Истоки и современное состояние движения Барельви

 

Одним из движений суннитской школы — Барелви  (урду : بَریلوِی , Barēlwī , произношение урду:  [bəreːlʋi]) — это движение, следующее суннитской ханафитской школе юриспруденции[5]. Название происходит от северного индийского города Барейли, родного города его основателя и главного лидера Ахмеда Раза Хана (1856–1921)[2]. Хотя обычно используется термин Барелви, последователи движения часто предпочитают, чтобы их называли Ахле Суннат ва Джамаат (урду : اہل سنت وجماعت )[14].

Движение Барелви стало известным как «Барелви» из-за их лидера Ахмада Раза Хан, который в 1904 году основал исламскую школу Манзар-э-Ислам[7,14].

Ахмед Раза Хан, широко известный как «Ала-Хазрат» (1856-1921) — исламский ученый, правовед, теолог, аскет, суфий, поэт урду и реформатор в Британской Индии, основатель движения Барелви.

Считается, что Ахмад Раза Хан обосновал правильность суннитской формы ислама в том виде, в каком она известна большинству мусульман Северной Индии. Барелви считают себя наиболее последовательными суннитами. Они отводят центральное место Корану и преданиям о пророке Мухаммаде — хадисам[11,12].

Признанная ими школа права — ханифитская (доминирующая на субконтиненте). Барелви верят в особые способности Пророка, в то, что он обладал способностью эманации «света пророка», т.е. чудесных качеств, своим потомкам (сейид), к которым причисляли себя все ведущие суфийские шейхи.

Центральная идея доктрины движения Барелви состоит в том, что Пророк Мухаммад являлся одновременно и человеком, и светом. Согласно этой доктрине, физическому рождению Мухаммеда предшествовало его существование в виде света, предшествовавшего творению, т.е. изначальная реальность Пророка Мухаммеда существовала еще до сотворения мира, и что Бог сотворил мир ради Пророка Мухаммеда. Сторонники этой доктрины считают, что слово Нур (свет) в Коране 5:15 относится именно к Пророку Мухаммеду.[1]

Еще одна из ключевых идей доктрины движения Барелви состоит в том, что Мухаммад может наблюдать и присутствовать в нескольких местах одновременно (Хазир-о-Назир)[4,6].

Сторонники этой доктрины утверждают, что термин Шахид (Свидетель) в Коране 33:45 4:41 относится к этой способности Пророка Мухаммеда и предоставляют различные хадисы в качестве источников, подтверждающих эту идею.

Фундаментальное убеждение движения Барелви состоит в том, что Пророк Мухаммад обладает знанием о невидимом, которое достигается от Бога (атаи) и не равняется знанию Бога. Это относится к слову «уммий», упомянутой в Коране.

Представители движения Барелви заняли позицию против движения «Талибан» в Южной Азии, организовывая митинги и протесты в Индии и Пакистане[13,8,15,16].

В настоящее время относительно мирно сосуществуют последователи этой школы в странах Западной Европы и Северной Америки. К примеру, в Великобритании примерно 500 000 человек придерживается течения Барелви, при этом половина всех британских мусульман-южноазиатов являются именно последователями барелви. Приверженцы данного течения контролируют треть мечетей, официально зарегистрированных в Великобритании (500 из 1500) [17].

India Today подсчитано, что более двух третей мусульман в Индии придерживаются движения Барелви, а The Heritage Foundation, Time и Washington Post дала аналогичные оценки подавляющему большинству мусульман в Пакистане. По оценке политолога Рохана Беди, 60% пакистанских мусульман — барелвиты. Барелвисы составляют большинство в регионах Пакистана Пенджаб, Синд и Азад Кашмир[15,16,18].

Большинство людей в United Королевство пакистанского и кашмирского происхождения происходит от иммигрантов из районов с большинством барелви. Движение Барелви в Пакистане получило финансирование от Барелвиса в Великобритании, отчасти в качестве реакции на конкурирующие движения в Пакистане, также получающие финансирование из-за рубежа. Согласно редакционной статье англоязычной пакистанской газеты The Daily Times, многие из этих мечетей были узурпированы радикальными организациями, финансируемыми Саудовской Аравией [17].

Зарубежные исследователи высказывают противоречивые мнения о глубинной природе движения Барелви, причем большинство описывают эту группу как подверженную нетерпимости и радикализму [9,10]. В частности, «стойкие Барелви» подвергались критике за чрезмерное использование отлучения (такфир) против своих оппонентов, что порождает ненависть и иногда даже насилие в мусульманском сообществе.

Проведенный анализ источников позволяет сделать вывод ,что это движение на современном этапе локализовано на Индо-Пакистанском пространстве и не имеет тенденции к территориальному расширению, за исключением Южной Африки и Северного Кавказа в части похожести суфисских обрядов.

Кадимагомедов Ахмеджан

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 154 с — حضرت مولانا رشید احمد گنگوہی  اوثق العری فی تحقیق الجمعۃ فی القری
  2. 116 с — تصوف کیا ہے؟   حضرت مولانا محمد منظور نعمانی
  3. 63 с — تین طلاق پر دو فتوے مفتي زين الاسلام قاسمي الہ آبادي
  4. 24 с — مولانا شاہ عالم گوركھپوری دور حاضر کا مدعیٔ مہدویت ومسیحیت شکیل بن حنیف ایک تعارف وتجزیہ
  5. 84 с — مفتي زين الاسلام قاسمي الہ آبادي غیر مقلدین سے متعلق دارالعلوم دیوبند کے چند اہم فتوے
  6. 13 с — حضرت مولانا حبیب الرحمن قاسمی اعظمی مقالات حبیب — جلد اول
  7. 47 с — مولانا نظام الدین اسیر ادروی  افکار عالم: علمی، ادبی، تنقیدی اور تحقیقی مقالوں کا مجموعہ
  8. 16 с. -دیوبندیت.
  9. 10 с. دیوگند کے باطل عقائد.
  10. 424 с.- قہر خداوندی بر فرقہ دیو بندی.
  11. 5 с. مسلک دیوبند کیا ھے.
  12. 89 с. دیوبند کی خانہ تلاشی.
  1. Истоки суфизмав средневековой Индии[Текст]: братство Чиштийа / Л. З. Танеева-Саломатшаева; Российская акад. наук, Ин-т востоковедения. — 2-е изд. — Москва: Восточная лит., 2010. — 309, [2] с.; 21;
  2. Суфизм. Его святые и святыни: введ. в изучение суфизма со спец. отношением к Индии и Пакистану: [пер. с англ.] / Джон А. Субхан. — М.: Диля; СПб.: Диля, 2005 (ГИПК Лениздат). — 250 с.
  3. Идея национальной идентичности [Текст]: опыт Пакистана / А. Л. Филимонова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. — Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2013. — 394 с.
  4. Эволюция идеи национальной идентичности в Пакистане: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.03 / Филимонова Алина Левоновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. — Москва, 2011. — 320 с.
  5. Мусульманская иммиграция в страны Западной Европы: особенности и последствия: на примере Великобритании, Германии и Франции: диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05 / Хрусталев Иван Маркович; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. — Москва, 2011. — 185 с.
  6. Ислам на современном Востоке : регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока ; [отв. ред. В. Я. Белокреницкийи А. З. Егорин]. — М. : Ин-т востоковедения РАН : Крафт+, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). — 439, [1] с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *