«Марш смерти» в Пальмникене: вопросов больше, чем ответов

«Марш смерти» в Пальмникене: вопросов больше, чем ответов
Памятник жертвам Марша Смерти 1945 года. Пальмникен. На мемориале в п.Янтарный
«Марш смерти» оказался никому не интересен,  кроме калининградских журналистов.

Мы ведём разговор с Алексеем Шабуниным, журналистом, который одним из первых в области заинтересовался подробностями так называемого «Марша смерти», о котором ходит немало кривотолков. Более 10 лет назад вместе со своим коллегой Александром Адерихиным он потратил массу времени, чтобы расследовать обстоятельства этого дела.  Ситуация с этим страшным событием тем сильнее непонятна, что еврейская община Калининграда самоустранилась от детального расследования и всестороннего освещения данного массового убийства, а это порождает много вопросов.

Шабунин Алексей

Алексей Шабунин

– Алексей, не так давно от одного местного краеведа я услышал о том, что никакого марша смерти не было и не могло быть, потому что это не укладывается ни в какую логику. На дворе январь 1945 года, через четыре месяца конец войны, и евреев (которых вроде бы уже и не осталось) ведут в Кёнигсберг, а потом оттуда в Пальмникен, чтобы сбросить в шахту. Это не вяжется с немецкой рациональностью.

– Сама постановка вопроса говорит об интересе к теме. И если бы такой интерес к массовой казни евреев советское руководство проявляло хотя бы в течение лет 20 после войны, уверен, что сейчас это чудовищное злодеяние по отношению к представителям еврейского народа было бы больше на слуху.

– А почему именно советское руководство должно было проявлять такой интерес к казни евреев? По моему мнению, интерес к этому в первую очередь должны были проявлять евреи и сами немцы. Советский Союз потерял в войне население большого европейского государства. Нам бы со своими погибшими разобраться. Плюс именно СССР спас евреев от уничтожения, то есть мы выполнили свой человеческий долг.

– Потому что советское руководство уже проявляло интерес к этой казни. Мы имеем устное свидетельство человека, который после войны ходил красить звёздочки на местах массовых захоронений евреев под Варшкеном и Гермау. Тех самых евреев, которые были расстреляны на берегу моря. Я свято чту право людей на своё мнение, поэтому не вижу смысла вступать в дискуссию по поводу того, с какими погибшими надо разбираться. Утверждение о том, что СССР «спас евреев от уничтожения», весьма спорно. И то, что оно спорно, общеизвестно.

– Хорошо, давай вернёмся к первому вопросу, касающемуся противоречивой информации насчёт марша смерти.

– Давайте вспомним вместе события января 1945 года. Нацисты по приказу Гитлера начали в декабре 1944 года наступление в Арденнах. Можно по-разному судить, насколько оно было успешным или неуспешным к середине января 1945 года. Так или иначе, Сталин отдал приказ начать наступление на Восточную Пруссию.

В Восточной Пруссии завертелись винтики бесчисленных бюрократических машин с одной целью: принять меры к отражению атаки Красной армии. Уже к тому моменту – и здесь мы подходим к главному в этой истории – лагерь Штуттгоф отправил тысячи своих узников в рабочие лагеря в Северо-Восточной Пруссии, например в Йесау (сейчас пос. Южный Багратионовского района), в Хайлигенбайль (Мамоново), в Гердауэн (пос. Железнодорожный). Их целью были работы на строительстве оборонительных сооружений. К примеру, опять же, аэродром в Йесау. Таким образом, приписанные к Штуттгофу узники находились местами более чем в 100 километрах от самого лагеря.

Вывеска музея концлагеря Штуттгоф

Вывеска музея концлагеря Штуттгоф

И вот в середине января 1945 года начинается генеральное наступление Красной армии – Восточно-Прусская операция. Оно ошеломило нацистов скоростью продвижения войск. Из некоторых рабочих лагерей им пришлось бежать, оставив самых больных в бараках, которые они сначала подожгли, а потом расстреляли тех, кто ещё подавал признаки жизни.

Тех, кто мог идти, из всех рабочих лагерей (по сути филиалов Штуттгофа) согнали на бывшую канатопрядильную фабрику на юго-западе Кёнигсберга. Число тех, кто туда попал, оценивается в пять-семь тысяч человек. Точные цифры неизвестны.

– Пять или семь тысяч – это принципиальная разница. Откуда вообще взяты цифры, если есть такие расхождения?

– Более высокая оценка (более семи тысяч) содержится в некоторых устных источниках.

– Какие это источники и можно ли им доверять?

– Этот источник – расследование советского руководства. Его результаты есть на трёх листах из документов, переданных Германией еврейской общине Калининградской области. Но вряд ли их было больше, потому что в Штуттгофе вёлся свой учёт и там «чужих» просто не было.

То, что война закончится через четыре месяца, на тот момент никто, разумеется, не знал. И даже гауляйтер Эрих Кох, который смотрел на ситуацию прагматичней, чем кто-либо, пока ещё находился в середине января в Кёнигсберге.

Почему в Пальмникен? Ответ на этот вопрос содержится в документах. Этот вопрос задавали начальнику лагеря – он остался жив после войны. Сохранился даже приказ на перемещение узников. Тот, кто посмотрит на карту военных действий, увидит, что советские войска рвались не просто к Ольштыну, но и к Эльблонгу.

– Непонятно, как это всё одно с другим тут увязывается?

– В результате этого перекрывалась возможность возвращения узников в концлагерь (а приказ гласил, что их надлежит вернуть в лагерь). Напомню, что Ольштын был взят войсками Красной армии с ходу 22 января 1945 года, после чего Эльблонг был блокирован в течение нескольких последующих дней и взят 10 февраля 1945 года.

То, что Ольштын – ключевой населённый пункт в обороне на Вармии и Мазурии – удержать не удастся, немецкому военному командованию стало ясно уже через три дня после начала Восточно-Прусской операции. Новую линию обороны готовили далеко за пределами Восточной Пруссии, понимая, что следующим рубежом может быть только река Висла.

Штуттгоф же находился у основания Вислинской косы. По одному из планов предполагалось довести узников до Пальмникена, посадить там на баржу и перевезти в Штуттгоф морем. Можно задаться вопросом: а почему в Пальмникен? А правда, куда ещё? Пиллау – военно-морская база. К моменту выхода узников из Кёнигсберга колонным маршем (это было 25 или 26 января 1945 года) Пиллау был уже занят более важными делами, например организацией обороны и подготовкой к приёму беженцев, которые и так уже бежали со всей Восточной Пруссии на её западные территории.

марш смерти

Пиллау 26.01.1945

– Почему беженцы со всей Восточной Пруссии должны были бежать сюда? Логичнее им было бежать в Данциг – ближе к центральной части Германии.

– Вопрос о логике можно адресовать кому угодно, но мы занимались исследованием документов. А приказ говорил именно о том, чтобы узники следовали в Пальмникен. Ещё одной причиной выбора Пальмникена могло быть соображение безопасности: дорога на Пиллау использовалась для перевозки военных грузов. Загнать туда ещё и колонну еврейских узников логистически не представлялось возможным.

– Возможность здесь, на мой взгляд, была. Не было приказа. Почему его не было, этого нам не понять.

– Замечу, что все эти соображения ничуть не волновали немецкое следствие, которое расследовало пальмникенскую трагедию. Они волнуют только тех, кто пытается создать в голове конструкцию из своих впечатлений о последних месяцах войны, зачастую мало зная о том, какая была ситуация в Восточной Пруссии.

Независимо от того, «вяжется или не вяжется с немецкой рациональностью» то, что случилось, допросы десятков свидетелей говорят, что это произошло.

 – Кто их допрашивал и когда?

– Свидетели допрашивались в период с 1958 по 1965 год в рамках общего расследования пальмникенской трагедии в Германии. Допросы проводились сотрудниками разных немецких прокуратур по месту жительства свидетелей. Кроме того, ряд допросов (точнее, опросов) проводили сотрудники правоохранительных органов Израиля, куда переехали жить часть из тех, кто выжил. В том числе, кстати, и русскоязычная еврейка. Текст её показаний – на русском языке.

К тому же с немецкой рациональностью это вполне «вяжется». Приказ начальника лагеря Штуттгоф гласил: всех, кто не может идти, складывать на повозки и везти, тех, кто умер в пути, хоронить у дороги. Убивать, между прочим, было запрещено.

– Вот это самый непонятный момент, который и вызывает основное недоумение, хотя нестыковок в этом деле вообще довольно много.

– Я говорю о документах, в том числе и о сохранившемся приказе коменданта концлагеря Штуттгоф, и о протоколах допроса самого коменданта, где он подтверждает, что отдавал такой приказ.

Поэтому случившееся был эксцессом даже с точки зрения тогдашнего военного (не говоря уже о гражданском) права в Третьем рейхе. Одного из участников расстрела допрашивали и держали в изоляторе временного содержания, пытаясь привлечь к ответственности именно за несанкционированный расстрел евреев. По меньшей мере таковы были его личные показания, которые он дал немецким правоохранительным органам.

– Существует мнение, что нет ни одного авторитетного немецкого или израильского источника, датируемого 90-ми годами, где бы встречалось упоминание о марше смерти. Все ссылки отсылают только к книге, написанной автором-евреем со слов очевидцев-евреев.

– Во-первых, такие источники есть.

– Где с ними можно ознакомиться?

– В Государственном архиве Калининградской области, где эти документы официально хранятся. Можно также ознакомитьсяздесь (но читать придётся очень много).

Во-вторых, доказательствами исторических событий являются не авторитетные источники, а исторические документы. И вот о марше смерти и расстреле в Пальмникене помимо автора (кстати, не еврея, а чистокровного немца, к тому же и не одного, а двух авторов, так как есть ещё один косвенный свидетель) говорят 13 томов уголовного расследования.

– 13 томов уголовного дела? Для такого преступления это ничтожно мало. Даже при нынешней системе правосудия в любом уголовном деле пять-шесть томов, а при групповом преступлении иногда их сотни. С учётом этого и семилетнего срока расследования в таком деле должны быть сотни и сотни томов. Этот факт мне тоже кажется странным.

– Этот вопрос ничего, кроме улыбки, вызвать не может. Тяжесть дела измеряется количеством не томов, а листов. 2 500 листов содержится в деле расследования пальмникенской трагедии, которое немецкие правоохранительные органы с 1958 по 1965 год вели интенсивно, а далее иногда возобновляли расследование, получив новые документы, в том числе и присланные внезапно в 1970 году из Советского Союза. Они сопровождались требованием не только привлечь к ответственности виновных, но и выдать их СССР.

Любопытно, что в советских документах – а это протоколы допросов немецких свидетелей на русском языке, сделанные советским военным следствием, – допрашивались частично и те же самые немцы, которые после этого допрашивались в Германии. То есть сначала в 1945-м их допросили в СССР, а потом, спустя 15-20 лет, уже немецкие правоохранительные органы. Все протоколы сохранились. Это сотни листов.

– Как такое могло случиться вообще? НКВД отпускает преступников? И что в этих протоколах? Какая там ценная информация, проливающая свет на событие? Число пленных? Число конвоиров? Точки сбора? Чем кормили?

– Что значит «отпускает преступников»? НКВД и не поймал ключевых преступников. Его сотрудники допрашивали свидетелей по делу – жителей Пальмникена. Те рассказали о том, что знали про приход евреев в Пальмникен. Ценность информации для уголовного дела определяется следователем. Для начала собирается вся информация, имеющая отношение к событию. На эти вопросы вам лучше всего найти ответ в первоисточниках. Вот здесь они все по ссылке. Число конвоиров приблизительно известно: до 150 человек. Вероятнее всего цифра в 125 человек. Что такое «точки сбора»? Вопрос о том, чем кормили, не является релевантным для расследования уголовного дела, но и на него можно найти ответ в материалах по вышеприведённой ссылке.

И да, конечно, сохранились протоколы допросов «очевидцев»-евреев. 13 человек выжили после расстрела, потому что их спасло немецкое население.

– А почему не 14 и не 15? Не кажется ли тебе это странным? И после какого расстрела? Число расстрелянных так никто и не обозначил.

– Почему не 500 или 1 000? Возможно, и 15. Точной цифры нет. Даётся только порядок. Никто не систематизировал всю информацию, проводя, например, историческое расследование. В формат журналистской работы (для публикации в СМИ) не входит выяснение цифры, которую не смогло определить даже следствие.

Разумеется, чем больше расстрелов, тем меньше остаётся в живых. Не думаю, что арифметика может вызвать такую сложность.

Самого расстрела смогли избежать гораздо больше человек – около 300. И бо́льшую их часть как раз и расстреляли – уже во второй раз – у шахты «Анна», где сейчас стоит памятник. Тот, кто думает, что туда согнали все пять тысяч человек и стали там расстреливать, ошибается. «Технология» была другой.

Вот, пожалуйста, справка из ФСБ. Прочтите её полностью. Это уникальный документ, который я с коллегой выложил в открытый доступ.

марш смерти

– Вильгельма Мирша 1984 года рождения? Можно ли относиться к этому письму как к серьёзному документу? Не могло ли это быть просто отпиской?

– Год рождения – 1894-й. Это опечатка. Мы гораздо серьёзней относимся к документам даже с опечатками, чем к досужим рассуждениям а-ля «этого не могло быть, потому что я так думаю». А именно к этому и сводится большинство вопросов.

Там специально для «неверующих», но пытающихся рассуждать, исходя из «немецкой рациональности», а не фактов, рассказывается о «командире взвода охранной команды», который «принимал участие в массовых расстрелах советских граждан из числа еврейской национальности».

– Опять есть нестыковка. Организация Тодта – это нечто вроде нашего стройбата, подразделение, совершенно не приспособленное убивать. Сложно представить их в роли карателей. Всё же массовыми казнями занимались специально отобранные садисты.

марш смерти

Сотрудники организации Totda, аналога советского стройбата.

– Об организации Тодта нам известно не из «Википедии», а из тех же документов расследования (2 500 листов). Из них следует, что как минимум часть конвоиров были одеты в форму организации Тодта. Мы не выясняли, могла или не могла организация в целом или отдельные её представители участвовать в расстрелах. Мы только собирали документы. В наши задачи не входила оценка, приспособлены ли люди из организации Тодта убивать или нет, поскольку сама по себе организация не была предметом журналистского расследования.

Там указано число: «Более 1 500 человек».

По-моему, спорить о том, было ли событие массовым расстрелом или чем-то иным, более неуместно. Нет, конечно, если у кого-то на руках есть другие исторические документы – пожалуйста. Буду рад дискуссии.

Проблема в том, что и через 71 год после этого события никаких других исторических документов нет.

– И это тоже странно. Кому такое могло быть выгодно?

– Это не входило и не входит в задачи журналистского расследования. Выгодно или нет – не относится к вопросам, на которые можно ответить документами, поскольку является либо риторической постановкой вопроса, либо попыткой оценки. Этим мы не занимались.

Наши выводы были получены в результате кропотливого расследования и большого количества запросов в компетентные органы.

О количестве узников в Штуттгофе, то есть в самом лагере, и в рабочих лагерях, к нему приписанных, есть историческая справка как раз по состоянию на 15 января 1945 года: 18 436 мужчин и 30 199 женщин.

– Ты пробовал в январе месяце в Калининграде гулять по берегу моря? Зимы тогда были крайне холодные. Есть какие-либо основания полагать, что раздетые и истощённые люди в мороз могут пройти хотя бы 10 километров?

– Во-первых, достаточно просто сказать «январь», понятно, что это месяц, а не имя римского бога. Во-вторых, история побегов из лагерей смерти, в том числе совершённых советскими гражданами (и, кстати, да, не только из немецких лагерей смерти, но и из ГУЛАГа), говорит о том, что выживали и на морозе, и в оттепель, и в том числе босяком.

По поводу «крайне холодных» зим… Я как один из авторов расследования получил в том числе и метеорологическую информацию о том, какая погода и какая температура были в те дни. Да, в ночь расстрела (с 31 января по 1 февраля 1945 года) был мороз, оценочно минус 20 градусов Цельсия.

– В ночь перед расстрелом? Даже хорошо одетым и подготовленным людям пройти такую дистанцию в балтийский мороз будет весьма затруднительно. Любой, кто этот подвиг повторит, наверняка проснётся утром с воспалением лёгких и температурой.

– Доброе утро! Способность людей выживать при низкой температуре в условиях как раз Второй мировой войны многократно доказана конкретными историческими фактами. В данном случае не вижу смысла спекулировать – есть документы, которые говорят, что узники пришли пешком из Кёнигсберга в Пальмникен, а оттуда были спустя несколько дней отправлены на расстрел на берег Балтийского моря.

Но уже 2 февраля 1945 года началась небольшая оттепель. Как раз 2 февраля Красная армия вошла в Покровское. И именно это обстоятельство – приближение Красной армии – сохранило жизнь тем, кто в конце концов остался в живых. Некоторые немцы спасали евреев по прагматичной причине (как было замечено ранее в вопросе, исходя из «немецкой рациональности»): они ожидали некоего бонуса от Красной армии в виде сохранения им жизни за спасение узников.

– О скольких спасённых всё же идёт речь?

– Выше я уже отвечал на этот вопрос. Речь идёт о 13 окончательно спасённых. Около 300 человек спаслось после первого расстрела. После второго расстрела осталось 13 человек. Есть другая цифра – 15. Разница объясняется тем, что расследование спустя много лет после войны связано с известными сложностями: люди умирают.

То, что они ошиблись, не их вина, конечно. Спасение узников никак не повлияло на судьбу немцев, которые их спасли, но повлияло на судьбу спасённых евреев. Немецкое следствие располагает десятками показаний свидетелей, которые говорят, что в конце января 1945 года именно пешим ходом по морозу, в лохмотьях и обмотках на ногах, в Пальмникен была заведена колонна евреев-узников концлагеря.

Соответственно ответ на предположение есть: да, смогли пройти, и не 10 километров, а с перерывами на отдых за примерно два световых дня прошли около 52 километров из Кёнигсберга до Пальмникена. Прошли, разумеется, не все. Несколько сотен (а, возможно, в целом около двух тысяч) человек погибли в пути: кто-то умер сам, кого-то добили.

– Согласись, что такие предположения о количестве погибших совсем не вызывают доверия. Ты не считаешь подобную вольную трактовку количества павших несерьёзной?

– Не считаю, потому что нет документов, говорящих о том, сколько человек пало в пути.

Ну и, чтобы рассуждать о том, могли ли они гипотетически пройти или не пройти, надо упомянуть о составе узников. Бо́льшая их часть состояла из молодых женщин и девушек в возрасте до 25 лет. Мужчин было около 200-300 – евреев из Вильнюса (из гетто после его уничтожения). Молодые девушки обладали хотя бы природными жизненными силами, чтобы пройти такой марш. Наверное, не стоит дополнительно указывать, что согласно медицинским данным женщины более выносливы, чем мужчины, тем более в таком юном возрасте.

– Я бы с тобой поспорил по этому поводу, но пусть будет так. Непонятно, как молодые девушки там оказались. По идее, им бы трудиться на благо рейха, а их гонят куда-то за тридевять земель, чтобы убить.

– В задачи журналистского расследования не входило выяснение намерений рейха и его благ. Мы выясняли только конкретные обстоятельства по документам, а не фантазировали, зачем, кого и куда гонят.

А вопрос краеведа как раз и говорит об его гипотетическом знании. Он, очевидно, представляет себе узников по советским фильмам об освобождении Освенцима: скрюченные истощённые люди. Это вообще было не так.

марш смерти

Узники Освенцима. Фотография из мемориала Яд Вашем.(с)

– Неужели? Однако в документах, тобой представленных, как раз пишется о том, что убитые были крайне истощены, плохо одеты и не имели нормальной обуви.

– Разумеется. Они были крайне истощены. Только к какому моменту времени? Ответ очевиден, исходя из документов, а не домыслов. Они были крайне истощены после многокилометрового марша из Кёнигсберга в Пальмникен. В документах приводятся сведения, которые эту информацию как раз и подтверждают.

В рабочих лагерях узники получали более-менее приличную (по меркам концлагерей) еду, которую им давали из расчёта, чтобы они смогли сделать хоть какую-то работу. Так что они хоть и не обладали отменным здоровьем к моменту начала марша, но и совсем истощёнными тоже не были.

В довершение напомню, что я только что привёл справку из ФСБ, которая говорит о массовом расстреле в Пальмникене в начале 1945 года.

– Там говорится о полутора тысячах расстрелянных. ФСБ занижает данные о погибших?

– Этот вопрос следует адресовать ФСБ. Для нас этот документ служит только лишним подтверждением события. В другом документе говорится о взорванных восьми тысячах узников в каком-то бараке. Мы не нашли другого подтверждения этому, поэтому эта информация не является достоверной.

Смогли или не смогли узники дойти до берега моря – вопрос неуместный, поскольку ответ на него дают исторические документы (а не гипотетические «авторитетные источники»).

– А где есть ссылка в Интернете на исторические документы?

Ссылка здесь.

В 2005 году мы с коллегой (Александром Адерихиным) при большой поддержке раввина Калининградской области Давида Шведика получили из Германии 2 500 документов в виде микрофишей – материалы расследования. Все они находятся в открытом доступе. Вот ссылка. Заходите исмотрите. Официальное место размещения их (то есть фотокопий) сейчас – Государственный архив Калининградской области.

 – Я посмотрел эти документы, но мне, обычному человеку, это ничего не даёт. Этот аргумент похож на тот, когда мы спорим о казнях египетских и ты отсылаешь меня к снимкам иероглифов на гробнице Тутанхамона. Хотелось бы увидеть что-то более понятное с заключением переводчиков, юристов, государственных органов и общественных деятелей.

– У меня тоже есть желание увидеть приговор по делу о расстреле. Но его нет. И заставить некого. «Заключение юристов и общественных деятелей»? А устроит благодарность министра иностранных дел Германии, в которой он признаёт факт пальмникенской трагедии?

– В СССР, насколько мне удалось узнать, просмотрев документы, не сохранилось ни одного документа или упоминания об этом марше смерти?

– Этот прекрасный вопрос говорит, увы, о полном незнании темы. Отвечу ещё раз тем же самым: вот ссылка, заходите исмотрите.

Советское военное командование провело расследование в связи с массовым убийством евреев. По документам они проходили как советские граждане. Их национальность и государственная принадлежность стали известны военным следственным органам позднее.

Отдельно остановлюсь на слове «упоминание». Историки (если они соответствуют этому определению) не фигурируют упоминаниями. Их инструмент – исторический документ. Бумага, которая сохранилась. Задача историка прежде всего состоит в оценке подлинности документа, а потом и его содержания.

Документы советского расследования сохранились в первую очередь потому, что их копии в 1970 году были присланы из СССР в Западную Германию. И в материалах дела они есть. Есть и прямой ответ из ФСБ, который приведён выше. Этот документ имеет определённую степень надёжности, но отнюдь не снимает все вопросы.

– Как вообще вас с Адерихиным заинтересовала эта тема?

– Летом 1998 года в Калининград приехал американец немецкого происхождения Гюнтер Нитцш. Он искал могилы узников. Тех самых узников. Он родился в 1937 году в Кёнигсберге, где и жил. Когда Кёнигсберг взяли, их семья перебралась в Пальмникен, потому что на селе было безопасней, была еда, а в Пальмникене жил его дедушка с семьёй. Гюнтер прекрасно помнит, как он ходил с матерью красить звёзды на местах массовых захоронений тех самых евреев.

А до этого он помнит – и со слезами рассказывал об этом в 1998 году в Калининграде, – как дедушка умер прямо там в Пальмникене после того, как советское руководство посёлка заставило немцев, в том числе и его, раскапывать лопатами и голыми руками перезахоранивать расстрелянных «советских граждан». Дедушка Гюнтера сразу понял, что это были за граждане, по характерной лагерной робе. Да и по рассказам – он-то жил в Пальмникене – он знал, что это те самые евреи, которых расстреляли в конце января.

Поработав на перезахоронениях, дедушка не выдержал и умер весной 1945 года. Гюнтер после этого ходил с матерью из Янтарного в Русское (где тоже были захоронения) пешком, чтобы красить звёзды на могилах и ухаживать за ними.

В 1998 году он объездил с таксистом все места, где был, но могил не нашёл.

Мы (я имею в виду себя и коллегу Александра Адерихина) получили карту захоронений от того, кто об этом точно знал. Она не является большим секретом, но просто так выкладывать её в открытый доступ мы тоже не будем. Если компетентные органы заинтересуются и захотят произвести там раскопки, то мы поможем. Человеческие кости гарантированно сохранились, даже несмотря на столь долгий период.

– Расскажите, что вы в конце концов узнали, чего это стоило вам с Александром и сколько отняло времени и сил?

– Начну с конца. Это отняло суммарно лично у меня примерно год рабочего времени – после моей основной работы, которую тоже ведь надо было выполнять. Чтобы рассказать обо всём, что мы узнали, надо написать книгу. Возможно, этим мы и займёмся. В рамках одного интервью рассказать обо всём просто невозможно.

Давайте я просто приведу три фотокопии. Это акт советского расследования. В его идентичности у меня нет никаких сомнений, а тот, у кого они есть, должен в соответствии с действующей правовой доктриной представить доказательства обратного.

марш смерти

марш смерти

марш смерти

– Давай подведём итог. Сколько всё же человек погибло и какими соображениями руководствовались немцы?

– Во-первых, возвращаю вас к вышеприведённому акту расследования. Во-вторых, точной цифры никто не скажет. Нацисты как-то не удосужились задокументировать своё преступление. Стоит исходить из этого. Они редко документировали свои преступления и потом предоставляли их, скажем, Нюрнбергскому трибуналу.

Мы исходим из общей цифры в пять тысяч узников. Общей, значит, включающей тех, кто погиб на пути из Кёнигсберга в Пальмникен, а это сотни человек. И вторая часть – те, кто был расстрелян на побережье на пути из Sorgenau (сейчас Покровское) в Pillau (сейчас Балтийск). Скорее всего, они не только до Пиллау не дошли, но и даже до нынешней Хмелёвки. На первых четырёх километрах пути состоялся массовый расстрел.

Убийцы отсекали от колонны последние 50 человек, загоняли их по льду в море и расстреливали из пулемётов. Колонну тем временем гнали дальше.

Голова колонны не сразу узнала, что произошло. Многие считали, что их ведут в Пиллау, чтобы посадить на баржу. Некоторые уже находились в безучастном состоянии: идут и идут, значит, живы.

Расстрелу способствовала фронтовая канонада. Не все понимали, что эти выстрелы не с фронта, а прямо здесь.

Не во всех попали пули, не всех добили. Около 300 человек остались живы: либо упали раньше пулемётной очереди, либо были легко ранены и смогли идти.

Кто не смог встать сразу, тот замёрз на берегу моря.

– Кстати, почему педантичные немцы ничего не сообщили о марше смерти?

– Комендант (начальник) лагеря смерти Штуттгоф был осуждён польским судом. И он точно знал, что произошло с подведомственными ему узниками.

– Как ты считаешь, сокрытие информации о марше смерти – это случайность или закономерность? Кому это выгодно: евреям, русским или немцам?

– Никто не скрывал информацию про  «Марш смерти». Просто в живых осталось всего 13 человек, рассеянных по всему миру. Кого волновал их расстрел тогда, когда сплошь и рядом были военные и другие преступления, подчас и более жестокого характера и более масштабные. Взять тот же расстрел в Бабьем Яру.

– Ты рассказывал, что подарил диск со своим расследованием какой-то израильской организации и те весьма прохладно встретили это. Расскажи подробнее про этот случай.

– Это не случай, а скорее эпизод. Нас как авторов расследования пригласили в 2007 году в Израиль. Но только одного. Александр Адерихин сказал, чтобы ехал я. Я и поехал. Я был в Яд Вашеме в составе делегации российских журналистов.

Рассказывать в Яд Вашеме об этом расстреле повода не было. В программе были рассказы принимающей стороны, разумеется, о холокосте как явлении.

Но я всё-таки захватил диск с копиями всех документов немецкого расследования. Не скажу, что у меня его выхватили из рук. В Яд Вашеме расстрел в Пальмникене на тот момент, декабрь 2007 года, на мой взгляд, не был никак отражён. Должен сказать, что в архивах Яд Вашема я не копался и всей экспозиции не видел. Могу ошибаться.

марш смерти

Яд Вашем. По мнению журналиста никаких свидетельств о пальмникенской трагедии на 2007 год там не оказалось.

Я передал диск руководителю нашей группы, прекрасной женщине. Думаю, что он всё же попал в руки исследователей.

– Спасибо за беседу.

– Спасибо.

                                                                       Беседовал Дмитрий Евсюткин

P. S.: Не могу сказать, что я получил исчерпывающие ответы на все свои вопросы, ибо множества источников дают совершенно разную картину и в них столько разночтений, что эти свидетельства поневоле вызывают недоверие.

Чудом спасшаяся Гелина Маленцевич свидетельствует:

«…мы двигались в колонне по пятеро в направлении Балтийского моря, свыше девяти тысяч человек, большей частью женщины. Это было 31 января 1945 года…»

«Начальнику конвоя обершарффюреру Францу Веберу подчинялись 25 солдат СС, а также более 150 вооруженных литовских и эстонских националистов».

А по документам у нас проходит подразделение Тодс. И, что странно, ни в одном документе не зафиксированы допросы литовцев, эстонцев и украинцев, которые приняли участие тогда в уничтожении евреев.

А эта фраза вообще противоречит всему нашему интервью:

«Это был настоящий марш смерти. Продуктов не дали никаких. Стоял 25-градусный мороз. Стреляли по дороге в каждого, кто шел медленно, кто хоть на минуту ослабевал и падал».

А вот, что к примеру пишет по этому поводу портал  jewish.ru:

«В конце января 1945 года в столице Восточной Пруссии началась операция, названная нацистами «Маршем смерти в Пальмникене». В направлении поселка из расположенного в 50 километрах Кенигсберга (ныне — Калининград) эсэсовцы пешей колонной отправили 7 тыс. евреев, в основном это были женщины».

Марш смерти? Ну, явно эсэсовцы не могли так назвать эту операцию.

И далее там же:

Тысячи обессилевших от голода и замерзающих в пути людей погибли во время перехода. 3 тыс. евреев, дошедших в 20-градусный мороз до Пальмникена, были расстреляны нацистами на льду Балтийского моря. Немецкий историк Андреас Коссерт, изучающий эту трагедию, называет ее «крупнейшим массовым убийством евреев в Восточной Пруссии в годы Третьего рейха»

Опять же фактура немецкого историка расходится с фактмаи обнаруженными в ходе нашего интервью.

Ну и наконец раздел в Википедии о лагере Штуттгофприводит свою версию происшедшего.

«25 января 1945 года управление лагеря начало эвакуацию заключённых. Около 11 600 человек покинули лагерь и были погнаны на запад, в колоннах по 1000—1500 человек, к каждой из которых было приставлено по 40 надзирателей. Колонны шли десять дней по морозу почти без пропитания на расстоянии около 7 километров друг от друга.

31 января солдаты СС расстреляли около 3 тысяч еврейских заключённых на берегу Балтийского моря близ города Пальмникен (сегодняшний Янтарный).»

Вопросы остаются. Но определённую часть трагедии под названием «Марш смерти» нам удалось прояснить. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем увидеть цельный документ посвящённый пальмникенскому маршу смерти, со всеми подобающими экспертными заключениями, документами и свидетельствами.

http://knia.ru/articles/19090

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *