминают о европейских и восточно-прусских жертвах Холокоста. Ежегодно 9 ноября проводятся памятные мероприятия на месте, где раньше стояла Новая Синагога (на Острове). С 1990 года Культурное сообщество Боруссия исследует историю Еврейской общины Ольштына.
Память о преступлениях против евреев, совершенных национал-социалистами на местах, где проживали еврейские общины, долгое время занимала в общественной памяти лишь второстепенное место. Исключение составляли судебные процессы конца 1940-х годов о поджогах синагог. Первые знаки в память о ноябрьском терроре 1938 года появились в 1948 году в Пайне и Хильдесхайме и в 1950 году в Люнебурге. Культура памяти, критически анализировавшая национал-социализм, стала развиваться лишь в 1980-е годы. В некоторых музеях региональная история периода национал-социализма замалчивается и по сей день. Стыдно…