ДЕНЬ ДУРАКА ПО-ЕВРЕЙСКИ

Первое апреля в еврейской традиции

Ежегодно, в первый день апреля, то там то тут раздаются возмущенные возгласы по поводу несоответствия первоапрельских шуток еврейскому образу жизни. Предлагаю вашему вниманию перевод сенсационной статьи профессора раввина Джеффри Шлепкина, опубликованной в последнем номере весьма популярного в Америке журнала «The Penguin». Джеффри Шлепкин является деканом факультета еврейской сатиры и юмора университета Лас-Вегаса, Невада, США и его статьи постоянно печатаются в различных изданиях:«Основным аргументом еврейских противников Дня Смеха всегда являлся факт празднования этой даты по нееврейскому календарю, а также полное отсутствие каких-либо намеков на этот праздник в еврейских источниках. В последние несколько месяцев я провел серьезные изыскания по этому вопросу и, как мне кажется, собранная мной информация является поистине уникальной и в некотором роде даже сенсационной. Исследовав множество источников, как еврейского, так и в не еврейского происхождения, я убедился, что именно из-за того, что День Смеха празднуется по общепризнанному, а не по Еврейскому календарю, мы до сих пор не находили никаких намеков на этот день в наших источниках. Ведь по Еврейскому календарю этот праздник каждый год выпадал на иную дату и именно поэтому никому не приходило в голову связать между собой различные важнейшие события в еврейской истории.
Для начала я проверил, действительно ли существует мидраш, согласно которому оправдываясь в райском саду перед Создателем Мира за введение в грех Хавы, Змей-искуситель неудачно попытался свалить все на первоапрельскую шутку. Впервые подобный мидраш упоминается в сочинениях средневекового христианского философа Иоахима Реневеерса, жившего в XVI веке сначала в Амстердаме, а затем в Турине. Там в Турине он и закончил свои дни на костре инквизиции, причем среди обвинительных документов в архивах Ватикана был найден и документ с упоминанием этой истории со змеем — как известно католическая церковь считала любое упоминание о Дне Смеха ересью, связанной с поклонением нечистой силе в Древнем Риме. Впоследствии намеки на эту историю, причем всякий раз немного видоизмененную, встречаются еще в нескольких документах, датированных XVIII веком, но судя по всему все они черпали информацию именно в сочинениях Реневеерса. Сейчас весьма сложно достоверно понять, откуда голландский философ взял эту историю, но я подозреваю, что первоисточником может быть проживавший в те же годы в Амстердаме раввин Хаим Толедано, известный своим чувством юмора и удачными шутками. Как известно, Иоахим Реневеерс не отличался большой любовью к евреям и даже собирал информацию для книги, которую он собирался озаглавить «Иудейское язычество». Вполне возможно, что вышеупомянутый раввин Толедано и подсунул ему эту историю и даже может быть, что это случилось первого апреля. Дополнительным опровержением еврейского происхождения этого мидраша является общепризнанный факт, что создание Мира, также как и изгнание Адама и Хавы из Рая, произошло осенью, что никак не может совпасть с весенним месяцем апрелем.
Итак, если вся эта история со змеем, не более чем шутка, то первым упоминанием о Первом апреле можно считать историю, упомянутую в записях некоего Мордехая из Акко, случайно обнаруженных мной среди многочисленных материалов Каирской генизы. В одной из своих записей этот человек пишет, что лично видел мидраш, согласно которому ангел, остановивший Авраама в последний момент, когда тот уже собирался принести в жертву своего сына Ицхака, под конец «подмигнув благословил его с первым днем весеннего месяца Ибрыл» и ведь давно доказано, что современное свое название месяц апрель получил именно от древнеегипетского Ибрыл.
Дальше общеизвестно толкование Торы, составленное раби Симхой сыном Дана (РАСБАД), жившим во Франции в Тулоне в XIII веке, согласно которому когда разгневанный Эсав, узнав о краже братом отцовского благословления, попытался убить Яакова, путь ему преградила Ривка, заявившая, что все случившееся было может и не очень удачной, но всего лишь «шуткой этого дня», а сделав элементарный подсчет мы с легкостью сможем установить, что «этот день» был как раз Первым апреля.
Согласно другому средневековому мудрецу — РАГАКу, когда Яаков наутро явился к Лавану с претензиями в подмене жены, Лаван, среди прочих отговорок, заявил ему: «Разве забыл ты, какой день был вчера?». Правда, нигде в наших источниках не упомянуто, какой же действительно это был день, но мы с легкостью можем это вычислить — несложно подсчитать, что свадьба Яакова и Рахели состоялась восьмого апреля, а ведь это было ровно через неделю после того, как он женился на Лее.
Еще одно упоминание об этом дне я не смог найти нигде в письменных источниках, но один праведный еврей из Иерусалима рассказывал мне как-то, что у них в семье из рода в род устно передается история о том, что наученный уже горьким опытом Яаков поначалу отказывался верить своим сыновьям, принесшим из Египта весть о том, что Йосеф жив, подозревая за их словами первоапрельский розыгрыш.
И уж если все вышеперечисленные источники и могли кого-то не убедить, то следующая, поистине сенсационная находка никого не оставит равнодушным!

В прошлом году известный английский египтолог Стэнли Бассет обнаружил и раскопал гробницу фараона Саманхотепа IV, представителя ранней семнадцатой династии. Мне посчастливилось первым исследовать некоторые из найденных в гробнице предметов и на одном из древних папирусов я обнаружил свидетельство некоего царедворца, рассказывающего о том, что случилось в дни правления одного из предыдущих фараонов. Кроме всего прочего там упомянуто, что Моисей требовал у фараона отпустить весь еврейский народ всего на три дня в пустыню, чтобы они служили Вс-вышнему, а потом вернулись назад в Египет. И вот на третий день, когда фараон с минуты на минуту ожидал доклада о возвращении евреев к работе, неожиданно прибыл посланник от Моисея и вручил фараону дощечку с короткой надписью «С Первым апреля!«. Только после этого египтяне поняли, что сами евреи возвращаться не собираются и бросились за ними в погоню.
Можно еще долго перечислять все события еврейской истории, случившиеся первого апреля. Здесь и попытка Адонияу, сына царя Давида, объявить себя царем выдав завещание отца (которое, как известно, было не в его пользу) за первоапрельскую шутку, и Аман, апеллировавший к календарю и пытавшийся спасти свою жизнь, заявив, что он пошутил и что дерево длинной в 50 локтей приготовлено вовсе не для Мордехая и еще многие другие случаи, перечисление которых не может продолжаться в ограниченных рамках журнальной статьи.
В добавок, имеются также и страницы из старых вариантов Вавилонского Талмуда, ныне исправленные, на которых не раз встречается разрешение несогласования двух противоположных высказываний одного и того же мудреца с помощью утверждения, что одно из этих высказываний было сказано первого апреля, а значит являлось всего лишь шуткой.
Можно привести еще немало свидетельств, но и без них понятно что, после того, как я привел все эти источники, нельзя не согласиться, что День Смеха с древних времен праздновался евреями именно первого апреля, а значит нет никаких причин сопротивляться празднованию этого дня.»

Оригинал статьи: здесь.
https://barmaleo.livejournal.com/132831.html 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *