По ком звонит колокол?

Krakow_ghetto1

Генпрокуратура Литвы приступила к расследованию составленного Центром исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы списка лиц, которые в годы Второй мировой войны, возможно, добровольно пособничали нацистам и участвовали в массовых убийствах евреев. Для этого понадобились 4 года и книга Руты Ванагайте «Наши» („Мūsiškiai“).zhn7uLN

Мучает вопрос, почему именно сейчас давно известные всем факты вдруг вызвали такой бурный общественный резонанс? Впрочем, пар в котле, искусственно сдерживаемый долгое время, неминуемо должен был привести к взрыву. Первый звонок прозвенел в 2009 году, когда на сайте Ассоциации евреев Литвы в Израиле юрист Й. Меламед объявил о 4000 лицах, которые напрямую назывались «убийцами евреев». Литовские историки в течение 3 лет этот список проверяли, в итоге сократили вдвое и передали правительству. Однако на этом тогда все и закончилось. С 2012 года документ с именами и фамилиями пособников нацистов пылился в столах канцелярии кабмина. Одиночные призывы обнародовать список утонули в море опасений, что это вызовет нежелательные последствия. Мол, кто знает, чьи там фамилии, как это отразится на дальнейшей карьере тех, чьи родственники там указаны. С другой стороны, побоялись дискредитации некоторых решений в годы независимости, когда лица, осужденные в советские времена за участие в убийстве евреев, были реабилитированы, а некоторые даже возведены в ранг героев.tmp94u8PI

Осознать степень страха вокруг участия Литвы в Катастрофе мне лично довелось при подготовке репортажей на эту тему. Получить согласие историков прокомментировать события тех лет оказалось непосильной задачей. Глухая непробиваемая стена молчания. Однако поездки по стране дали понять, что люди все помнят и знают. В Таураге, во время подготовки материалов о семье известного российского олигарха Р. Абрамовича, проживавшей в этих краях и отправленной за несколько недель до начала войны в ссылку, местные краеведы показали свободно лежащую в библиотеке монографию. Небольшую брошюрку, в которой рассказывается, как споро, с азартом, за бутылку водки, а то и просто за словесное одобрение здесь убивали евреев литовцы. По словам местных жителей, Р.Абрамович своим появлением должен был благодарен только НКВД и ссылке его родни, потому что по злой иронии судьбы, именно в освободившемся богатом доме Абрамовичей в Таураге образовалось еврейское гетто, а в живых после массовых убийств остался один местный еврей.

В 2012 году известный режиссер документального кино Саулюс Бяржинис, автор около 40 фильмов, лауреат национальных и международных премий, представил общественности документальный фильм «Когда в Юрбаркасе звучал идиш». За что был удостоен имени врага народа и предателя, хотя когда-то, наряду с А. Тарковским, вошел в список 40 кинорежиссеров, которые своим творчеством содействовали разрушению советской империи. Такая метаморфоза стала возможна лишь потому, что С. Бяржинис осмелился публично коснуться запретной темы – участия литовцев в массовых убийствах евреев в Литве. Потому что показал могильные холмы, под которыми покоятся останки людей, бывших до 1941 года полноправными гражданами Литвы, родившимися, выросшими и жившими в этих же местечках. Его фильм о том, почему идиш перестал звучать, к примеру, в Юрбаркасе, где из 1222 евреев, живущих там, в живых остались 6. О том, как еврейская речь была убита в расстрельных ямах, и убита не пришедшими на литовскую землю врагами, а вчерашними соседями, согражданами. С экрана люди свидетельствуют, что юрбаркская команда убийц была создана из бывших «белоповязочников», шаулисов («Союз шаулисов» – военизированная организация в довоенной Литве) и местных полицейских.

На кадрах – старые фотографии, подтверждающие, что сами гитлеровцы не стреляли – только снимали на камеру и фотографировали резню, после которой юрбаркцы делили имущество убитых ими еврейских семей. У многих показанное вызвало возмущение. «После просмотра фильма создается впечатление, будто литовцы охотно участвовали в убийствах евреев, но не объясняется, почему они стали убийцами. Нацисты осуществляли свою идеологию, а нескольких выродков-литовцев, сотрудничавших с оккупантами, нельзя считать народом Литвы», – таков был главный лейтмотив осуждения. В итоге этот фильм был назван антигосударственным. Представители власти даже потребовали, чтобы режиссер пересмотрел некоторые моменты, связанные с историей Литвы 1939-1990 годов, и преподнес их так же примитивно, как это сделано в школьных учебниках истории. Что называется, в «лучших» традициях партийно-советской цензуры. Автор вынужден был оправдываться, отстаивать свое право на истину, однако безуспешно, и по тайному умолчанию постепенно стал творческим изгоем.

И вот спустя 4 года появляется книга Ванагайте «Наши», написанная, по ее личному признанию, для внутреннего пользования. Для возможности понять, признать и очиститься, чтобы история не повторилась. Не могу не отметить гражданское мужество автора, хотя понимаю, что Ванагайте не нуждается в нашем одобрении. Она написала об этом, потому что не могла молчать. Ибо, столкнувшись с масштабом той Катастрофы, понимаешь: «Я – каждый здесь расстрелянный старик. Я – каждый здесь расстрелянный ребенок…».

По ее словам, главным откровением во время работы над книгой был тот факт, что репрессии осуществляли не кучка выродков, а обычные люди, которые были уверены, что не делают ничего предосудительного. На презентации книги на вопрос, не может ли повториться то, что было, Ванагайте сказала: «Если у нас будут делить людей на наших и чужих, то чужие всегда могут стать объектом нападок, их будут называть крысами, гнидами, как когда-то называли евреев. Их пометят, как деревья, которые нужно вырубать, их признают за нелюдей, а значит, внушат, что можно убивать… Все тогда началось именно с антисемитской пропаганды. Говорили: евреи – нелюди, большевики, они нас ссылают, они нас спаивают в своих корчмах. А после этого останется лишь подойти к краю ямы, а помеченные крысы, которых нужно уничтожать, уже там… И нужно только спустить курок». И добавила: «Может, кто-то прочитал название книги «Наши» и подумал: наши – это те, кто убивал. Но это не так. Наши – это и те, кто убивал, и те, кто был убит, потому что все они были гражданами Литвы. Все они были наши! И Литва должна это понять».

Поймут ли, запомнят ли, очистятся ли те, кто, не стесняясь, скандирует сегодня «Литва -литовцам!», кто, назвавшись стрелком (шаулисом), откровенничает в СМИ о том, как яростно нужно бороться с неверными, читай с нелояльными, и те, кто в многочисленных комментариях на страницах электронных порталов открыто делит граждан на своих и чужих, презрительно выделив категорию «ватников». Но, надеюсь, будущее не за ними, а за именами Праведников среди народов мира в саду музея Яд ва-Шем в Иерусалиме, где значатся и 916 литовцев, которые в годы войны рисковали собственной жизнью и жизнями своих близких, спасая евреев от неминуемой смерти. А «кто спасает одну жизнь – спасает весь мир», – именно так и написано на медали праведников мира.

Ромуальда ПОШЕВЕЦКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *