Ханука без лишних кило

С уфганиёт очень похожи на русские пончики, или  пышки, но у них есть несколько принципиальных отличий. Первое – это начинка. Второе – это сезонность: попробовать суфганиёт вы сможете только раз в году, на Хануку. Всё остальное время суфганиёт в Израиле почему-то не готовят. Исследователи израильской кухни притом до сих пор спорят, откуда же взялось это блюдо. Большинство сходится том, что суфгания – родом Северной Африки.  Готовят пончики из дрожжевого теста, отсюда и ское название – суфгания, от слова «сфог» – губка. Тесто раскатывают скалкой, жарят в масле и с помощью шприца вводят внутрь начинку. Впрочем, это упрощенный вариант рецепта. Еще каких-то 50 лет назад суфганиёт готовили совсем по-другому: раскатывали очень тонкое тесто и вырезали кружочки. Затем на нижний кружочек клали начинку, накрывали верхним и защипывали края. Но современный вариант со шприцем, конечно, требует меньших усилий. Что касается начинки, то в тради-ционном варианте она должна быть из красного джема, обычно клубничного. Но возможны и другие версии начин-ки – из сгущенки, жидкого шоколада или ванильного крема. Ограничений нет, каждый может дать волю собствен-ной фантазии.

В последнее время израильские диетологи и кулинарные критики забили тревогу: невинные, казалось бы, пончики совершенно не соответствуют современным стандартам рационального не следует пичкать на изобретательности, чтобы превратить этими пончиками, которые сочащуюся маслом и заполненную наносят вред здоровью и не сладким джемом суфганию в здоровый десерт. В результате суфгания заметно похудела: за последние годы ее средняя масса сократилась с прежних 100 граммов примерно вдвое. Появились даже пончики «на один укус» – весом около 30 граммов.  Некоторые пекарни вообще отказываются от жаренных во фритюре пончиков, заменяя их печёными. На что многие возражают: дескать, печеная суфгания – вообще не пончик, а булочка вроде французских бриошей. Да и печеный пончик едва ли может считаться символом Хануки – праздника в честь чуда с маслом.

Почему вообще сефардская по происхождению суфгания стала главным символом Хануки в преимущественно ашкеназском палестинском ишуве начала XX века?
В конце 1920-х объединение израильских профсоюзов приняло решение всячески популяризировать суфганиёт и превратить их в главный кулинарный символ Хануки. До этого более распространенным ханукальным блюдом были традиционные ашкеназские латкесы, картофельные оладьи вроде белорусских драников. Всё очень просто: латкесы – типичное домашнее блюдо, тогда как пончики чаще покупают готовыми. И благодаря этому профсоюз рассчитывал увеличить занятость и товарооборот в пищевой промышленности. Вот так суфганиёт и стали самым популярным ханукальным блюдом, причём не только в Израиле, но и в диаспорах.

Николай ЛЕБЕДЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *