Нужно ли спорить с ковид-диссидентами?

 Отвечает раввин Довид Карпов

 

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Вот что волнует нас сейчас: редакция «Цимеса» начала следовать новым антиковидным ограничениям, введённым в Москве, а наш главред получила вторую дозу вакцины. Так что мы решили узнать, как лучше разговаривать с людьми, выступающими против вакцинации и отрицающими опасность коронавируса, — и стоит ли это делать вообще. Отвечает раввин Довид Карпов, который руководит общиной «Даркей шалом» в московском районе Отрадное.

***

Первое. Мнение врачей (а точнее, коллективное мнение всего медицинского сообщества) по вопросам здоровья принимается (в том числе и самими раввинами) как мнения Торы. Другими словами, раввины в большой степени полагаются на мнение врачей, принимая решения по подобным вопросам.

Второе. По религиозным принципам (галахе), забота о своём здоровье — и тем более о жизни и о безопасности — является прямой обязанностью каждого. Человек не имеет права подвергать свою жизнь и здоровье опасности, он обязан свести к минимуму возможные риски. Как сказано (4:15): «Берегите же души ваши…» Исключение делается только для ситуаций, в которых задействованы высшие соображения, например вопросы веры.

Третье. Существует принцип коллективной ответственности: общество обязано заботиться о каждом своём представителе, а каждый отдельный член общества несёт ответственность за судьбу и благополучие всей общины. Как говорится: один за всех, и все за одного. Скажем, если враги требуют от нас выдать одного из членов общины, а в противном случае угрожают покарать всех, мы не имеем права спасать жизнь многих ценой жизни хотя бы одного еврея.

Четвёртое. Когда речь идёт о реальной опасности для жизни и здоровья, любая сомнительная и спорная ситуация трактуется как бесспорная. То есть если существует хотя бы ничтожная вероятность, что наши действия (или, наоборот, наше бездействие) могут причинить вред (и тем более поставить под угрозу жизнь и здоровье ближнего), мы такую вероятность принимаем за стопроцентную и действуем исходя из этого. Вот пример: допустим, известно, что какому-то человеку нужна наша помощь, но мы не знаем наверняка, жив ли он ещё, — и даже если мы успеем вовремя, маловероятно, что мы сможем его спасти.

И всё равно мы обязаны попытаться, даже если придётся нарушить святость Шаббата или Йом-кипура. Должны прийти на помощь, даже если шансы заведомо ничтожно малы.

И наконец, пятое. Наше здоровье (а тем более наша жизнь), равно как жизнь и здоровье ближнего, — это в первую очередь «имущество» Творца. Мы не имеем права распоряжаться им по собственному усмотрению, не можем считать, что это наше личное дело. Тора обязывает нас заботиться о жизни и здоровье ближнего, как о своём собственном, как сказано (19:18): «…Возлюби ближнего твоего, как самого себя, Я — Г-сподь», и ещё (19:14): «…И перед слепым не клади препятствие, и бойся Б-га твоего, Я — Г-сподь». Мы не можем действовать исходя исключительно из своих собственных интересов и соображений, если наши поступки (или наше бездействие) объективно затрагивают интересы других членов общины (общества), как сказано (19:16): «…Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего, Я — Г-сподь».

Из всего сказанного следует простой и однозначный вывод. Мы все успели убедиться, что COVID-19 — это смертельно опасное заболевание, а вакцинация, даже если и не даёт 100%-й гарантии, заметно снижает риск заболеть (а в случае заболевания снижает вероятность смертельного исхода). Согласно законам Торы, у каждого из нас есть прямая обязанность пройти вакцинацию (любой зарегистрированной вакциной), причём это должны сделать абсолютно все (кроме тех, кому запретил лечащий врач). И никакие другие аргументы и соображения (собственные сомнения и опасения, авторитетное «мнение» друзей и знакомых, в том числе и с медицинским образованием) не принимаются.

Повторю: в нынешней ситуации пройти вакцинацию — это прямая заповедь из Торы!

Тот же, кто безо всяких веских причин отказывается от вакцинирования, грубо нарушает Тору (причём ежеминутно) и при этом поступает весьма эгоистично по отношению ко всей общине, пренебрегая своим гражданским долгом. С точки зрения Торы будет вполне справедливо, если такого человека ограничат в правах, например отправят в карантин, — хотя это, конечно, уже в компетенции административных и властных структур.

Так что же делать с отрицателями и антиковидниками, которые отказываются пройти вакцинацию? Общего ответа не существует. Если это наши близкие, мы можем по мере сил стараться их переубедить. Желательно, конечно, делать это максимально дружелюбно и миролюбиво, без скандалов и давления — как с ребёнком, который отказывается принимать необходимое для его же блага лекарство. Если же самостоятельно сделать это не получается, то стоит обратиться к профессионалам: медикам и раввинам (смотря кто для кого является большим авторитетом).

Мы не будем утверждать (как это делают многие), что эпидемия коронавируса ниспослана нам «за грехи наши». Но, с другой стороны, очевидно, что у текущей эпидемии, помимо естественных (или рукотворных) причин, есть и свои духовные причины. С точки зрения традиции ей предшествовала не менее губительная духовная эпидемия, которая стала возможной как результат ослабления нашего коллективного «эмунитета» (от слова «эмуна» — «вера»), а также благодаря «мутации» наших моральных устоев и нравственных принципов. И если нынешняя эпидемия имеет духовные корни, значит, противопоставить ей можно и нужно гражданскую ответственность и национальное единство.

Подготовили Арина Крючкова и Мария Вуль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *