Ах, эта еврейская свадьба!..

aheta1911
Современная еврейская свадьба в Москве. Фото:
Simonpor
М.Страямский. Еврейская свадьба

Что мы знаем о проведении обряда бракосочетания у евреев?

На свадьбе всенепременно должны присутствовать:

  • Жених и невеста.
  • Два кошерных свидетеля (то есть два обычных еврея).

На свадьбе обязательно должны быть совершены такие действия:

  • Должна быть подписана ктуба (брачный договор).
  • Пара должна стоять под хупой (балдахин на четырех палках — если кто-то еще не знает).  А хупа должна стоять под открытым небом.
  • Невесте на палец должны надеть кольцо.
  • После свадьбы должны быть танцы. И всем должно быть весело. А весело — это громко.

Казалось бы, ничего сложного, все понятно, и есть ощущение, что так было всегда. Но не все так просто.

М.Страямский. Еврейская свадьба
М.Страямский. Еврейская свадьба

Российская империя всегда имела собственное мнение по любому вопросу и даже по поводу проведения еврейских свадеб.

Прежде всего, империя настаивала на том, что все свадьбы должен фиксировать один-единственный казенный городской раввин.

Казенные раввины были достаточно забавными, у меня есть уже полмиллиона историй, связанных с этой странной профессией. Чтобы дать вам некоторое представление об этих людях, могу сказать, что достаточно часто они не владели ни ивритом, ни идишем, и естественно не были в состоянии провести ни одного обряда.

Отдельно от казенных существовали духовные раввины, так что с нравственностью и духовностью у евреев все было в порядке. И кстати, духовные раввины тоже вполне считались госслужащими, но актовые книги мог вести только один человек, чем достаточно часто злоупотреблял. В итоге дошло до того, что свадьбы проводились внутри помещений, и хупу брачующиеся были вынуждены арендовать у раввината. Далеко не все могли себе это позволить, и поэтому если вы длительное время не можете найти запись о бракосочетании ваших предков — не расстраивайтесь. У них просто не было денег его зарегистрировать. Или ваш прадед поссорился с казенным раввином и зарегистрировал брак в другом городе. Такое тоже случалось.

Сразу после того, как государству Российскому перестала нравиться еврейская одежда, ему перестали нравиться и еврейские свадьбы. Точнее не сколько сами свадьбы (они приносили доход), сколько связанные с этим мероприятия.

27 августа 1851 года генерал-губернатор Новороссийский и Бессарабский запретил участникам еврейских свадеб ходить по улицам с зажжёнными свечами и музыкой.

Но, несмотря на эти запреты, какие-то евреи продолжали шуметь на улицах. В том числе — в Одессе. А именно, на углу Малой Арнаутской и Екатерининской улицы, напротив Телеграфной станции, чем дико возмущали местных чиновников. И, конечно, беспорядки по городу были связаны исключительно с проведением еврейских свадеб, и это нужно было немедленно пресечь.

Очень долго чиновники выясняли животрепещущий вопрос — каким образом можно воспрепятствовать этой порочной практике – еврейской музыке на улицах. Подозреваю, что свечи их возмущали меньше. Кто же должен был город освещать, не губернатор же.

И что же чиновники решили предпринять в конечном счете?

Каких-то шесть лет спустя они взяли у музыкантов подписку, что те больше не будут играть на еврейских свадьбах по улицам. То есть на любых других свадьбах они могли играть на улицах, а на еврейских – нет. И наши дорогие казенные раввины, конечно, озвучили во всех молельных домах информацию о запрете музыкантам играть, а людям — свечи зажигать.

Помог ли кому-нибудь этот глупый указ? Да. Он привел к созданию уламей хатуна (специальных мест для проведения свадеб, ныне именуемых банкетными залами) и некоторое количество евреев получило дополнительную возможность заработать.

Мораль — все к добру и к деньгам. Даже гонения на еврейские свадебные традиции.

 Сара Надя ЛИПЕС

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *