Как евреи моют руки?

Евреи мыли руки с незапамятных времён. Это было предписано Торой и всегда, образом жизни.
Именно это послужило гонениями евреев в средневековье, когда другие европейцы заливали свою вонь духами, но не мылись принципиально.
А у евреев гигиена была привита поколениями и оспенные, чумные и прочие напасти обходили еврейские кварталы стороной.
Горожане, выжившие, считали это бесовщиной и устраивали погромы вместо, что бы просто помыть руки…

Еврейские ритуалы мытья рук: Зачем? Почему? Как?

Как евреи моют руки?
По еврейскому обычаю мытье рук — это больше, чем простая гигиеническая процедура, скрывающая под собой большой символизм.

Значение еврейского мытья рук

На иврите мытье рук называется «нетилат ядаим». Мытье рук после еды известно, как «маим ахроним», что означает «после воды».

Есть несколько случаев, когда еврейский закон предписывает омывание рук:

• после сна

• после похода в ванную

• покинув кладбище

• перед едой, если задействован хлеб

• после еды, если использовалась «соль Содома»

 
Омовение рук уходит корнями глубоко в историю
 
Омовение рук уходит корнями глубоко в историю

Происхождение ритуала

Основа для мытья рук в иудаизме изначально была связана со служением в храме и жертвоприношениями, а также из Торы в Исходе 17-21.

И говорил Господь Моисею, говоря: «Вы также должны сделать таз из бронзы, а его постамент также из бронзы, умываться, и поставь его между скинии собрания и жертвенника, и вы должны поставить в воду это. Ибо Аарон и его сыновья будут мыть там свои руки и ноги. Когда они войдут в скинию собрания, они должны омыться водой, чтобы не умереть или, когда они приблизятся к алтарю, чтобы служить, чтобы сжечь жертву сделано огнем Господу, чтобы они омыли руки и ноги свои, чтобы не умереть; и это будет вечно для них, для него и для его потомков на протяжении всех их поколений».

Указания для создания бассейна для ритуального омовения рук и ног священников — это первое упоминание о практике. В этих стихах отказ от мытья рук связан с возможностью смерти, и именно по этой причине некоторые полагают, что сыновья Аарона умерли в Левит 10.

Однако после разрушения Храма ритуал мытья рук продолжал жить, правда претерпел некоторые изменения. Без ритуальных предметов и процессов жертвоприношений мыть руки не было необходимости.

Но Раввины, не желая, чтобы важность ритуала мытья рук была забыта во время перестройки (Третьего) Храма, перенесли святость жертвоприношения Храма на обеденный стол, который стал современным алтарем.

Бесчисленные правки с этими изменениями благодаря раввинами были внесены в трактат Талмуда, где объясняется как, где и в каких случаях практиковать, какую воду считать чистой и так многое другое.

Упоминание о мытье рук можно найти 345 раз в Талмуде, в том числе в Эрувине 21б, где раввин отказывается от еды, находясь в тюрьме до того, как у него есть возможность вымыть руки.

«Наши раввины учили: Р. Акибу однажды поместили в тюрьму [к римлянам], а Р. Джошуа, мастер по изготовлению крупы, следил за ним. Каждый день ему приносили определенное количество воды. Однажды его встретил тюремный смотритель, который сказал ему: «Сегодня у тебя довольно много воды; возможно, она тебе нужна для того, чтобы подорвать тюрьму?» Он вылил половину этого и передал ему вторую половину. Когда он пришел к Р. Акибе, последний сказал ему: «Иисус, разве ты не знаешь, что я старик, и моя жизнь зависит от тебя?» Когда последний рассказал ему обо всем, что произошло [Р. Акиба] сказал ему: «Дай мне воды, чтобы помыть руки». «Не хватит пить, — жаловался другой, — хватит ли мыть руки?» «Что я могу поделать, — ответил первый, — когда за [пренебрежение] словами раввинов кто-то заслуживает смерти? Лучше, чтобы я сам умер, чем если бы я преступил вопреки мнению моих коллег». Он ничего не пробовал, пока другой не принес ему воды, чтобы помыть руки».

 
Еврейская традиция
 
Еврейская традиция

Мытье рук после еды

В дополнение к мытью рук перед едой с хлебом, многие религиозные евреи также моют после еды, называемой «маим ахроним», или после воды. Происхождение этого происходит от истории с солью в Содоме и Гоморе.

Согласно Мидрашу, жена Лота превратилась в столб после того, как она согрешила солью. Как гласит история, Лота пригласили ангелов домой, которые хотели выполнить заповедь присутствия гостей. Он попросил свою жену дать им немного соли, и она ответила: «Даже этот злой обычай (обращаться с гостями, давая им соль), вы хотите сделать здесь, в Содоме?» Из-за этого греха в Талмуде написано:

«Почему [раввины] говорили, что мыть руки после еды — это большая обязанность? Из-за определенной соли Содома, которая делает глаза слепыми. (Вавилонский Талмуд, Хуллин 106).

Эта соль Содома также использовалась в службе специй в Храме, поэтому священники должны были мыться после обращения с ней, опасаясь ослепнуть.

В настоящее время именно это омовение рук не соблюдают, потому что большинство евреев в мире не готовят и не приправляют солью из Израиля, не говоря уже о Содоме. Конечно есть те, кто считает, что негласно еправило и что все евреи должны практиковать в ритуале «маим ахроним».

Мытье рук после сна

Традиция омовения рук утром также считается важным в иудаизме и на это есть несколько причин.

Во время сна, человек не может контролировать себя полностью, поэтому непроизвольно может дотронуться до мест, которые прикрываются одеждой. (Рош, Брахот 9:23). Проснувшись необходимо сделать омовение рук три раза на каждую руку поочередно (один раз на правую, один на левую).

Евреи верят, что каждое утро человек заново родился (респонс Рашба 1:191) и после ночи нужно очистить от «нечистоты» руки, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра(Бейт Йосеф 4).

Хазон Иш пишет, что необходимо быть очень осторожным, тщательно выполняя все законы омовения рук с утра, поскольку это особый вид чистоты – таора, которая приводит к святости.

 
Омовение нужно производить по правилам
 
Омовение нужно производить по правилам

Как правильно мыть руки

Омовение рук имеет свое собственное понятие каким образом нужно омывать руки.

Для большинства видов мытья рук, в том числе перед едой, где вы будете есть хлеб, вы должны выполнить следующие действия:

• Убедитесь, что ваши руки чисты. Это кажется контрпродуктивным, но помните, мытье рук не о чистоте, а о ритуале.

• Заполните чашку для омовения достаточным количеством воды для обеих рук. Если вы левша, начните с левой руки. Если вы правша, начните с правой руки.

• Вылейте воду дважды на свою доминирующую руку, а затем дважды на другую руку. Некоторые наливают три раза. Удостоверьтесь, что вода покрывает всю вашу руку до запястья.

• После мытья возьмите полотенце и пока вытираете руки произносите благословение.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *