Б-жественные запреты в Исламе

 

Сегодня мы живем в быстро развивающимся мире, где каждый день происходят невероятные открытия и создаются новые технологии. Наука и общество 21-го века невообразимыми ранее скачками движутся вперед, открывая новые направления для исследований, обсуждений, дискуссий.  Но по сей день, даже в условиях инноваций и технологического прогресса, вопрос религии, а особенно ее разрешений и запретов, остается крайне актуальным, ведь духовная жизнь человека , это основа его здоровой, правильной и долгой жизни. В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности Ислама, связанные с употреблением спиртных напитков и приема в пищу некоторых продуктов [1,2 ].

Одним из самых распространенных вопросов, связанных с законами Шариата и образом жизни мусульман, является вопрос о том, можно ли мусульманам пить алкоголь. Что относится к спиртным напиткам? Многие люди, ища оправдания своим слабостям, ложно утверждают что запрещено лишь употреблять крепкие напитки. А пиво, вино — всё это по их мнению, не харам, т.е. не под запретом. В Исламе к спиртным напиткам относится всё, что опьяняет разум, как бы это не называлось. По мнению мусульман, впрочем и не только их, употребление спиртных напитков лишает человека разума, толкает его на совершение грехов.  Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запрещается всё, что опьяняет человека»Посланник Аллаха подчёркивает, что следует смотреть не на материалы, из которых производят напиток, а на следствие, то есть на опьянение. В этом ключе пророка спросили о напитках из мёда, пшеницы, ячменя, которые становятся крепкими напитками, и он ответил «то, что опьяняет в больших количествах, является харамом и в малых количествах».

Стоит отметить, что запрет на употребление алкоголя в мусульманском мире был введен не сразу, а поэтапно. До ниспослания Создателем аятов о запрете спиртного в исламе и для искоренения пьянства среди мусульман употребление спиртного среди арабов было делом восхваляемым и популярным, поэтому поэтапный запрет стал милостью от Аллаха и в этом была божественная мудрость, мусульмане, у которых была зависимость от алкоголя, постепенно отказались от этого греха полностью и безвозвратно.

На первом этапе были ниспосланы аяты о том, что вреда в употреблении вина больше, чем пользы. В этот момент мусульмане в большей своей части от употребления спиртного отказались, но некоторая часть все-таки продолжили употреблять вино, услышав из слов Аллаха только слова о его пользе. Полностью запрет на алкоголь был введен в Коране в суре «Аль-Маида». В суре названы «скверными деяниями», внушаемыми шайтаном, опьяняющий напиток, азартные игры или майсир, гадания и жертвоприношения. В суре сообщается, что шайтан с помощью этих вещей и действий стремится посеять вражду между верующими, поселить ненависть между ними, а также отвратить от намаза и поминания Аллаха [5].

Вторым этапом был запрет в исламе на все опьяняющие средства, и он был введен после того, как для всех мусульман стало неприемлемым начинать намаз, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ведь намаз, молитва – это единственная возможность и привилегия для мусульманина, которая позволяет ему обратиться ко всевышнему Аллаху, сконцентрировав свои мысли, духовные силы и намерения, поскольку молитва должна произноситься с почтением и глубоким благоговением. Так, после праздника, устроенного одним из сподвижников Пророка Мухаммада , Абдуррахманом ибн Ауфом, где на столе стояло вино среди других угощений, был ниспослан еще один аят. Произошло это после того, как ко времени вечернего намаза имамом назначили одного из тех, кто участвовал в трапезе, и он потому прочел суру «Кафирун» «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Мы поклоняемся тому, чему поклоняетесь вы». Это был вопиющий случай, после которого был ниспослан аят, в котором говорилось: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (Сура 4. Женщины, 43-й аят) [5].

Третий запрет на спиртное был введен после того, как состоялся пир, в котором принимали участие мединцы и мекканцы, и на этом пиру подавали спиртное. Хмельные участники пира сначала хвалились друг перед другом, затем пиршество переросло в драку. Протрезвев и увидев последствия своих действий, мусульмане устыдились своего пьяного поведения и почувствовали себя грешными и почувствовали свою вину. После этого события верующим была ниспослана сура, в которой вводился запрет не только на спиртное, но и на азартные игры. В суре сказано: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (сура Аль-Маида (Трапеза), 90-й аят)[4,5].

Пророк Мухаммад  потребовал после ниспослания суры, чтобы жители Медины вынесли все то вино, которое хранилось у них в домах и вылили на улицу. Постепенно трезвенниками стало все население города, и это было самой успешной антиалкогольной кампанией, когда-либо проводившейся в мире.

Таким образом, можно утверждать, что все мусульмане мира – это общество, которое наименее всего подвержено проблеме алкоголизма. Через все века существования ислама мусульмане сумели пронести свое негативное отношение к алкоголю.

Согласно исследованиям, проводящимся и по сей день многими специалистами, врачами и учеными по всему миру, алкоголь наносит вред здоровью человека, а сам алкоголизм является тяжелым заболеванием, трудно поддающимся лечению. В конечной стадии алкоголизм приводит к смертельному исходу. Алкоголизму сопутствуют многие проблемы и болезни, которые развиваются на его фоне – это снижение иммунитета, заболевания печени,  отказы в работе сердечно-сосудистой системы (нарушения работы сердца, закупорка сосудов и их разрыв),  уничтожение нервных клеток головного мозга и расстройство нервной системы, а также проблемы с желудочно-кишечным трактом и легкими, нарушений функции почек.  Алкоголь вносит изменения в структуру генетического кода ДНК – именно она содержит в себе информацию о человеке и его потомках, вследствие чего рождаются дети с врожденными патологиями и заболеваниями. Общественная жизнь человека, который пристрастился к спиртному, также претерпевает ряд отрицательных изменений: у него возникают проблемы с личной жизнью, общением с окружающими, снижается социальная активность, принижаются морально-этические качества, он часто встает на путь преступлений и заканчивает свою жизнь на дне общества. Ученые неоднократно призывали внести алкоголь и табак в число тех наркотических веществ, которые наиболее опасны для жизни – эти наркотики социально приняты, но вред, который они наносят организму человека, даже больше, чем многие из тех наркотиков, которые официально запрещены[ 3,4].Пророк Мухаммад говорил, что даже если человек может опьянеть только от очень большой дозы какого-то напитка, то и малую его дозу пить ему запрещено: путь к алкоголизму начинается с малых доз, а после это перерастает в привычку и зависимость.

Теперь рассмотрим другой вопрос – что не может мусульманин принимать в пищу и почему? В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха). Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Питавшийся харамом не попадет в рай, а достоин попадания в ад». Всевышний Аллах говорит: «Скажи [, Мухаммад]: «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также мясо запретного животного, заколотого не с именем Аллаха». Если же кто-либо будет вынужден съесть без умысла совершить грех и преступить, то, воистину, твой Господь – прощающий, милосердный» (аль-Ан’ам, 145). Употребивший перечисленное в пищу без нужды будет из числа грешников. В глазах мусульман употребление в пищу свинины хуже, чем распитие спиртных напитков. В чем же причина таких ограничений и почему эти запреты считаются одними из главных грехов?

Начнем с того, что некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещёнными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым». Для того, чтобы мясо могло считаться халяльным, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным, не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное. Есть ряд и прочих требований к убою, которые необходимо соблюдать.

Согласно исламскому праву (фикх), животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы, являются мертвечиной. Мертвечина (майтат) – это животное, павшее естественной или насильственной смертью, а не посредством заклания (не заколотое в соответствии с каноническими нормами Ислама). Мертвечиной считается мясо животного, павшего от удушья, от удара тупым предметом, от падения с высокого места, по болезни, от того, что его забодало другое животное, загрызли хищники и т. п. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. По этой причине у мусульман имеет место запрет на употребление крови животных в пищу [11]. Наука объясняет этот запрет тем, что когда животное не заколото по нормам Ислама, кровь задерживается в трупе, и из-за этого плоть падали становится подходящим местом для развития микробов, болезнетворных микроорганизмов и паразитов, что в последствии может стать причиной порчи мяса, развития опасных заболеваний распространения различных эпидемий. По этим причинам Пророк Мухаммад велел закалывать животное по нормам Ислама, чтобы обезопасить людей от различных болезней. Исключениями из этих правил являются некоторые морепродукты.

Что касается запрета на употребление мяса свинины, то здесь наука может дать следующие комментарии [6,7]. Свинья – животные не чистоплотное, нечистое, и считалось оно таким с давних временя еще до появления Ислама. Это животное может есть свои экскременты, есть отходы, есть случаи, когда эти животные загрызают свое потомство. Даже в самых ранних религиозных ритуалах свинья считалась неподходящим животным для ритуальных жертвоприношений[8]. Свиньи довольно часто переносят всевозможные заболевания  и часто становятся не только носителями, но и распространителями опасных заболеваний, в том числе заражения паразитами — риска заражения гельминтами – аскаридами, острицами, нематодами, солитером. В последнее время все чаще в разных уголках земного шара у виней случаются вспышки «свиного гриппа», «африканская чума свиней», «японский энцефалит». Для борьбы с этими вирусами фермерские хозяйства идут на крайние меры, буквально сжигая все зараженное поголовье.

И еще одним крайне важным фактором простив употребления мяса свинины является схожесть его с человеческим. Они похожи как по своей структуре, так и по ряду биохимических и анатомических показателей. Неслучайно в медицине существует целый ряд противопоказаний есть свиное мясо. Особенно следует обратить внимание на то, что у свиней и у людей могут быть одни и те же заболевания, так что при употреблении свинины в пищу человек может заразиться от этих животных заболеваниями, которые вызываются вредоносными микроорганизмами, не погибающими при термообработке.

Таким образом, проведя краткое исследование по теме запретов в Исламе, связанные с употреблением спиртных напитков и приема в пищу некоторых продуктов, можно сделать вывод, что все выше рассмотренные запреты абсолютно не беспочвенны и имеют под собой строго выстроенную логику и смысл, главной и основной целью которых является сохранение здоровья тела и духа человека.

Кадимагомедов Ахмеджан

 

 

 

Список использованных источников:

  1. https://roshalalnadzor.ru/haram-zapretnoe/
  2. https://roshalalnadzor.ru/svyashhennye-pisaniya/
  3. http://p-72.ru/vliyanie-alkogolya-na-zdorove-cheloveka/
  4. http://pol1.tomsk.ru/novosti/281-21-09-2018
  5. https://medinaschool.org/library/creed/grehi/alkogol-v-islame
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пищевые_запреты_в_исламе
  7. https://islam-today.ru/veroucenie/bolsie-grehi-upotreblenie-v-pisu-krovi-i-mertvecniny/
  8. https://islamdag.ru/verouchenie/51363

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *