«Бабий Яр» Лу­ганска. «Не забудем, не простим!»

В Новороссии, вслед за Польшей, начат сбор средств на реконструкцию памятника жертвам фашизма

Месяц назад в Польше был торжественно открыт восстановленный на народные деньги памятник советским воинам, которые погибли, сражаясь с немецко-фашистскими  агрессорами в 1945 году. Сегодня в Новороссии стартовала подобная народная инициатива — по сбору средств на реконструкцию памятника жертвам фашизма в 1942 году в Воро­шиловграде (ныне Луганске). Речь идёт о  мемориале «Не забудем, не простим!», который называют «Бабьим Яром» Лу­ганска. Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует материал Юлии Луганской из Новороссии, призывая своих читателей помочь соратникам в ЛНР.

Мемориал «Не забудем, не простим!» называют «Бабьим Яром» Лу­ганска. Он установлен на краю противотанкового рва, где в начале но­ября 1942 года фашисты расстреляли несколько тысяч луганчан, в том числе практически всю еврейскую общину города. В братской могиле захоронена лишь часть погибших. Остальные погребены в этом самом противотанковом рве, и в районе лесополосы.

Над братской могилой мирных жителей Луганска возвышается памятник Со­ветского воина с убитым фашистами ребенком на руках. Вокруг плиты, на ко­торых когда-то были металлические таблички с именами погибших. Теперь они требуют восстановления.

После того, как в феврале 1943 года Луганск был освобожден от фашистов, расследованием подробностей этого страшного преступления занялась чрезвы­чайная государственная комиссия, которой удалось установить имена лишь не­большой части погибших здесь людей. Тела многих расстрелянных были настоль­ко изувечены, что их невозможно было опознать.

Очевидцы того ужаса, который творили в оккупированном Луганске немец­ко-фашистские захватчики, рассказывают, что тогда они – совсем ещё дети, подо­брались к месту массового расстрела, слышали команды немцев, и крики людей. Через терновые кусты проглядывалась такая картина: приезжают две-три маши­ны, становятся в ряд, звучит команда выходить, но никто не выходит. Тогда на людей спускали собак.

Памятник в Луганске.

После этого, люди сами выскакивали из машин. Их заставляли полностью раз­деваться. Хорошую одежду немцы складывали в картонные коробки, а ветхую тут же сжигали. Вокруг горели костры. Человек тридцать немцев стояли в две шеренги. К ним подводили по одному человеку, и с них снимали все украше­ния – кольца, серьги, цепочки, вырывали золотые коронки. Все это складывали отдельно. Маленьких детей не раздевали. Их отбирали у матерей, и отдавали к немцу в белом халате, который чем-то мазал им под носом. После этого их сразу бросали в окоп. Ребят постарше, подростков, раздевали и заставляли закапывать уже расстрелянных. Потом их и самих расстреливали. Многие пытались убежать через окоп. Но там, по другую сторону рва ходил бронетранспортер, из которого в беглецов стреляли из пулемета. Два немца с пистолетами ходили между трупа­ми и добивали раненых.

4 ноября к окопам привезли пленных советских солдат, их заставили стаски­вать убитых в противотанковый ров и закапывать. После этого пленных расстре­ляли и закопали там же.

Из официального. Об этом злодеянии фашистов стало известно в феврале 1943 года, когда Луганск освободили Советские войска. Чрезвычайная государ­ственная комиссия, на основании показаний свидетелей и документов специаль­ного следствия установила, что общее количество расстрелянных жителей Воро­шиловграда достигала 8 тысяч человек. 1 ноября 1942 года с 12 до 18 часов, и в последствии 21 января 1943 года в районе Острой Могилы, где сегодня стоит памятник «Не забудем! Не простим!», было расстреляно 1 тыс. 957 человек, в ос­новном, евреев.

Многие из этих людей были настолько изувечены, что их невозможно было опознать. Всего, по версии официальной комиссии в районе памятника было рас­стреляно более 3 000 граждан и места их захоронений неизвестны. Хотя некото­рые поисковики утверждают, что общее число убитых достигает 20 тысяч, просто они захоронены на большой территории и это затрудняет поиски.

При осмотре останков медицинскими экспертами были обнаружены ране­ния различных частей тела, лица, головы, глаз. Некоторые из погибших имели несколько ранений. Убитые нацистами дети носили следы переломов рук, ног, выколотых глаз и прочих повреждений, что указывало на факты издевательств перед убийством.

Юрий Русанов, доброволец из России, в Луганске с самого начала боевых дей­ствий. Под его руководством уже отреставрировано несколько братских могил. На очереди памятник жертвам «Бабьего Яра» в Луганске. Сегодня уже ведётся сбор средств на восстановление памятника.

Желающие помочь в реставрации мемориала могут связаться с Юрием Русановым в Фейсбуке , «ВКонтакте».

 «Дикое поле»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *