Евреев немецкой диаспоры — в «Красную книгу»

image002

Через две тысячи лет жизни среди других народов. Бен-Гурион как-то заметил: «Чтобы в Израиле быть реалистом — надо верить в чудеса». Одно из великих чудес еврейской истории, которая, вообще, на чудеса плодовита — сам факт сохранения евреев, как народа.

Несмотря на гонения, геноцид, насильственное крещение, обращение в мусульманство и другие ужасы, которые постоянно сыпались на их голову.

Невероятно! Сказке подобно! Как такое могло произойти?

Одни объясняют приверженностью к иудаизму (хотя к бывшему Союзу это явно не относится), другие — антисемитизмом и, как следствие, изоляцией евреев от других народов, третьи — Б-жьим промыслом.

Сказанное, впрочем, не означает, что евреи, вообще, не ассимилировались и не растворялись в культурной, религиозной, национальной среде народов, среди которых жили. Ассимилировались и растворялись. Принимали другую религию, вступали в смешанные браки, порой, старались забыть о своей национальной принадлежности. И всё-таки народ, разбросанный по всему миру, жил. Евреи остались евреями… А сегодня? В XXI веке? Есть ли будущее у живущих в странах рассеяния потомков Авраама? Вопрос, как говорится, интересный…

Чем больше думаю на эту тему, тем яснее и отчётливей всплывает ответ: «Нет» Не скажу за всю Одессу, за Америку и другие страны, но для Германии никаких сомнений быть не может. Причины такому однозначному ответу самые разнообразные.

Но сначала немного истории.

Пророки ещё во времена существования Израильского и Иудейского царств были категорически против смешанных браков, влияния чужой веры или культуры.

«Из за трёх добродетелей,- говорили еврейские мудрецы, — избавились израильтяне от ига египетского: за то, что не изменили языка своего, имён своих и одежды своей».

Тем не менее, ассимиляция, повторюсь, была всегда, пока существовала Диаспора. Уже в IV в. до н.э. иудеи попадают под влияние эллинизма. Возникает еврейская литература на греческом языке. Некоторые из эллинизированных евреев даже сотрудничали с сирийским царём Антиохом Эпифаном, захватившим Иудею и преследовавшим иудаизм.

Раби Моше бен-Маймон (РАМБАМ)

В 11-15 вв. мощная волна ассимиляции захлестнула Андалусию, когда аннусиут (вынужденный переход в ислам) стал, как писал любимый ученик Маймонида, Ибн Акнин, «неизлечимой болезнью». Да и у самого Рамбама, выдающегося еврейского философа и богослова, родным языком был арабский.

Мозес Мендельсон (1729-1786 гг.)

Однако настоящая ассимиляция начинается не с тех давних времён, а значительно позднее, со второй половины XVIII века, с эпохи Просвещения. Большой вклад в ассимиляцию внесло еврейское просвещение (Хаскала), основанное Мозесом Мендельсоном. Видный философ, впрочем, был против отхода от иудаизма. Он призывал соплеменников изучать не только Тору, но и светские науки, боролся за приобщение евреев к мировым ценностям. Несмотря на это, многие последователи философа переходят в христианство, объясняя это приобщением к развитой европейской культуре, за которой якобы не поспевает «закостенелое» еврейство.

Особенно сильный размах ассимиляционные настроения у европейских ашкеназим приобрели в XIX веке с приходом реформистов. Деятели этого движения многое пытались изменить. В том числе, определяли еврейство как принадлежность не к вероисповеданию, а к титульной нации. В XIX веке, продолжая движение Хаскалы, появились «немцы Моисеева закона», «французы Моисеева закона» и т.д. Реформисты поддерживали идею ассимиляции, ничего не имели против смешанных браков, удалили из молитв упоминание о надежде евреев на возвращение в Эрец-Израиль.

Протоиерей Александр Мень, окрестивший в 70-80 гг прошлого века множество евреев-представителей творческой интеллигенции

Впрочем, ассимилироваться, попытаться изменить «неправильную» пятую графу, которая мешала попасть на хорошую работу и поступить в престижные институты, стремились в советское время многие евреи из бывшего Союза. Там многие евреи под лозунгами «пролетарского интернационализма», практически все три четверти века, отпущенные историей для СССР, культивировали русско-имперские принципы, выработанные царскими идеологами первой половины 19-го в. Самому древнему из цивилизованных народов Земли, давшему миру непосредственно или отраженно-искаженно (через христианство и ислам) Свет Торы, под угрозой уголовных преследований были запрещены изучение еврейских языков, истории и культуры. Взамен практиковалось насильственная манкуртизация суррогатом: русскими языком, историей и культурой. Этот процесс активно возобновился в путинской России 21-го в.

Почетная донская казачка Элина Быстрицкая

Послевоенные иудеи в синагогу не ходили и, можно сказать, насильственно идентифицировались как евреи. Таким образом, главное, что мешало отошедшим от религии носителям неправильного пятого пункта ассимилироваться в советское время, это государственный и, тесно связанный с ним, бытовой антисемитизм. Отторжение других народов. Процесс, впрочем, был противоречивый.

Многие евреи инстинктивно или осознанно, тянулись к браку с евреем (еврейкой), так как опасались когда-нибудь услышать от жены-мужа «гоев» или их родственников что-то вроде: «Ах ты, морда жидовская!».

А теперь вернёмся к причинам, которые убеждают меня, что еврейская диаспора не будет существовать долго.

Уменьшение религиозной среды

Действительно, религиозная составляющая в стране, пережившей Холокост, сжимается как шагреневая кожа. Хотя количество общин значительно, но число их членов, (реальных, а не мёртвых душ) катастрофически уменьшается. А, главное, средний возраст русскоязычных членов общин, а их здесь подавляющее большинство, выше 65 лет. Молодёжь в общину не идёт. Тут закон строгий и почти не знающий исключений: дети становятся верующими, если они получили религиозные навыки с молоком матери. Но даже из бывших жителей бывшего Союза, которые посещают Б-гослужения, (о других уже не говорю) верят в Б-га единицы. Это понятно. Откуда, возьмутся верующие среди бывших пионеров, комсомольцев и коммунистов?
Несколько лет был членом правления еврейской общины Магдебурга, три года работал в общине музыкантом и знаю, о чём говорю. Русскоязычные евреи в Германии за редким исключением посещают общину не в религиозных целях, а чтобы принять участие в культурных мероприятиях, получить ту или другую консультацию, воспользоваться помощью переводчика, наконец, просто пообщаться.

Ассимиляция

Государственный антисемитизм в Германии сошёл на нет. Тут двух мнений быть не может. Однако ассимиляция становится для русскоязычных евреев, особенно, для отошедшей от иудаизма молодёжи, важным средством интеграции в немецкое общество. Не владею статистикой, но почти все дети моих знакомых и родственников женились и вышли замуж за неевреев и полностью отошли от еврейства. А их дети, вообще, смутно представляют себе, кто такие евреи и если и приходят к религии, то вешают на шею крестик.

С начала 90-х годов прошлого века в Германию приехало более 200 тысяч евреев. Из них членами еврейских общин стало меньше половины. Прошло более 20 лет и стало очевидным, что во втором, а, тем более, в третьем поколении, значительная часть из приехавших потомков Авраама идентифицирует себя не евреями, а немцами или русскими.

Конечно, в Германии не услышишь в открытую: «Жидовская морда» или какой-нибудь другой комплимент такого рода. Это подсудное дело.

Лично я только один раз столкнулся с антисемитом-немцем. Мы с болгарским скрипачом играли в ресторане отеля «Маритим». После того как сыграли «Хава Нагила», подвыпивший немец лет 30-ти из сидевшей около рояля компании (как позже выяснилось из Мюнхена), громко и зло спросил: «Вы что, евреи?». Болгарин, не уловивший в вопросе скандальную интонацию, вежливо ответил: «Я болгарин, а пианист-еврей». И тогда житель Мюнхена в напряжённой тишине зала стал выкрикивать, брызгая слюной и размахивая руками:

— Зачем он работает? Евреи не должны работать. Они и так богатые. Все деньги мира в их руках.

Подошёл официант: «Прекратите или вызову полицию». После этого вся компания встала и покинула ресторан. Позже ко мне подошло несколько человек, очевидцев этой сцены, и сказали, что готовы выступить свидетелями, если я подам на антисемита в суд.

Хотя подобные антисемитские выпады в Германии, повторяю, услышишь редко, это не означает, что бытовой антисемитизм себя полностью изжил. Случай в Маритиме показывает: «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Как-то мой приятель устраивался на работу в частную фирму и его друг-немец предупредил: «Не говори, что ты еврей. Хозяин евреев не любит».

Антиизраильская демонстрация. Гамбург

Ещё в большей степени отходу от еврейства способствует антисемитские настроения живущих в Германии мусульман. В отличие от верующих в Аллаха, (много женщин и девочек ходит здесь в платках, длинных юбках и даже в парандже) иудею надо набраться смелости, чтобы ходить по улице в кипе или повесить на шею магендовид. Особенно открыто антисемитские настроения мусульман проявились во время антиизраильских демонстраций в крупных городах Германии, связанных с операцией Израиля в Газе «Несокрушимая скала».

Образование Израиля.

Мне могут возразить, что я сгущаю краски. В больших немецких городах, Берлине, Франкфурте на Майне, Дюссельдорфе, некоторых других, при общинах есть еврейские детские сады и даже еврейские школы, где дети приобщаются к иудаизму. Но, во-первых, в эти сады и школы ходит очень мало детей, а, во-вторых, дети эти, как правило, рано или поздно становятся гражданами не Германии, а Еврейского Государства.

Провозглашение государства Израиль изменило ситуацию. Не то чтобы уменьшилось количество ассимиляторов. Вовсе нет. Но даже у самых ярых сторонников слиться с окружающими народами в наднациональном, гуманитарном единстве появилось чувство национальной гордости. Даже они стали подумывать о репатриации на историческую Родину. Я уже не говорю, об ортодоксальных иудеях.

Сегодня стало ясно, что дни немецкой диаспоры сочтены. Лавинное увеличение количества еврейских общин в долговременной перспективе вряд ли изменит ситуацию. Об этом говорит и рост числа смешанных браков, и низкая рождаемость в еврейских семьях. Сказанное подтверждается статистикой. Еврейское население Европы с 1949-го и по настоящее время, несмотря на значительную иммиграцию евреев в Германию, в процентном отношении к общей численности мирового еврейства уменьшилось от 20% до 14%. Вместе с тем постоянно увеличивается доля евреев Израиля, которая медленно, но неуклонно повышается от 27% в 1985г, до 30% в 1990 г. и 38% в 2000г. , 40% в 2010 г.

Чем прочнее Страна Обетованная встаёт на ноги, чем значительнее её военные победы и успехи в экономике, тем чаще в аэропорту «Бен-Гурион» будут выходить на святую землю со слезами радости на глазах немецкие, русские, американские, французские и всевозможные другие евреи. Тем чаще мы, потомки Авраама, живущие в странах рассеяния, будем повторять: «В будущем году — в Иерусалиме».

 Автор — Лев Мадорский (Германия) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *