Дерево в еврейской культуре и религии.

images

Роль деревьев в иудаизме и еврейской культуре в целом трудно переоценить. Важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» — то есть каждый еврей, поселившись в Израиле, обязательно должен посадить дерево. Посадка дерева — это действие, посредством которого человек подражает Вс-вышнемy и приближается к Немy: как Вс-вышний посадил Сад Эденский, так и человек должен сажать сады. Сама Тора уподоблена дереву: «Она — Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы». Праведник также уподоблен дереву: «Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно».

Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела «плодами».

Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? «Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде?». Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: «Когда это дерево принесет плоды?»» Тот ответил: «Через семьдесят лет». «Ты уверен, что доживешь до этого?» — спросил рабби Хони. Человек ответил: «Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей».

В Калининградской области появилась добрая традиция посадки деревьев возле памятника жертвам Марша смерти 1945 года с целью укрепления берега и облагораживания места. Не стал исключением и 2014 год. 18 мая были организованы работы, в ходе которых культовое для калининградских евреев место стало ещё более зелёным и ухоженным.

Фото Алексея Минина с воскресника, посвящённого празднику Лаг ба-Омер в 2014 году

 Информация получена с сайта: http://www.jg-badkreuznach.de/%D0%A2%D1%83-%D0%91%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%82.html

Михаил Кришталь

Дерево в еврейской культуре и религии.: 1 комментарий

  1. Ну, и где фото с воскресника? Почему на рассказал, как мы отметили наш праздник Лаг Ба-омер с пловом и лэхаим? А ещё старшее поколение приобщилось к Каталогу выставки «Всё пылало!» о трагедии Хрустальной ночи 1938 года, коснувшейся евреев Кёнигсберга.
    Давай Михаил, добавляй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *